50 лет Jaguar XJS
Он плохо продавался. Его критиковали, а дизайн сравнивали со смертным грехом. И всё же он стал легендой/imgs/2025/02/14/11/6733731/4d9b1b14503f1544b4cdb801db42e408b7e31ec2.jpg)
Рождение XJ-S нельзя назвать безоблачным, а реакцию на него восторженно-позитивной. Критики задавались вопросом, нужен ли гран-турер с нескромным V12 в эпоху, когда цены на топливо пытаются пробить брешь в стратосфере, а мировая экономика вот-вот развалится, словно карточный домик.
Эксперт по истории Jaguar Филип Портер отзывался не слишком лестно. В своей книге 1996 года он писал: «Никто не мог отрицать, что XJ-S технически превосходен, но он совершил один смертный грех, особенно для Jaguar. Ему недоставало великой красоты. Сравните его с XK120 и E-Type — «Ягуар» отбросил свое замечательное стилистическое наследие. Возможно, это было связано с преклонным возрастом Уильяма Лайонса (основателя компании — прим. авт.). Да и Малкольм Сэйер (эксперт по аэродинамике с опытом работы в авиационной отрасли — прим. авт.) находился не в форме — он умер в 1970-м в возрасте всего 53 лет. Последние E-Type сошли с конвейера в 1974 году, а после короткого перерыва в 1975-м дебютировал XJ-S. Его встретили смущенным молчанием. Беспрецедентно для Jaguar. Я хорошо помню тот день и сильное разочарование».
/imgs/2025/02/14/11/6733732/007cd808f4c966f47e2f2a1ef952e3607568cca4.jpg)
Малколм Сэйер
© Jaguar
Журнал Motor Magazine проанализировал отзывы об XJ-S и задался вопросом, танк ли это или всё-таки суперкар: «Немного того и другого. Он большой, тяжелый, прожорливый и тесный сзади. Он получился великолепно спроектированным, сенсационно быстрым, очень утонченным и великолепным с точки зрения управляемости — подобное сочетание качеств за эту цену не может предложить ни один автомобиль среди протестированных нами».
Считается, что работа над преемником Jaguar E-Type с кодовым названием XJ21 закипела в 1966 году. Первый рабочий вариант появился в октябре: колесная база 105 дюймов как у E-Type с посадочной формулой 2+2, но колея расширена на 2 дюйма. К январю построили другой, с измененной передней частью и расширенными задними крыльями, и еще один к весне.
/imgs/2025/02/14/11/6733759/ecaf1df421272c7784e19afa91cdfe43c15e4e2a.jpg)
/imgs/2025/02/14/11/6733757/98b5df5a329d4b4da1d2cbdf3e89b690d5e98e06.jpg)
/imgs/2025/02/14/11/6733758/4c5f3a48fa5fe254cb316f23070be910efa0e6f6.jpg)
/imgs/2025/02/14/11/6733759/ecaf1df421272c7784e19afa91cdfe43c15e4e2a.jpg)
/imgs/2025/02/14/11/6733757/98b5df5a329d4b4da1d2cbdf3e89b690d5e98e06.jpg)
/imgs/2025/02/14/11/6733758/4c5f3a48fa5fe254cb316f23070be910efa0e6f6.jpg)
Jaguar XJ6
© Jaguar
Осенью 1968 года Малкольм Сэйер уже четко представлял себе результат экспериментов и изложил свое видение в письме сэру Лайонсу. Он предложил спорткар с салоном 2+2 на агрегатах нового седана XJ6 с кодировкой XJ4. «Искомый образ — низкая, широкая и быстроходная машина, привлекающая внимание как будущие итальянские, даже если придется пожертвовать некоторыми разумными ценностями. Например, пространством багажника и интерьера, тишиной, удобством посадки».
