Все в пустыню
Кто будет бороться за победу на ралли-рейде "Дакар-2014"В южноамериканской пустыне Атакама 5 января стартует ралли-рейд "Дакар" – самый сложный и престижный автомобильный марафон в мире. На старт гонки выйдут почти 450 экипажей из 50 стран. Тридцать три участника будут представлять Россию.
"Дакар"-2014 станет самым длинным из всех "Дакаров" в Южной Америке: общая протяженность дистанции составит 9000 километров, из которых 5000 придется ехать в боевом режиме. В легенде появятся высокогорные "допы", а две пары спецучастков сделают марафонскими – так называют особенно длинные отрезки дистанции, между которыми пилотам запрещено обращаться за посторонней помощью. Протяженность "допов" также увеличится: в рейд возвращаются 600-километровые спецучастки.
Еще одной особенностью грядущего "Дакара" станет география: впервые в истории знаменитый ралли-рейд наведается в Боливию. На бивуаке в городе Уюни участников встретит президент страны Эво Моралес. Впрочем, такая честь уготована не всем – в Боливию заедут только мотогонщики и квадроциклисты. Остальные пилоты проследуют в объезд: внедорожники и грузовики ограничатся пейзажами Аргентины и Чили.
Разрозненность маршрута – последняя и, пожалуй, самая важная отличительная черта предстоящего соревнования. Впервые в истории 40 процентов зачетной дистанции мотоциклисты с квадроциклистами проведут в отрыве от своих коллег. В прежние годы представители различных классов часто жаловались на перекос в выборе маршрутов в ту или иную сторону. Новая легенда составлена по принципу "и вашим, и нашим". Внедорожники и тягачи получили широкие и в меру сложные "допы", не заставляющие втискиваться на непригодные для грузовиков серпантины. Мотоциклистам, в свою очередь, достанется отдельный маршрут, который будет крайне требователен как к пилотам, так и к технике.
###Мотоциклы
Самое интересное очное сражение "Дакара"-2014 ожидает нас в зачете мотоциклов – между Сирилом Депре и Марком Кома. Два лучших внедорожных мотогонщика современности вновь сойдутся в поединке за первое место в самом сложном и изматывающем зачете "Дакара". В прошлом году мы были лишены этой дуэли: Кома пропускал гонку из-за травмы плеча. В отсутствие Марка выиграл, разумеется, Депре – но теперь к Сирилу вернулся его самый грозный соперник.
Мотоциклист-танцор
В Норвегии мотогонщика Пола-Андерса Уллевольстера считают национальным героем: бешеная популярность спортсмена привела к тому, что его три раза приглашали на шоу "Танцы со звездами". В 2013 году пилот, наконец, согласился -- и занял шестое место. Самое удивительное, что в итоге телевизионное шоу помогло Уллевольстеру подготовится к новому ралли-рейду: на съемках Пол-Андерс тренировался по 6-10 часов в день, "прокачивая" координацию и физподготовку.
Особую пикантность грядущему сражению придает переход Депре в новую команду: после долгих лет в коллективе KTM француз перебрался к их заклятым соперникам из Yamaha. С весны Сирил доводил до ума японский байк, помогая инженерам подбирать правильные настройки и усиливать конструкцию: с таким опытом у Yamaha теперь как никогда много шансов прервать 12-летнюю гегемонию мотоциклов KTM. Помогать пятикратному победителю "Дакара" на новом месте будут верные оруженосцы Оливье Пайн и Франс Верховен – на спецучастках пилотам доверят везти воду и запасные детали для своего лидера.
По аналогичной схеме работают в KTM. Отныне ставка делается только на Кому: Франсиско Лопес, Рубен Фария и Давид Касту будут ассистировать Марку в борьбе с усилившейся армадой Yamaha.
Еще одним претендентом на победу в мотоциклетном зачете рассчитывает стать Honda. Для предстоящего марафона японская команда собрала звездный состав: пилотами станут обладатели призовых мест "Дакара" Элдер Родригес, Паоло Гонсалвеш и Хоан Барреда Борт. С меньшим бюджетом, но не меньшим энтузиазмом в бой уйдет марка Sherco: цвета этой конюшни будут защищать проверенные пилоты Ален Дюкло и Хуан Педреро.
