50 лет подразделению BMW M
Вспоминаем уникальные (и тайные!) творения BMW Motorsport/imgs/2022/05/12/23/5388685/487b15a73cb33837eba8072d7571a99e55701054.jpg)
Как ни странно, спортивное подразделение BMW во многом обязано своим существованием Соединенным Штатам. Думаем, некоторые читатели удивлены, а некоторые понимающе кивнули, вспомнив, например, историю «Крыла чайки». Как бы то ни было, у каждой истории есть свои катализаторы. На рубеже 60–70-х годов прошлого века баварская марка была далека от современного образа производителя первоклассных спортивных машин, дарящих удовольствие от вождения. Модельный ряд устаревал, а победы в автоспорте случались лишь на кольцевых соревнованиях в классе «Туринг», но амбиции были намного выше.
Ford Capri
Главным соперником BMW был концерн Ford — их Capri и Escort громили всех, собирая пачками победы в Ле-Мане, Формуле-1 и даже в ралли. И сезон 1972 года оказался решающим: купе BMW 2800CS, подготовленные командами Alpina и Schnitzer, выступали в Группе 2 турингового чемпионата мира. Они почти не уступали Ford Capri в мощности, но были тяжелее на 200 килограммов, из-за чего зрители прозвали их «мобильными шиканами». В результате, Ford выиграл 13 из 16 гонок того сезона.
BMW 2800CS
/imgs/2022/05/02/20/5388696/944d3ef2883dd3b7593f1ade4fd0290aa1a0629b.jpg)
Переманив Неерпаша из Ford, Боб Лутц спустя пару лет сам отправился в стан «голубого овала»
Решить проблему взялся вице-президент BMW по продажам Роберт Энтони Лутц, сегодня более известный просто как Боб Лутц. Швейцаро-американец, уникальная личность — за свою карьеру он успел побывать во главе всей детройтской тройки. Как человек прямолинейный, Лутц выбрал самый короткий путь к успеху — «угнал» у соперников их главное оружие, Йохана Неерпаша. Талантливый пилот, добившийся успеха на Нюрбургринге за рулем Shelby Cobra Daytona и в суточном марафоне по трассе Дайтона на Porsche 907, оказался еще успешнее в роли руководителя.
К сезону 1973 года Неерпаш вместе с техническим директором Мартином Браунгартом превратили захудалый 2800CS в потрясающий 3.0 CSL (буква L означала «легкий»), который и сегодня остается одним из самых желанных творений баварцев. Секрет успеха заключался в том, что Неерпаш придумал омологационную версию с безумным по тем временам аэродинамическим обвесом, за который машине затем дадут прозвище Batmobil. И главной хитростью было огромное заднее антикрыло. Его так и не получилось легализовать для дорог общего пользования, поэтому клиенты получали комплект деталей, уложенных в багажник, и должны были самостоятельного установить аэродинамический элемент.
BMW 3.0 CSL стоил 6899 фунтов стерлингов — почти как Aston Martin!
Завоеванный с «Бэтмобилем» титул чемпионов в европейском Туринге окончательно утвердил необходимость создания специального подразделения BMW — M Division. За ними остались также кубки с 1975 по 1979 год и две победы в Ле-Мане 73 и 74. Среди тех, кто боролся за победы на 3.0 CSL, были настоящие легенды автоспорта — Ники Лауда, Джеймс Хант, Джоди Шектер, Йохен Масс и Ханс Штук.
/imgs/2022/05/02/21/5388709/3eb8e69686476b04ff6a7987e533bd70a73cf892.jpg)
Йохан Неерпаш
Теперь, заложив фундамент и разобравшись с историческими предпосылками будущего доминирования BMW в сегменте суперседанов, можно перейти к изучению самых интересных проектов M Division.
M1
На волне спортивного успеха Йохан Неерпаш задумал грандиозное творение для участия в новом Мировом чемпионате производителей. Для этого он воскресил среднемоторный прототип BMW Turbo, придуманный Полем Браком, и сделал его в несколько раз круче.