/imgs/2025/02/14/11/6733767/f6c99ed5d65f604a22393db8dec754106d50775c.jpg)
/imgs/2025/02/14/11/6733765/11312acf3f73f3d3fe1af57655dc42f5ec51b10e.jpg)
/imgs/2025/02/14/11/6733766/b98d1797b1b11c022e235549ee8447e22c3e0cb3.jpg)
/imgs/2025/02/14/11/6733768/211afcc85f5da8801980de23480796029a73520e.jpg)
/imgs/2025/02/14/11/6733767/f6c99ed5d65f604a22393db8dec754106d50775c.jpg)
/imgs/2025/02/14/11/6733765/11312acf3f73f3d3fe1af57655dc42f5ec51b10e.jpg)
/imgs/2025/02/14/11/6733766/b98d1797b1b11c022e235549ee8447e22c3e0cb3.jpg)
/imgs/2025/02/14/11/6733768/211afcc85f5da8801980de23480796029a73520e.jpg)
Jaguar XJ-S
© Jaguar
Художник Оливер Уинтерботтом уточнял: «Если вкратце, это была спортивная платформа XJ4 (XJ6). Мы не могли позволить себе совершенно новый автомобиль — на самом деле, мы вошли в состав BMH (имеется в виду слияние с British Motor Corporation, позже British Motor Holdings и British Leyland Motor Corporation — прим. авт.), потому что не имели возможности разработать XJ6. Последнее, что собирались делать, — создавать полностью новую технику. Я принял участие в проекте альтернативы — XJ4 GT». Тогда-то и сложился пазл: XJ21 трансформировался в XJ27/28 (купе и родстер соответственно), и XJ-S начал обретать свою причудливую форму. Если сперва его хотели слепить из «И-Тайпа», то в итоге выбор пал на архитектуру XJ и мотор V12. Jaguar планировал сделать гран-турер изысканным, при этом дешевле соперников, но всё-таки подороже E-Type, чтобы заработать реальные деньги.»
Процесс формирования облика получился интересным и в определенном смысле драматичным. Вот, что вспоминал на сей счет Лайонс: «Мы уже на старте серьезно озаботились обтекаемостью, и на консультациях я оказал влияние на Малколма Сэйера. Иногда я видел элемент, не соглашался, и мы обсуждали его. Я использовал свое влияние насколько возможно, не вмешиваясь в его основные требования к аэродинамике, и мы вместе работали над первыми вариантами стайлинга».
/imgs/2025/02/14/12/6733935/38f937710ab8c90bae923ffaf4f37d2149b11465.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733936/5e983feec1d0e2b65aafdce3d712d3f68270b462.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733937/aad363d14de67f8bca16f5ba9aa9a3828b3260fd.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733938/e7fdd69cea504a0cab4978b2c1958f628fb84a11.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733935/38f937710ab8c90bae923ffaf4f37d2149b11465.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733936/5e983feec1d0e2b65aafdce3d712d3f68270b462.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733937/aad363d14de67f8bca16f5ba9aa9a3828b3260fd.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733938/e7fdd69cea504a0cab4978b2c1958f628fb84a11.jpg)
© Jaguar
22 апреля 1970 года Сэйер трагически скончался от сердечного приступа. Поговаривают, его сгубила любовь к сигаретам. Тем не менее, маэстро успел внести значительный вклад в экстерьер XJ-S. Например, так называемые «парящие контрфорсы» (flying buttresses), характерные задние стойки с эффектом тоннеля перед стеклом — его рук дело. Они добавили жесткости конструкции, улучшили аэродинамику и добавили устойчивости на высоких скоростях. Журналисты их ненавидели, а вот клиенты просили оставить всё как есть.
/imgs/2025/02/14/11/6733769/e6fbfaca6847c6fc743ac8fd23bc785ce060c45d.jpg)
Один из скетчей Сэйера. Обратите внимание на «парящие контрофорсы», которые в итоге переняла серийная модель
© Jaguar
Кончина Сэйера — не единственное печальное событие в период подготовки XJ-S. Сложностей и неурядиц тогда вообще хватало. В марте 1972-го на место Лайонса пришел Лофти Ингленд. Продержался он недолго. Несколько лет спустя подал в отставку, освободив кресло для Джеффри Робинсона, с которым имелись трения. Параллельно разразились арабо-израильская война и топливный кризис. У концерна British Leyland Motor Corporation начались серьезные финансовые проблемы, а самым важным для него продуктом ожидаемо оказался маленький экономичный Mini. Джеффри Робинсон покинул пост председателя Jaguar, и на момент рождения XJ-S компания фактически управлялась Питером Крейгом, директором завода и родового гнезда марки Browns Lane в Ковентри, и главным инженером Бобом Найтом.
