Опубликовано 18 декабря 2014, 20:01

Гонки по старинке

Один день за рулем монокубкового купе BMW M235i Racing
Гоночная трасса Monteblanco. Ежегодные тесты BMW для журналистов. От России — всего двое. Выжимаю все соки из BMW M235i Racing за рулем. Это купе даже ближе к культовому M3 DTM (E30) 87 года, чем современная чемпионская M4 DTM! Моим наставником по тестам назначили какого-то мальца — Джесси Крона. Я, конечно, перед выездом посмотрел краткие биографии заводских пилотов-наставников, которые работают с нами на трассе — одни чемпионы и призеры DTM и WSR 3.5, а на Джесси даже не глянул.
Фото автора и компании BMW
Фото автора и компании BMW

Гоночная трасса Monteblanco. Ежегодные тесты BMW для журналистов. От России – всего двое. Выжимаю все соки из BMW M235i Racing за рулем. Это купе даже ближе к культовому M3 DTM (E30) 87 года, чем современная чемпионская M4 DTM! Моим наставником по тестам назначили какого-то мальца – Джесси Крона.

Я, конечно, перед выездом посмотрел краткие биографии заводских пилотов-наставников, которые работают с нами на трассе – одни чемпионы и призеры DTM и WSR 3.5, а на Джесси даже не глянул. Интересно, как этот финн попал в программу поддержки пилотов BMW?

Мы с моим 24-летним наставником идем по гоночному треку пешком. Обход трассы до соревнования или тестов – это не ритуал на удачу, а серьезная работа. От этого зависит, насколько быстро пилот сможет адаптироваться к изменяющимся погодным условиям и, конечно же, какое время сможет показать: уклон дороги, небольшая кочка, вкатанная траектория, форма и тип поребриков – все играет роль. Что-то вроде раллийной стенограммы, но только молча, про себя. Рассказывая об особенностях пилотирования купе M235i Racing, Джесси делает упор на плавность действий. Это, мол, не формульный класс и резкость только замедлит гонщика.

VLN – серия длинных гонок на Нюрбургринге с 40 различными классами. На старт выходят свыше 150 автомобилей. Гонки длятся 4,6 или 24 часа, с обязательной сменой пилотов (состав экипажа 3-4 гонщика).

VLN – серия длинных гонок на Нюрбургринге с 40 различными классами. На старт выходят свыше 150 автомобилей. Гонки длятся 4,6 или 24 часа, с обязательной сменой пилотов (состав экипажа 3-4 гонщика).

Тестировать я буду именно тот автомобиль, на котором Джесси стартовал в гоночной серии VLN на Нюрбургринге. Монокубок BMW 235i Racing Сup появился в начале 2014 года и все построенные автомобили сразу были выкуплены командами. Новые купе пришлись как раз кстати, так как самый популярный класс V6 (практически стандартные автомобили без доработок с двигателями объемом до 3,5 литра) начал испытывать отток участников – новые Porsche 911 3.4 стали на дюжину секунд быстрее популярных ранее BMW M3 (E46), и бороться с ними стало невозможно. В таких условиях, участие в монокубке за вполне вменяемые деньги оказалось неплохой заменой.

Именно поэтому уже на первом выезде BMW M235i Racing Cup стартовали 24 пилота во всех экипажах, а на 24-часах Нюрбургринга количество сидевших за рулем новых купе возросло до 48 гонщиков.

К началу тестов над трассой пошел сильный дождь. Сначала за руль должен сесть Джесси – он покажет мне за один круг, на что способно гоночное купе. Потом моя очередь.

Финский гонщик великолепно тормозит левой ногой, мягко протягивая на тормозе до внутреннего поребрика и так же плавно ускоряясь. Никакой борьбы с машиной и никаких резких движений. А этот парень неплох! Оказывается, на вчерашних предтестовых прогонах на монокубковой машине он был быстрее всех заводских пилотов.

Как Джесси получил поддержку BMW Motorsport Junior? В течение года специально обученные люди из баварского проекта ездят по Европе в поисках молодых дарований. Один из них и заметил Джесси, который на старом Porsche GT3 (996) успешно боролся против новых 911 (997) в финской серии в прошлом году. И пригласил на отбор: физические и психологические испытания плюс гоночные тесты. Из дюжины кандидатов BMW отобрало четверых на этот год, а в конце 2014 года сотрудничество продолжат только с одним. С кем – пока неизвестно. Джесси немного переживает по этому поводу, хотя виду не подает – чаще всего он по-скандинавски отрешен.