прототип BMW Turbo
Ни у кого больше не было столь приземистого и клиновидного силуэта, созданного в Italdesign под руководством маэстро Джуджаро, и столь идеальной формы с точки зрения аэродинамики того времени. Йохан даже пытался продавить разработку с нуля трехлитрового V8, чтобы потом использовать его и в Формуле-1, но пришлось согласиться на модернизированную рядную шестерку от 3.0 CSL.
/imgs/2022/05/02/21/5388718/01d9025b554e3755bf72c2310bada4a4a1c11d77.jpg)
Производственные мощности существующих заводов компании BMW не были рассчитаны на мелкосерийную сборку — так в проект попала фирма Lamborghini. Ей заказали постройку 400 экземпляров для омологации под группу 4, после чего под капот гоночной версии планировалось установить турбированный мотор и порвать всех соперников. Вот только итальянский производитель «внезапно» обанкротился, что сместило срок реализации проекта на несколько лет, за которые успели измениться правила, а М1 оказалась настоящей занозой для совета директоров BMW.
Для спасения репутации потребовались вложения — Неерпаш придумал и продал FOCA (Formula One Constructors Association), которая управляла Формулой-1 в семидесятых, а затем реализовал идею монокубка Procar, в котором пять лучших гонщиков по результатам квалификации должны были выходить на старт гонки поддержки против 15 пилотов заплативших за участие. И все они выступали на одинаковых М1 подготовленных спортивным подразделением BMW M.
К 1980 году провал М1 был признан окончательно. Подходящий турбомотор так и не появился, а атмосферника не хватало настолько, что американец Джим Басби вкорячил в М1 могучий V8 от Chevrolet. Бюджет BMW Motorsport урезали на 75 процентов, а Неерпаш был изгнан.
M8
Идеологическим преемником идей М1 стало купе Е31 или просто «восьмая серия». На пороге девяностых BMW вновь захотела включить в свое портфолио стремительный двухдверный автомобиль (и включила), но решиться на создание полноценной М-версии такой модели руководство не смогло. Официально — по причине отсутствия спроса. На протяжении 20 лет отрицался даже сам факт исследовательских работ в этой области, пока в 2010 году из недр секретного гаража не был извлечен единственный собранный экземпляр несостоявшейся «эмки».
BMW 8-й серии Е31
От серийной модификации М8 отличался расширенными задними арками с воздуховодами и «дырявым» капотом, который должен был способствовать охлаждению 550-сильного мотора серии S70/1. В отличие от стандартного М70, у него был увеличен рабочий объем и стояли экспериментальные головки блоков. Но еще больше впечатляют 12 независимых дроссельных заслонок, механически соединенных тросом с педалью акселератора, хотя все серийные «восьмерки» к тому времени оснащались уже электронным «газом»!
Бытует мнение, что этот двигатель является сердцем суперкара Mclaren F1, но факт заключается в том, что создатель самого быстрого суперкара 20 века Гордон Марри, отверг первоначальную версию этого мотора из-за того, что она была слишком длинной и тяжелой для поджарого британского спорткара. Поэтому чуть позже баварцы создали еще две версии 12-цилиндрового мотора — S70/2 и S70/3. Они были быстрее, легче и мощнее, а по конструкции были близки к рядной шестерке от М3 Е36.
Прототип BMW M8
И хотя в каталоге запчастей нет номера для шильдика М8, с точки зрения корпоративной номенклатуры она все же существовала. Топовая версия 850CSi имела VIN-номер начинавшийся с WBS, который означал принадлежность к BMW Motorsport. У сердца с 12 цилиндрами был индекс S, вместо обычного М, что также является свидетельством принадлежности к редкой породе. Правда, владельцам пришлось мириться с потерей практически трети мощности относительно тех 550 лошадей, которыми, по слухам, обладала BMW М8.
