Опубликовано 29 апреля 2024, 07:00
4 мин.

Первый импортный завод двигателей: как собирают моторы Haval под Тулой

Против тенденций: Great Wall инвестирует в новые производства в России
До 2022 года в России собирали целую гамму легковых двигателей: в нашей стране были локализованы агрегаты Ford, Hyundai, Mazda, Renault и Volkswagen. Перезапуска этих заводов в обозримом будущем ожидать не приходится, но эстафету перехватили китайцы. Haval построил под Тулой собственный моторный завод мощностью 100 тысяч единиц в год: о планах компании и особенностях «обрусевших» двигателей — в нашем репортаже.
Первый импортный завод двигателей: как собирают моторы Haval под Тулой
© Сергей Ильин

Моторный завод Haval построен на территории индустриального парка Узловая встык с конвейером: новое производство от «старого» отделяет всего одна стена. Такую плотность можно объяснить не только соображениями логистики: дело в том, что площадь ограничена, а стройка и не думает останавливаться! К примеру, по соседству с действующим цехом штамповки возводят ещё один — под новый корпус уже залит фундамент. По оценкам Haval, объёмы российского производства кузовных деталей удастся увеличить минимум вдвое.

В 2023 году на тульском заводе выпустили около 100 тысяч автомобилей, план на 2024 год — 130 тысяч штук. Инвестиции в новые корпуса намекают: в концерне Great Wall Motor считают, что на российском рынке можно продавать более 200 тысяч машин локальной сборки. Экспансия в нашу страну происходит на фоне спада продаж на родине бренда: в прошлом году спрос на автомобили Haval в России взлетел на 253% (до 118 тысяч штук), а в Китае снизился на 6,5% (до 493 тысяч штук).

Первый импортный завод двигателей: как собирают моторы Haval под Тулой

© Haval

Здесь и сейчас экономическая целесообразность запуска моторного завода не очевидна. Дело в том, что по итогам первого квартала 2024 года доля импортированных в Россию кроссоверов Haval высока (41%) и не думает падать. Не удивительно, что главной причиной локализации сборки двигателей называют необходимость выполнения условий СПИКа.

Российских деталей в тульских моторах пока нет вовсе: все компоненты приходят из Китая, а из отечественного — только масло «Лукойл». Первый шаг — организация сборки головки блока цилиндров, которая пока доставляется в готовом виде. Следующий этап — переход на поршни российского производства до конца 2024 года. В планах Haval есть мехобработка блока цилиндров, головки и коленвала, но сроки углубления локализации не называются даже приблизительно.

Первый импортный завод двигателей: как собирают моторы Haval под Тулой

© Сергей Ильин

В Туле локализованы два турбомотора — GW4B15D рабочим объёмом 1499 см³ отдачей 150 лошадиных сил и GW4N20 рабочим объёмом 1998 см³ отдачей 192 лошадиные силы. Первый ставится на полноприводные Haval Jolion, второй — на Haval Dargo. Мощность завода — более 100 тысяч агрегатов в год, и с текущей линейкой такой тираж вряд ли достижим. Всё дело в том, что самые популярные российские «Джолионы» с передним приводом, и они оснащаются другим двигателем — GW4B15K рабочим объёмом 1497 см³ мощностью 143 лошадиные силы.

В 2023 году в России реализовали 58 тысяч кроссоверов Jolion и 15 тысяч Dargo. Доля полноприводных «Джолионов» в общем объёме продаж полтора года назад не дотягивала даже до трети. Возможность перевода переднеприводного «Джолиона» на 150-сильный двигатель российской сборки в представительстве Haval отвергли: таких планов нет. Не получит отечественные моторы и другой потенциальный бестселлер — кроссовер M6.

Первый импортный завод двигателей: как собирают моторы Haval под Тулой

© Сергей Ильин

Напрашивается вывод, что локализованные двигатели появятся на российских новинках Haval, коих в 2024 году должно быть немало. В частности, сменит поколение кроссовер F7: под этим именем в нашей стране станут продавать Haval Monster. В Китае модель оснащается и 2,0-литровым мотором GW4N20, и 1,5-литровым GW4B15D, но есть нюанс: «обрусевший» двигатель работает только в составе гибрида!

Всё дело в том, что в Поднебесной у большинства кроссоверов Haval базовой является более современная «турбочетвёрка» GW4B15L. Отличие этого мотора от прописавшегося в Туле GW4B15D — «двойная» система изменения фаз газораспределения. Оба агрегата алюминиевые с непосредственным впрыском, цепным приводом ГРМ и высокой степенью сжатия (11,8:1). Обычно российские спецификации отличаются от китайских, так что удивляться возможной ремоторизации не приходится.

Первый импортный завод двигателей: как собирают моторы Haval под Тулой

© Сергей Ильин

Если верить порядковым номерам, то по состоянию на конец марта на моторном заводе Haval собрали 5,3 тысячи двигателей. За производством следят китайские специалисты, причём не удалённо, а непосредственно в цеху. Контроль важен ещё и потому, что доля ручного труда высока: сейчас сборкой двигателей занимаются три сотни человек, а «безнадзорным» роботам доверены только процессы нанесения герметика, затяжки болтов и транспортировки составных частей.

Все моторы российской сборки перед установкой на автомобиль тестируют на стенде: в течение нескольких минут удаётся сымитировать различные ездовые режимы и сравнить результаты с эталоном. Журналистам удалось увидеть вживую только 1,5-литровые агрегаты, поскольку моторы выпускают партиями, а не вперемешку. «Младший» двигатель должен быть более востребован, однако долю 2,0-литровых моторов можно нарастить при необходимости: производство гибкое.

Первый импортный завод двигателей: как собирают моторы Haval под Тулой

© Сергей Ильин

Изначальный план Haval подразумевал, что более 90% автомобилей марки в России будут оснащаться моторами местного производства. Однако в текущих реалиях этот показатель вряд ли реален: чтобы достичь такого результата, на отечественные агрегаты нужно перевести почти все официально предлагаемые кроссоверы с поперечным расположением двигателя!

Для потребителя запуск завода двигателей в Туле пока ничего не изменил. Цены на автомобили Haval не стали ниже, а на надёжности углубление локализации сказаться не могло, ведь все поставщики прежние, а сам процесс сборки происходит по тем же стандартам. Организация моторного производства — вклад в будущее на случай изменения курсов валют или повышения ставок утильсбора.

Первый импортный завод двигателей: как собирают моторы Haval под Тулой

© Сергей Ильин

И всё-таки кое-какие выводы сделать можно. Во-первых, консервативные моторы с чугунными блоками и распределенным впрыском остаются в прошлом: им готова смена. Во-вторых, Great Wall Motors связывает своё будущее с Россией: об этом говорят и инвестиции в новые проекты, и темпы развития производства. Сейчас тульский завод Haval — это единственная площадка иностранного бренда, где легковые автомобили выпускают по полному циклу. Завод двигателей тоже стал первым — в новой «санкционной» реальности.