###Квадроциклы
Зачет квадроциклов давно превратился в южноамериканский междусобойчик: среди 40 стартующих пилотов 60 процентов представляют именно этот континент. Возможно, именно поэтому категория не пользуется особой популярностью среди европейских гонщиков. Последние четыре года в этом классе побеждали братья Патронелли: на счету Алехандро и Маркоса по два выигранных марафона. Ближайший "Дакар" старший из братьев пропустит, оставив Маркоса в одиночестве. Противостоять аргентинцу будут его многочисленные соотечественники.
Главным конкурентом Патронелли-младшего следует признать серебряного призера прошлогоднего марафона Игнасио Касале. В минувшем сезоне 26-летний чилиец выиграл перуанский рейд Desafio Inca, считающийся подготовкой перед "Дакаром". В другой крупной гонке – Desafio Ruta 40 – победил 22-летний аргентинец Лукас Бонетто. Оба молодых пилота попробуют остановить гегемонию Патронелли, но едва ли не больше внимания привлекает другой аргентинец – 18-летний Иеремия Гонсалес Фериоли. Для юного пилота предстоящий "Дакар" станет дебютным, но на менее статусных соревнованиях тинэйджер уже продемонстрировал свои бойцовские качества, позволившие ему финишировать в первой десятке.
Впервые в истории зачет квадроциклов пополнился представителем России: за рулем Raptor Yamaha под номером 296 на старт выйдет 22-летний Сергей Карякин. Вряд ли мы вправе ожидать от дебютанта победы, но уже само присутствие отечественного квадроциклиста на "Дакаре" можно назвать событием. В классе внедорожников россиян на порядок больше.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
###Внедорожники
Основная интрига автомобильного зачета "Дакара" – борьба партнеров по команде X-Raid. В технологическом плане немецкий гоночный коллектив слишком далеко оторвался от остальных – но это не значит, что за перипетиями "Дакара" будет неинтересно следить. Напротив, напарники способны устроить яркое шоу. В X-Raid не стремятся работать на лидера: команда снабжает своих пилотов равной техникой. Благодаря такому подходу у одиннадцатикратного победителя "Дакара" Стефана Петеранселя раз за разом оказываются достойные соперники, а сама гонка не превращается для него в увеселительную прогулку.
В 2014 году против Петеранселя выступят испанец Хуан Рома, поляк Кшиштоф Головчик, аргентинец Орландо Терранова и катарец Нассер Аль-Аттия. Аль-Аттия – триумфатор "Дакара" 2011 года и бронзовый медалист лондонских Олимпийских игр в стендовой стрельбе – после долгих лет борьбы с X-Raid все-таки присоединился к своим заклятым соперникам.
Тандем Аль-Аттия – Карлос Сайнс, так ярко выступавший в прошлом году, распался: друзья-чемпионы разбрелись по разным командам. И если Нассеру достался проверенный MINI ALL4 Racing, то его недавнему партнеру пришлось пересесть на багги SMG. Штурман Сайнса Тимо Готтшальк не питает иллюзий: по его словам, маршрут нового "Дакара" не подходит заднеприводным багги, а значит навязать борьбу признанным мастерам бездорожья вряд ли получится.
Что касается калифорнийских прототипов на базе Chevrolet Colorado, на которых Аль-Аттия с Сайнсом гонялись в сезоне-2013, то эти машины достались новообразованной команде EVR под управлением легенды "Дакара" Эрика Вигору. Француз, проживающий в США, основал собственную конюшню в марте 2013 года. В новом сезоне Вигору откажется от роли пилота ради полноценного управления коллективом: вместо Эрика за руль сядут американец Би Джей Болдуин и бывший пилот X-Raid Герлен Шишери. На счету Болдуина две победы в мексиканской "Бахе 1000" и более пятисот песчаных гонок. Шишери и вовсе не нуждается в представлении: Герлен – один из самых быстрых и безбашенных участников "Дакара".
Наконец, ход конем сделал любимец публики Робби Гордон. Пилот NASCAR, открыто называющий MINI "машинами для девчонок", сменил автомобиль: вместо большого Hummer H3 американец поедет на новом 1200-сильном монстре самой дорогой категории Т1 под названием Hummer Super Truck. Потенциально этот автомобиль способен разогнаться до 322 километров в час – не каждый болид Формулы-1 возьмет такую планку.
