Что изменится для водителей 1 сентября?
Штрафы, камеры, новые сборы: всё, о чем нужно знать водителямКамер станет меньше, но это не точно
Использование камер регулируется двумя постановлениями правительства — №754 и №752: первое относится к правилам размещения комплексов фотовидеофиксации, второе — к правилам передачи данных с камер. Оба документа вступают в действие 1 сентября. Эксперты сходятся во мнении, что из-за новых правил властям придётся отключить значительную часть камер, которые не укладываются в новые нормативы.
Места, где можно ставить камеры, теперь прописаны в закрытом перечне — впрочем, мы не думаем, что это кардинально переменит ситуацию для водителей. И всё же знать нюансы стоит.
В этом списке:
• аварийно-опасные участки дорог
• выделенные полосы
• пешеходные переходы
• перекрестки
• участки с запретом стоянки
• пункты весового контроля
• пересечения дорог с повышенной аварийностью (под этим понимаются места, где за год произошло 4 или более ДТП с пострадавшими или материальным ущербом одного вида)
• В конце списка есть и расплывчатая формулировка «в местах, определяемых при осуществлении надзора в области безопасности дорожного движения».
А передвижную камеру можно ставить ещё и в зоне дорожных работ (но после их окончания комплекс нужно убрать).
Важно другое. Во-первых, теперь расстояние между стационарными камерами-скоростемерами должно быть не меньше 1 км в населенном пункте и 5 км за городом. Правда, исключение сделано для аварийно-опасных участков дорог, для пересечения дорог с повышенной аварийностью и в «местах, определяемых....» (см. формулировку выше) — там камеры можно ставить чаще. А вот камер, контролирующих соблюдение разметки, эти ограничения вообще не касаются.
Во-вторых, стационарные и мобильные камеры должны обозначаться знаком «Фотовидеофиксация» — причём таким образом, чтобы зона контроля начиналась не раньше чем через 150–300 м после предупреждающего указателя. Похожее ограничение введено для знаков, обозначающих начало населённого пункта: зона контроля должна начинаться не раньше 100 метров за ним. Инициатива штрафовать водителей по данным с динамических табло не прошла: скоростные лимиты постоянные и жёстко прописаны в документации на дорогу.
Машины с передвижными камерами должны маркироваться особой цветографической схемой, выделяющей их в потоке (какой именно — решают местные власти): скрытная установка не допускается.
Ещё важная деталь: в новом законодательном акте указано, что зона контроля камер не может пересекаться — иначе это бы означало два наказания за одно нарушение.
Наконец, теперь данные с камер должны в необработанном виде передаваться непосредственно в принадлежащую МВД систему «Паутина» — это должно устранить возможность «договориться на месте».
Конечно, всё вышеперечисленное вовсе не означает, что после 1 сентября все без исключения камеры будут установлены по правилам. Мы вполне допускаем, что где-то могут не успеть привести их в порядок, а где-то и намеренно затянут процесс перехода. Впрочем, невыполнение новых правил должно быть основанием для отмены штрафа — по жалобе гражданина или по протесту прокуратуры.
Штрафы на платных дорогах
C 1 сентября увеличиваются штрафы за неоплату проезда по платным дорогам — но не по всем. Дело в том, что теперь субъекты федерации получили право устанавливать свои штрафы на региональных трассах, а вот штрафы на федеральных трассах останутся прежними. Прежде они были одинаковыми по всей стране. Пока что этим правом воспользовались московские и питерские законодатели.
В Москве нововведение касается проезда по проспекту Багратиона и Московскому скоростному диаметру (составляющим его Северо-Восточной хорде и Юго-Восточной хорде).
Штрафы повышаются, причём для юридических лиц — значительно сильнее. За легковую машину, оформленную на физическое лицо — до 3 тысяч рублей, для юридических — до 10 тысяч. Для грузовика или автобуса штрафы, естественно, выше: 5 тысяч для граждан, 15 тысяч — для юрлиц.
Когда в Московской области откроются Мытищинская хорда и Южнолыткаринская дорога, аналогичный порядок собираются ввести и там. Эти трассы пока строятся, их собираются открыть до конца нынешнего года. А вот ЦКАД имеет статус федеральной автодороги, поэтому там ничего не поменяется.
В Санкт-Петербурге штрафы даже более суровые, чем в столице: с физлиц при неоплаченных поездках по Западному скоростному диаметру будут взимать те же три тысячи рублей, а с юрлиц — 30 тысяч.
Напомним, что проезд по Московскому скоростному диаметру бесплатный для транспорта с номерами Москвы и Московской области. Привычных пунктов оплаты с шлагбаумами на этой магистрали нет — номера считываются камерами. Подробно о правилах оплаты проезда и льготах можно прочесть на сайте Правительства Москвы — там есть масса нюансов. Например, при оплате долга в течение 20 дней после вынесения наказание можно отменить. А ещё оплачивать требуется только транзитный проезд, а таким считается не любой проезд «насквозь».
Новые аптечки: обязательны, но не совсем
Есть нововведения и относительно автомобильных аптечек: вступает в силу новый приказ Минздрава, расширяющий список предметов, которые должны быть в составе аптечки.
С 1 сентября в новых наборах должны быть изотермическое одеяло для переохлаждения или перегрева, второе устройство для проведения искусственного дыхания «рот в рот», блокнот формата не менее А7, маркер либо карандаш.
Но есть нюанс: аптечки, скомплектованные до вступления в силу нового приказа Минздрава, можно будет использовать и после 1 сентября. Поменять их на новые нужно будет до истечения срока годности, но не позднее 1 сентября 2027 года.
Новый закон может «выбить» почти половину таксистов
Ещё одно законодательное нововведение повлияет даже на тех, у кого нет ни машины, ни водительского удостоверения: оно касается такси.
1 сентября вступает в силу Федеральный закон № 278, по которому таксисты должны оформить ОСГОП — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Сотрудники ГИБДД будут иметь право проверять таксистов на наличие полиса.
С одной стороны, идея благая. Полис должен обеспечить страховую защиту пассажиров: к примеру, выплата за вред, причиненный жизни, вырастет с 500 тысяч рублей до двух миллионов.
С другой, по всей стране это выдавит с рынка почти половину водителей. В общей сложности в России в такси работает около 2,5 миллионов человек, и порядка миллиона из них не смогут выполнить требования закона. Пока что СГОП оформили лишь 25 процентов таксистов, причём большинство из них работают в Москве.
Чтобы оформить ОСГОП, водитель должен иметь разрешение на работу в такси, а оно есть не у всех. Получить его непросто и недёшево: нужно соблюсти ряд условий — например, перекрасить машину в предписанные цвета. Похоже, что больнее всего закон ударит по регионам и людям, работающим таксистами не на полной занятости. И уж точно приведёт к подорожанию услуг такси, как уже произошло после вступления в силу закона «О такси» в сентябре прошлого года: тогда цены выросли примерно на 30 процентов в целом по стране, а в Москве — на 40.