На родстере (XJ28) поставили крест из-за опасений за судьбу открытых машин в США. Вскоре стало понятно: законодательной «удавки» бояться не стоит и страхи напрасны. Увы, фирма упустила время и ограничилась кузовом купе. Внешность вызывала споры и дискуссии, а вот начинка оказалась совершенно понятной и логичной. Конструкторы плясали от шасси четырехдверного XJ6: колесную базу сократили со 108 до 102 дюймов (2591 мм), cдвинув вперед заднюю подвеску. Двигатель V12 объемом 5,3 литра (289 л.с.) с системой впрыска Bosch (адаптирована фирмой Lucas) известен еще по E-Type, но в карбюраторной версии. Действительно, зачем менять хорошее на новое. Казалось бы, вот он — долгожданный конкурент немецких и итальянских гран-туреров во всей красе! Но нюансов хватало.
/imgs/2025/02/14/13/6733947/f8f5a1f67d3c1a7f11926ecdb8c5fd6cf6696ce7.jpg)
© Jaguar
В американской спецификации выходило всего 247 л.с. и 97 км/ч (60 миль/ч) за 8,6 секунды. Прямо скажем, хвастаться особенно нечем. Электронное зажигание располагалось в самой горячей области подкапотного пространства, и в летнее пекло попросту не справлялось. Машины позорно глохли. Механическая коробка имела четыре передачи, хотя оппоненты перешли на «пятиступки», и вдобавок ограничения по передаче крутящего момента. Ягуары с МКП выпускались до 1979 года и в очень скромных количествах — лишь 352 экземпляра. А вот еще занятный факт: гран-турер собирали на установленной еще в начале 1950-х производственной линии. С довоенным происхождением. И купили её подержанной.
/imgs/2025/02/14/12/6733942/10acf75ae9ff8ef1f62d251734d0c176e83d6d5a.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733941/e3deee4f5fedbb31eda38e188b78b57999f80090.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733942/10acf75ae9ff8ef1f62d251734d0c176e83d6d5a.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733941/e3deee4f5fedbb31eda38e188b78b57999f80090.jpg)
© Jaguar
Может сложиться впечатление, мол, XJ-S — типично британская штучка с прикольным дизайном, посредственным качеством, сомнительным инжинирингом. Годится только чтобы любоваться ею со стороны в твидовом пиджаке под баллады Стинга. Это не так. Купе зажигало! В феврале 1976-го издание Autocar протестировало полносильную модификацию с «механикой» и получило достойные цифры: спринт до 97 км/ч (60 миль/ч) за 6,9 секунды и предельные 246 км/ч.
Опечалить мог разве что расход топлива, хотя с автоматической КП аппетиты еще более богатырские, а динамика немногим хуже — на 0,6 секунды. У журналистов имелись вопросы к удобству на заднем диване, но владельцев XJ-S проблемы пассажиров не тревожили. Хотите удобств на втором ряду? Покупайте королевский седан XJ12. Проблема заключалась в другом. XJ-S очень плохо продавался. С 1975 по 1981 год — всего 14 800 штук. C такими результатами не живут, простите за цинизм.
/imgs/2025/02/14/12/6733824/bf2c87273c4bd95d7f7ccaf6e6ae932c847c552d.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733823/dd2781624e60a6380d76c5897d9ffa09b26319e7.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733824/bf2c87273c4bd95d7f7ccaf6e6ae932c847c552d.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733823/dd2781624e60a6380d76c5897d9ffa09b26319e7.jpg)
В 1982 году дебютировал XJ-SC с 3,6-литровой «шестеркой» — не полноценный кабриолет и не тарга в привычном смысле. Финальный вышел 26 января 1988-го. Всего собрано 5013 экземпляров.