BMW M3
E30 Evo2 — по сути туринговый гоночный автомобиль, допущенный на дороги общего пользования, — для подавляющего большинства фанатов баварской марки остается квинтэссенцией всех качеств, которыми должен обладать автомобиль с шильдиком М. Цены на эту модификацию продолжают расти, но не все знают, что у первой М3 было несколько спецверсий, выпущенных еще меньшим тиражом.
/imgs/2022/05/04/09/5390615/fd66531ee550ceac506e4b72301af552536ef0db.jpg)
/imgs/2022/05/04/09/5390624/868c0544cb49e93040d4f1fec795958ac3120d97.jpg)
Джонни Чекотто
Например, в честь пилота Джонни Чекотто в 89–90 годах были произведены 505 особых экземпляров М3 Е30. Мощность мотора подняли со 195 до 215 л.с. при почти 7000 об/мин, а машину можно было выкрасить в три эксклюзивных цвета: Красный Мизано, Синий Макао и Серебряный Ногаро. От Evo II эта версия отличалась тонким задним стеклом, хромированными наконечниками выхлопа, передним бампером с противотуманками, а также окрашенной в цвет кузова автомобиля клапанной крышкой.
Венесуэльский гонщик начал свою спортивную карьеру на двух колесах, а позже пересел на четыре, с баварской эмблемой на капоте. В восьмидесятых он завоевал множество побед и тем самым заслужил место в истории компании.
А помните первоапрельский розыгрыш 2011 года, когда BMW объявила о запуске в серию тарга-пикапа на базе M3 E92? Но это было шуткой лишь наполовину — ведь баварцы построили такую машину в единственном экземпляре!
/imgs/2022/05/04/10/5390669/c87dbb576abcdfdd048822ae3a6296987adfe930.jpg)
Правда, первый «ют» (такое название кузова вернее с точки терминологии) был собран на базе еще первого поколения М3 — как эксперимент, а заодно для использования на заводской территории. Из-за отсутствия сертификации, пикап Е30 не имел даже регистрационных знаков.
«Ют» на базе M3 Е92 тоже существует и используется инженерами BMW M на мероприятиях и тестах. А несколько частных компаний уже наладили производство похожих тарга-пикапов по заказу.
/imgs/2022/05/04/10/5390681/e4a7458f871da7593968b5fd30c01d7c1ffcc31d.jpg)
Если предыдущая работа была своеобразным подарком компании самой себе, то M3 E36 Compact создавался в качестве сюрприза к 50-летнему юбилею… журнала Auto Motor und Sport. Единственный экземпляр был собран вручную в мастерских BMW M. Хетчбэк получил идентичную настоящим М3 техническую начинку и соответствующие визуальные атрибуты. Кованные диски (Styling 24M) были от кабриолета, а на месте противотуманок появились воздухозаборники для охлаждения передних тормозов.
/imgs/2022/05/04/10/5390720/c0eea86760e37fb07014398cb1464a7762c4c602.jpg)
BMW M3 E36 Compact
В моторном отсеке «суперхетча» уместился шестицилиндровый шедевр S50B32 мощностью 280 л.с., на которые приходились всего 1339 килограммов снаряженной массы.
/imgs/2022/05/04/10/5390722/605500678b525d49fea6cb34d9d616132a4c564b.jpg)
Конфигурация кузова вынудила инженеров использовать заднюю подвеску с торсионной балкой от поколения Е30. «Заряженный» Compact первым из М-версий получил глушитель с двумя парами патрубков, выведенных по центру бампера.
Несмотря на то, что автомобиль был официально вручен редакции издания, хранится он в гараже BMW.
Если окинуть взглядом сегмент среднеразмерных автомобилей с мощностью, достаточной для гонки против Porsche и других спорткаров, то сложится впечатление, будто в немецкой тройке за быстрые универсалы отвечают Audi и Mercedes-Benz. Однако в одном из темных углов тайного гаража BMW стоит прекрасный универсал М3 Е46, который, возможно, никогда не видел света дня. 343-сильная атмосферная шестерка могла бы разогнать его до сотни всего за 5 секунд, но нехватка средств на сертификацию и сомнения в прибыльности модели поставили крест на этом проекте.