При всем этом великолепии Гордону придется ограничиться приводом на два колеса. Прогнозировать результаты Hummer Super Truck не берется никто: на "Дакаре" всегда с осторожностью смотрят на дебютантов, ведь именно новые машины обычно ломаются первыми. Впрочем, порадовать победами на отдельных спецучастках Гордон вполне способен – хоть какая-то альтернатива засилью "девчачьих" MINI.
###Грузовики
Больше всего изменений за минувший год произошло в зачете грузовиков. Только здесь практически все фавориты либо сменили, либо серьезно обновили свои тягачи – грузовой "парк" "Дакара" давно не видел столь массового "апгрейда".
Кроме того, участникам пришлось снижать токсичность выхлопа двигателей: устроители ралли-рейда ужесточили требования к дымности из экологических соображений. Конечно же, эти требования не обошли стороной силовые установки Тутаевского моторного завода (ТМЗ), которыми традиционно оснащаются "Камазы". Оставшиеся на складах "КАМАЗ-Мастера" двигатели ТМЗ пришлось душить всевозможными рестрикторами – такие агрегаты получили пилоты "быстрых техничек" Антон Шибалов и Дмитрий Сотников. Если их силовые установки продолжат дымить, штрафы последуют незамедлительно: за первый раз положено снятие 15 минут, а после четвертого случая нарушителей ждет дисквалификация.
Что касается гонщиков "КамАЗа", едущих на результат, то они получили моторы швейцарской фирмы Liebherr – на 40 лошадиных сил мощнее российских. На ралли-марафоне "Шелковый путь" этот двигатель обкатал действующий триумфатор "Дакара" Эдуард Николаев. Результат получился неоднозначным: спортсмен ехал быстро, но грузовик сломался уже на втором "допе". Впрочем, выхода у "КамАЗа" все равно нет: с 2016 года в ралли-рейдах будут запрещены моторы больше 16,5 литра, тогда как рабочий объем морально устаревших агрегатов ТМЗ равен 18.
Главным конкурентом "КАМАЗ-Мастера" по-прежнему является коллектив Жерара де Роя. К очередному "Дакару" специалисты голландской команды установили на IVECO новые моторы и подвеску: и без того крепкие грузовики теперь должны стать еще надежней. "Застрельщиками", как всегда, станут сам Жерар де Рой и его двоюродный брат Ханс Стэйси. Увы, третий пилот голландской дружины Мики Биазон потерял свое место из-за сложностей со спонсорами.
Как никогда силен будет коллектив Veka MAN. Каких-то три года назад основатель команды Питер Верслюйс впервые вышел на старт "Дакара" за рулем частного тягача, а сейчас превратился в наиболее быстро прогрессирующего участника грузового зачета. Ралли-рейд 2013 года голландец завершил на седьмой строчке. Теперь Верслюйс рассчитывает как минимум на подиум: ради этой цели Питер построил совершенно новый грузовик на базе MAN TGS 480. Быстрая и маневренная машина уже принесла пилоту победу в ежегодном "пре-прологе" "Дакара", который проводится каждую осень. На зачетной дистанции помогать Верслюйсу будет опытный Марсель ван Влит – после успешного "Дакара-2010" голландец почти ушел из спорта, но руководитель Veka MAN убедил его продолжить карьеру. Третьим номером станет экс-пилот команды Жерара де Роя Рене Куйперс.
На сюрпризы способны и грузовики GINAF X2222. Разные модификации этих тягачей подготовили команды Mammoet Rallysport и GINAF Rally Service. В составе первой выступит Мартин вен ден Бринк, а вторую возглавит сам Вулферт ван Гинкель – легенда голландского автоспорта строил собственную версию "Жинафа" с февраля прошлого года. "Дакар-2013" гонщик пропустил, и теперь горит желанием восполнить этот пробел: его грузовик получил 18-литровый двигатель Caterpillar, а среди напарников фигурирует экс-пилот Формулы-1 Ян Ламмерс.
Все рассуждения о шансах на победу закончатся 5 января – в этот день в аргентинском городе Росарио начнется первый спецучасток нового "Дакара". На две недели участники останутся один на один со своими машинами и природой.