© Jaguar
Удручающая статистика натолкнула руководство British Leyland Motor Corporation на рациональный и логичный сценарий — зафиксировать убытки и отправить модель в Вальгаллу. Но в итоге решили дать ей второй шанс. К июлю 1981-го подготовили обновленный XJ-S V12 HE (High-Efficiency, «высокая эффективность») с допиленными головками блока цилиндров авторства швейцарского гонщика Формулы 1 и инженера Майкла Мэя. Главное, что нужно знать про HE — это высокая степень сжатия (от 10,5:1 до 12,5:1 в зависимости от спецификации, рынка и года выпуска), заметно сниженный расход топлива и 299 л.с. (267 л.с. для США). В числе прочих особенностей обновленного «Ягуара» измененное главное передаточное отношение, доработки подвески, шины Pirelli Cinturato P5 215/70R15, хромированный вставки в бамперах и отделка салона побогаче с деревянной инкрустацией.
/imgs/2025/02/14/12/6733832/68b7f50dbc73e36e150d5020a44796b1c53422cd.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733834/58df4203231970f5cb97b2364b449d6e1505e95a.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733833/bf899edb6cf769f3bf34c85aa818810b07fca5f1.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733832/68b7f50dbc73e36e150d5020a44796b1c53422cd.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733834/58df4203231970f5cb97b2364b449d6e1505e95a.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733833/bf899edb6cf769f3bf34c85aa818810b07fca5f1.jpg)
После того, как XJ-SC принял почетную отставку, его сменил кабриолет от американского кузовного ателье Hess & Eisenhardt (838 единиц). В 1988-м вышел заводской кабрик (на фото). Кстати, тот проект реализовали при участии немецких специалистов Karmann.
© Jaguar
Журналисты остались от XJ-S HE в восторге. Они любили потчевать читателей историями о полетах на 160 км/ч в тишине, но к более доступной и экономичной модификации с 3,6-литровым AJ6 были менее благосклонны. Мотор отнюдь не примитивный — шесть цилиндров в ряд, два распредвала, четыре клапана на цилиндр и до 224 л.с. Но годился ли он гран-туреру — вопрос на миллион фунтов стерлингов. Новый Jag не баловал темпераментом и даже не дотягивал до заявленной максимальной скорости. Вместо обещанных 233 км/ч на тестах удавалось выжать в лучшем случае 220 км/ч. Кроме того, искушенные журналисты приходили к мнению, что XJ-S с AJ6 по рафинированности не дотягивает до конкурентов.
/imgs/2025/02/14/12/6733840/ebc72eff7c1292e3646019d299a1a575972cd82d.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733839/e4cc6e4c03a33f65338d681e1f08008ab8abfb6d.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733838/6ca64edf92b326ba0b21a191fa4a0ee712b92c97.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733840/ebc72eff7c1292e3646019d299a1a575972cd82d.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733839/e4cc6e4c03a33f65338d681e1f08008ab8abfb6d.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733838/6ca64edf92b326ba0b21a191fa4a0ee712b92c97.jpg)
© Jaguar
XJ-S V12 HE — уже и сам по себе серьезный пожиратель автобанов. Желавшим большего предлагался XJR-S от JaguarSport — совместного предприятия Jaguar и автоспортивного гуру TWR Group Limited. C 1988 по 1993 год построено 787 уникальных купе и 50 кабриолетов. Пришелся ли впору аэродинамический обвес, спойлер на крышке багажника и массивные диски-«тарелки» с шинами Pirelli P600 235/60R15? Или они превращают грациозный образ в аляповатое чудовище? Вопрос дискуссионный. Но как же XJR-S крут!