Моя очередь. Двигатель на холостых практически не слышно – это не громоподобная BMW 635 CSi DTM. Медленный выезд из боксов, конец пит-лейна и газ в пол. Как же вжимает кресло – это настоящие 333 лошадиные силы, а не "обезжиренные", которые продаются в дилерских центрах. На разгоне хорошо слышно двигатель – звонкий, гоночный. В трансмиссии что-то гудит, напоминая вой шестерен кулачковой коробки. Настоящий гоночный антураж. А передач так много, что на первом круге я, по привычке скидывая передачи лепестками вниз, оказываюсь на третьей вместо второй.

Да-да, это первый кольцевой автомобиль с классическим гидротрансформаторным автоматом, построенный более чем в одном экземпляре.


#####Какие монокубковые машины быстрее всех в серии VLN на Нюрбургринге:

Гонки по старинке

Монокубковое купе управляется на интуитивном уровне: это когда «переднеприводные» водители приходят в картинг и с первого же круга незаметно для себя отлавливают занос заднеприводного маломощного карта. Разница в том, что BMW М235i Racing имеет 333 лошадиные силы, а вес у него как у кроссовера. Баварцы неохотно говорят о массе в 1425 кг. Но чего стесняться? Все знают, что при смене поколений масса автомобиля только возрастает.

Интересно другое: историческая туринговая 635 CSi 1983 года воспринимается тяжелой баржей при массе 1185 килограммов, а более тяжелое купе M235i Racing ощущается легким и подвижным автомобилем.

За весь гоночный сезон не было зафиксировано ни одной поломки автомата ZF 8-HP

За весь гоночный сезон не было зафиксировано ни одной поломки автомата ZF 8-HP

Сложности возникают в первую очередь на торможениях – перегрузить передние колеса, особенно на мокром асфальте, проще простого. К тому же, если вовремя не убрать массу с передних колес, то автомобиль будет сначала плужить еще пару метров вперед, и лишь потом повернет. Но в связках поворотов это купе – сама легкость и послушность, даже на залитой водой трассе. Здесь, на обычном треке, машина простовата, но на Нюрбургринге именно такой автомобиль кажется идеальным вариантом – в «Зеленом аду» так страшно ехать на полном ходу, что бороться с автомобилем будет просто некогда.

Только начинаю прикатываться к трассе, как слышу в наушниках: «Box! Box this lap! Box!». Нажимаю кнопку на руле, жду две секунды и грустно мямлю на английском: «Copy! Copy!». Понял, понял. Возвращаюсь на пит-лейн. Тесты закончены.


#####Когда DTM был А-групповым


Параллельно с заездами на новой гоночной BMW M235i Racing, на испанской трассе полным ходом идет подготовка к журналистским тестам М4 DTM, но мне туда путь пока закрыт – количество мест ограничено, плюс требуется серьезная гоночная лицензия. Новые гоночные машины DTM похожи на настоящие космолеты. По крайней мере, если судить по количеству золотой фольги на деталях силовой установки и дотошному подходу к запуску автомобиля на гоночную трассу – словно в межгалактический полет отправляют. Описывать конструкцию современных автомобилей DTM для обычных людей, к каким причисляю себя я, – это словно рассказывать «донецким шахтерам про разочарованный лорнет», как писал Маяковский. Непонятно, сложно и слишком далеко от реальной жизни.

Построить такую M4 DTM в частном порядке невозможно. А вот монокубковую BMW M235i Racing – не так уж и сложно. В серийном купе M235i нужно в первую очередь поменять масляный насос и поддон двигателя. Потому что даже в гражданских режимах рядный двигатель N55 с турбиной twin-scroll страдает от масляного голодания. Не лишним будет и настоящий «злой» самоблок с эффективным охлаждением масла в редукторе. Наконец, обязательное оборудование во всех соревнованиях: каркас безопасности, система пожаротушения, гоночные сиденья и ремни. Поставил все это – и можно стартовать в гонках на Нюрбургринге.

Но зачем строить, если заводская гоночная M235i Racing будет стоить дешевле.