/imgs/2022/05/04/10/5390808/3d9540231fe5a02d87079a34f3ed76fa0ff042d6.jpg)
В наши годы BMW M создала еще несколько спецверсий «трешек», из которых самой желанной, пожалуй, считается купе E46 M3 CSL, ставшее данью памяти легендарной 3.0CSL. Выделяются также седан E90CRT с могучим V8 (тираж 67 штук) и совсем свежий купе F82 GTS (700 экземпляров), с впрыском воды во впускной коллектор для охлаждения воздуха и камер сгорания.
2000 BMW M3 Touring (E46)
M5
Тайных версий BMW 5-й серии было меньше, чем у третьей. Но не затронуть столь благодатную для экспериментов почву инженеры BMW Motorsport не смогли. Первым под нож попал 34-й кузов, который превратили в четырехместный кабриолет — ведь 6 серии тогда уже (и, одновременно, еще) не было. Разработчикам пришлось заварить задние двери седана и удлинить передние. Этот проект был настолько близок к запуску в производство, что для открытой М5 даже отвели место на стенде BMW на Женевском автосалоне 1989 года.
/imgs/2022/05/04/10/5390820/b550c15d918b3e24635bf3bd5e64e0427f41ddd0.jpg)
1989 BMW M5 Cabrio Prototype (E34)
Однако за неделю до открытия выставки до стратегов из Мюнхена вдруг дошло, что вслед за «заряженной» версией клиенты потребуют от компании и более спокойные модификации, что приведет к внутреннему каннибализму и падению спроса на кабриолеты 3 серии. Поэтому проект свернули, а серийную BMW М6 нам пришлось ждать аж до 2005 года, когда дебютировала Е63 с безумным V10.
Публичный показ экспериментального 315-сильного кабриолета на базе 5-й серии состоялся лишь во время празднования четвертьвекового юбилея BMW M5.
На платформе Е34 был создан и еще один интересный проект. Он не обладал выдающейся мощностью и вообще не имеет отношения к М-линейке за исключением того факта, что собирали его мастера спортивного подразделения, пожелавшие продемонстрировать свои навыки. Они подняли крышу серийного универсала, установив в багажном отсеке крепления для велосипедов и поворотные прожекторы для освещения дороги. Но коммерческих перспектив у такой версии не было из-за высокой стоимости переделки.
Тот самый переделанный универсал Е34
На рубеже 2000-х BMW во всю занималась поиском новых ниш для автомобилей М-линейки, но так и не решилась занять ни одну из них. В те годы, например, велась работа над «заряженным» универсалом в кузове Е39. Внешне наличие четырехлитрового V8 под его капотом выдавал только фирменный четырехствольный глушитель. И М5 Touring все же появился в серийном исполнении, но лишь после выпуска следующего поколения «пятерки» с индексом Е61. Впрочем, собрали менее тысячи штук.
M crazy
Думаете это все? Как бы не так! Пора переходить в зал Гигантов, в котором собраны самые многолитровые, многоцилиндровые и экстрамаскулинные монстры, до сих пор сидящие взаперти.
Прежде чем был собран самый первый прототип 8-й серии, инженеры обкатывали платформу Е31 и предназначавшийся ей V12 под кузовом купе 6 серии с индексом E24.
/imgs/2022/05/04/11/5390913/11ac3c187dbc2324135cbe2e68ec9adac38235a7.jpg)
Распознать тестовый мул можно было по увеличенной колее и раздутым колесным аркам, которые потребовались для того, чтобы вместить широкие покрышки, способные реализовать свыше 300 л.с. без каких-либо электронных ошейников.