/imgs/2025/02/14/12/6733859/e387d2619106a55031a914f317cf0d79392d3e4a.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733864/4f0b06f3ea4d78030e08e8595791050206407d0b.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733861/82174ed2e1e128945b5c0de898ebef088de87018.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733862/ba3dc583d49272867516207c786851a0c33188eb.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733863/b76b2a6daaa2bdfdc3245106927d7a8ce1bb138c.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2025/02/14/12/6733860/86365feb717e467d0dc0211c93eb7328031ed71b.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733859/e387d2619106a55031a914f317cf0d79392d3e4a.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733864/4f0b06f3ea4d78030e08e8595791050206407d0b.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733861/82174ed2e1e128945b5c0de898ebef088de87018.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733862/ba3dc583d49272867516207c786851a0c33188eb.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733863/b76b2a6daaa2bdfdc3245106927d7a8ce1bb138c.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733860/86365feb717e467d0dc0211c93eb7328031ed71b.jpg)
© Jaguar
V12 форсирован до 322 л.с., в подвеске кастомные пружины и амортизаторы Bilstein, салон пережит кожей Connoly. Осенью 1989 года агрегат подвергся серьезной ревизии — рабочий объем вырос до шести литров, плюс новая система впрыска топлива Zytek, впускной и выпускной тракт, кованый коленвал и поршни, шины Dunlop на 16-дюймовых дисках. Отдача достигла 333 л.с., максималка — 260 км/ч. На тестах супер-Jaguar уничтожил таких грозных немецких авторитетов, как BMW 850i и Porsche 928 GT.
/imgs/2025/02/14/12/6733897/e75db62f83def6d23248120e80ce0fe824056722.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733896/b4e1bca36599028c9dc9882ac57af1208cfe0b72.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733898/f6424c976ecf8c393bce8fed2f474787b9920b03.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733899/8fc5ffff70f6927f31cceadf0b4ba1b688d9e9d4.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733900/f2f0ddcd80dd3281e262d02e343547cb9617a86e.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2025/02/14/12/6733897/e75db62f83def6d23248120e80ce0fe824056722.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733896/b4e1bca36599028c9dc9882ac57af1208cfe0b72.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733898/f6424c976ecf8c393bce8fed2f474787b9920b03.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733899/8fc5ffff70f6927f31cceadf0b4ba1b688d9e9d4.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733900/f2f0ddcd80dd3281e262d02e343547cb9617a86e.jpg)
Машины последней серии (1991–1996 годов) не такие многочисленные как их предшественники — 27 406 штук против 73 207 «Ягуаров» 1981–1991 годов. Кстати, финальная версия называлась просто XJS, без дефиса
© Jaguar
Последний рестайлинг датируется весной 1991 года. К тому моменту Jaguar вошел в состав концерна Ford и пытался адаптировать оригинальный экстерьер гран-турера под актуальные тенденции. Тогдашнему шеф-дизайнеру Джеффу Лоусону и его подопечным это удалось блестяще — никаких пошлостей и попыток осовременить оригинал лишней «пластмассой» и зализанностями. Лишь деликатные локальные новшества вроде тонированной задней оптики вместо откровенно устаревших «уголков» и обтекаемые бамперы под цвет кузова.
/imgs/2025/02/14/12/6733904/0e810eefbef54d629d30005035bf2c79c4320e64.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733906/603f7a043ac11810e90fc6037973967ba2a5bbbe.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733905/ee9ce84d8347bbb5b55c6b903995a3ba13dfc461.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733907/2b703f5e95e127bbb6db1198916bfa19fa0a6700.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733904/0e810eefbef54d629d30005035bf2c79c4320e64.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733906/603f7a043ac11810e90fc6037973967ba2a5bbbe.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733905/ee9ce84d8347bbb5b55c6b903995a3ba13dfc461.jpg)
/imgs/2025/02/14/12/6733907/2b703f5e95e127bbb6db1198916bfa19fa0a6700.jpg)
© Jaguar
Под капотом появился четырехлитровый AJ6, весьма популярный в Штатах. Ближе к финалу производства его модернизировали и поменяли индекс на AJ16. Вскоре после премьеры помолодевшего Ягуара подоспел 308-сильный шестилитровый V12 HE в паре с четырехступенчатым «автоматом» General Motors 4L80E.
История XJ-S — настоящее пособие по выживанию. Он чуть не погиб молодым, но в итоге продержался 21 год и сегодня считается одним из красивейших творений марки. Мой близкий друг, фанат Jaguar и любящий владелец Daimler Super V8 (X308) спит и видит XJS в своем гараже. Надеюсь, однажды его грезы станут реальностью — к покупке рекомендую!