В Германии разница в цене между гражданским автомобилем и кубковым составляет всего 14 000 евро. При этом только гоночные колеса и амортизаторы KW обойдутся в 7500 евро. А сколько еще всего необходимо…

Цена в 60 000 евро объясняется тем, что кубковые автомобили собираются сразу с каркасом и всеми доработками прямо на заводе в Лейпциге. Обычно процесс превращения серийного автомобиля в гоночный начинается с вытряхивания всего салона, который у BMW стоит немалых денег, но на машинах для монокубка его попросту нет. К тому же, мы недавно рассказывали, что производители часто делают скидки на свои машины для популяризации монокубков – ведь при любом результате побеждает BMW.

Расширители колесных арок. Почти полностью стандартная передняя панель. Сохраненный несущий кузов. Каркас безопасности. Двери с опускающимися стеклами. Все это есть и на М3 DTM 1987 года, и на монокубковой M235i Racing.

Расширители колесных арок. Почти полностью стандартная передняя панель. Сохраненный несущий кузов. Каркас безопасности. Двери с опускающимися стеклами. Все это есть и на М3 DTM 1987 года, и на монокубковой M235i Racing.

Сложно искать изъяны в монокубковой M235i Racing. Это настоящее зеркало автомобильной индустрии – большая масса, турбомотор, электроника, автоматическая коробка передач, послушность и стабильность. В то время как BMW M3 DTM 1987 года, на которой нас покатали заводские пилоты, наглядно рассказывает про ценности прошлых лет: высокооборотистый двигатель, малая масса, компактные размеры автомобиля и нервозность в поворотах.

А что отражает новая чемпионская M4 DTM? Всего лишь превратности регламента. В ней уже не прочитать историческую эпоху, не узнать особенности экстраполированных на нее серийных автомобилей. Ведь это спортпрототип, почти что формула, только накрытая композитным колпаком и построенная в полном соответствии с жесточайшими требованиями. А ведь кузовные гонки всегда считались наиболее близкими к серийным автомобилям.

Уже вернувшись домой, я узнал единственного победителя программы BMW Motorsport Junior Programme – им стал Джесси Крон. Значит, в следующем году будем с ним состязаться на Z4 GT3. А может, на M4 DTM?


#####Российский опыт: Олег Квитка, призер кубка BMW M235i Racing Cup в 2014 году

«Я выбрал этот кубок для старта в VLN, потому что это новая серия, задний привод и переключение передач лепестками. Кубковая Astra OPC имела проблемы со стандартной коробкой, плюс это обычная механика и передний привод. Главная особенность M235i Racing – она очень жесткая для Нюрбургринга. Дело в том, что машину настраивали на Хоккенхаймринге и Спа-Франконшам. А там трассы намного ровнее, чем "Северная петля". В итоге, от такой жесткости гнуло крепления сидений и очень болела шея. Правда, через 2-3 этапа, после постоянных жалоб команд, BMW предложили более мягкие пружины, а вот амортизаторы оставили прежние. Из-за большой жесткости амортизаторов играть ими для изменения управляемости не получается – мы ставили в самое мягкое положение, так и ездили. По ценам: я бы ориентировался на 12 000 евро "все включено" за машину для трех пилотов на этап. Можно сторговаться на 10 000 евро, если все трое быстрые пилоты. Команды любят быстрых».

«Я выбрал этот кубок для старта в VLN, потому что это новая серия, задний привод и переключение передач лепестками. Кубковая Astra OPC имела проблемы со стандартной коробкой, плюс это обычная механика и передний привод. Главная особенность M235i Racing – она очень жесткая для Нюрбургринга. Дело в том, что машину настраивали на Хоккенхаймринге и Спа-Франконшам. А там трассы намного ровнее, чем "Северная петля". В итоге, от такой жесткости гнуло крепления сидений и очень болела шея. Правда, через 2-3 этапа, после постоянных жалоб команд, BMW предложили более мягкие пружины, а вот амортизаторы оставили прежние. Из-за большой жесткости амортизаторов играть ими для изменения управляемости не получается – мы ставили в самое мягкое положение, так и ездили. По ценам: я бы ориентировался на 12 000 евро "все включено" за машину для трех пилотов на этап. Можно сторговаться на 10 000 евро, если все трое быстрые пилоты. Команды любят быстрых».

BMW M235i

Нравится
Понятная управляемость, доступная аренда и хороший темп на треке.
Не нравится
Большая масса и мягкая подвеска (для обычных гоночных треков).
Вердикт
Романтика кузовных автогонок возвращается.
kg