/imgs/2022/05/04/11/5390914/ca1c27c1e509b4eec1b64b98dc92d00ddca1047e.jpg)
Или страшненький Ur Roadster. Примерно так выглядел бы результат трагического эксперимента в фильме «Муха», если бы вместо Джеффа Голдблюма в телепортационный аппарат попал родстер Z1. Оригинальный «Родстер», а именно так переводится название прототипа на русский, задумывался как самая доступная модель для вхождения в мир М-машин.
Для снижения себестоимости в качестве силового агрегата была выбрана проверенная десятилетиями рядная «четверка» от М3 Е30, но в дефорсированной модификации. Точная причина заморозки проекта неизвестна, но спорный стайлинг кузова, вероятно, был одной из них. К счастью, труды инженеров не пропали бесследно — спустя несколько лет BMW построила симпатичный Z3M, который засветился в роли автомобиля Бонда в фильме «Золотой Глаз».
1990 BMW Ur-Roadster
/imgs/2022/05/04/12/5390938/6788171e35d5988dbd06c90bea4f8383ae208330.jpg)
Могучий V12 М73 вообще пытались внедрить в совершенно неожиданные машины. Недавно, например, был снят гриф «секретно» с ярко-желтого родстера Z3 с пятилитровым мотором под капотом.
До того, как буква М добавилась к имени BMW Х5, в недрах BMW M успели появиться и исчезнуть сразу два похожих проекта. И если идею заднеприводной версии спортивного внедорожника с пятилитровым V8 еще можно назвать разумной, то слова, которыми инженеры обосновали разработку Х5 с V12 от Ле-Мановского прототипа, остаются загадкой и по сей день. Ведь даже сегодня серийный Х5 М не дотягивает до 700 лошадиных сил, которыми обладал концепт 2000 года.
Справиться с этим зверем было непросто даже чемпиону DTM Мартину Томчику: когда его выпустили на полотно старого Нюрбургринга, все четыре колеса 12-цилиндрового монстра не раз срывались в пробуксовку. Удаленный рестриктор на впуске позволил увеличить крутящий момент V12 до 720 Нм, и даже система полного привода с трудом могла его переварить. Но ведь в «Зеленый ад» кроссовер вывезли не просто так, а для установки нового рекорда.
/imgs/2022/05/04/12/5390943/a7e83d2d7a5f856c8eff1bc71d6998e73b764543.jpg)
После нескольких попыток тест-пилот Ханс-Йоахим Штук остановил стрелки секундомера на отметке 7 минут 49,92 секунды. Быстро это или медленно? Для сравнения, экстремальная версия Е46 М3CSL тогда ехала по «Рингу» на две секунды медленнее почти серийного X5 — ему лишь заменили тормоза на более производительные и «срезали» 30 миллиметров дорожного просвета.
/imgs/2022/05/04/12/5390959/4e74e5b829c799965b8f1afec949a9707be7254e.jpg)
Финальным аккордом нашей экскурсии выступает «Золотая Рыбка» — самый большой в послевоенной истории BMW двигатель: V16 объемом 6,7 литра.
/imgs/2022/05/04/12/5390963/3702850c124047e500d5be1314cd278c4439cb8b.jpg)
На стенде он выдал 408 л.с. при 5200 об/мин, а его максимальный крутящий момент достигал 637 Нм при 3900 об/мин. По сути, это был увеличенный на четыре поршня V12 серии М70 с одним верхним распредвалом на каждый ряд цилиндров.
Единственным автомобилем, способным вместить 310 килограммового великана, был длиннобазный седан 7-серии (Е32), но даже в его подкапотном пространстве оказалось слишком тесно. Поэтому всю систему охлаждения пришлось перенести в багажник, между задних фонарей установить решетку, за которой скрывалась пара мощных вентиляторов, а в задних крыльях прорезать огромные воздухозаборники. Конечно, никто в штабе BMW M не питал иллюзий относительно возможного запуска машины в серию — эти парни хотели лишь в очередной раз продемонстрировать свои выдающиеся способности.