На гвоздях по чистому льду: едем в Гонке журналистов Lada
Почему пришлось переучиваться, чтобы справиться с Вестой на супершипахСломать все старые рефлексы и срочно привить новые! Иначе не видать успеха в ледовых гонках по параллельным дорожкам. Критерием такового я для себя наметил не подиум, а хотя бы выход из групповой стадии зимнего Кубка журналистов. АвтоВАЗ вместе с командой Lada Sport Rosneft собрали на уникальной трассе под Тольятти быстрых журналистов и блогеров, чтобы выяснить, кто чего стоит в этих необычных условиях. И если бы я представлял, насколько увлекательно будет гоняться по льду на длинном шипе, я бы перенёс в прошлом году долгожданный отпуск и сделал этот визит в Сосновку уже вторым по счёту. Но сейчас я — испуганный новичок.
Двумя неделями ранее Владимир Шешенин стал на этой трассе лучшим из лучших. И в ознакомительном заезде он не постеснялся прокатить меня так, будто снова решалась судьба трофея. Неужели мне предстоит повторить что-то подобное, пусть даже медленнее на 10 секунд с трёхминутного круга? Но мои соперники — это не звёзды автоспорта и даже не коллеги по цеху, а в первую очередь я сам. Через два дня нужно быть за рулём этой машины намного лучше себя сегодняшнего.
Вот только реального трек-тайма с учетом продолжительности заезда меньше 3 минут получается примерно… 20 минут за всё время. Меньше 20 боевых километров. Но каждый старт — как отдельное приключение с ураганом событий внутри. Любой участок трассы требует быстрых, точных и согласованных действий. Мозг внимает звучащим в интеркоме шлема командам штурмана и сопоставляет их с тем, что ощущают глаза, уши и вестибулярный аппарат. А руки-ноги стараются успеть исполнить команды.
/imgs/2023/02/16/13/5798168/a36e4b629c5af5db97bd58bd560b69e24e0d5acc.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798167/ded6e73a308001a03d427ee2068b0b7b14c4283f.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798169/de06afb8947db5271f6a8afe4a2047c846af16b5.jpg)
Автомобили для соревнований — Весты в рестайлинге (в шоурумах таких пока не найти), с доработанным до 170 сил 16-клапанным мотором (впуск, выпуск, валы), сверхкороткой пятиступкой с кулачковым механизмом включения передач и керамическим сцеплением. Масло и бензин — Роснефть, которые можно купить на фирменной заправке
Фото: Lada Sport
Между тем, гоночная Веста влетает в первый поворот после стартового прямика на скорости 120 км/ч — и делает это исключительно боком. Другого способа занести в вираж нужное количество скорости нет. Нужно отважиться под сброс газа на пятой передаче качнуть рулём влево, и пока автомобиль замедляется в скольжении поперёк трассы, ткнуть четвёртую и снова нажать в пол. Если всё сделано вовремя, то ведущая ось затянет Весту в поворот вопреки всем представлениям неопытного пилота о том, как должен себя повести в такой ситуации переднеприводный автомобиль.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/02/16/13/5798173/fb0969b93106f1849eae6e6342cd475bfe75a3fc.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798176/7610dc7657987cf34d8e59bc7fc561a7e2006379.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798172/48d7599b59221178f837f897198daa024f668efc.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798177/33182a4eccc91d22969e89955cf36191a9a74f49.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798175/587b7f35d196739f9400755811ce58f6fc387d12.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798174/58648326263d41bd05d4546401f4bcd7acd54f3d.jpg)
Ледовый автодром с двумя параллельными дорожками построен в 1996 году на испытательном полигоне АвтоВАЗа в Сосновке недалеко от Тольятти. Перед стартом — прогулка по трассе, чтобы оценить покрытие и присмотреться к профилю поворотов. Некоторые подъёмы такой крутизны, что в них невозможно зайти по льду пешком!
Фото: Lada Sport
Любое новое занятие, связанное с управлением чем-либо, поначалу вызывает недоумение. Приходится иметь дело со всё той же физикой (другой на планете нет), но в непривычных обстоятельствах. Поэтому пока мозг не научится, незнакомый снаряд ведет себя совсем не так, как ожидаешь. Будь то серфборд, горный велосипед, скейт или коньки. Оказавшись впервые за рулем Lada Vesta c такими большими когтями, я испытал знакомое чувство растерянности, только усиленное во много раз. Ведь я не впервые управляю переднеприводником на скользком покрытии! Но все приёмы почему-то другие!
/imgs/2023/02/16/13/5798163/c9b77d1b693b52f02fb8e6542e720315886ab4b7.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798164/cfff92ce8fb9471208732b086375cdfdad2e8d48.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798165/90742d60f6d1a34cb4823e743115abc7fe6509ac.jpg)
Это какая-то альтернативная физика — как в гоночном симуляторе с плохо проработанной моделью поведения автомобиля. Сложнее всего принять две вещи, осознание которых больше всего влияет на скорость прохождения трассы
Фото: Lada Sport
Базовое правило — «руль внутрь, газ в пол». Порой штурман уже кричит, потому что иначе до пилота не донести. Руки и ноги просто отказываются выполнять действие, которая обычно приведит к вылету с трассы. Но тут всё иначе — зацеп передней оси так велик, что вообще не важно, что там происходит с кормой, есть ли занос или боковое скольжение — почти всегда, когда кажется, что нажимать газ ещё рано, на самом деле уже поздно. В лучшем случае проиграешь секунды, а в худшем инерция утащит наружу, в распростёртые объятия бруствера.
/imgs/2023/02/16/13/5798185/83f919106c4d7c6423b070850606fa1e9bebae75.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798186/b9930aaddbca5cdc9d37e3388522fe46787baf60.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798187/bef37d808908a91aea85fb66e0161e1093a2a6ec.jpg)
Корректировка рулём заноса — верный путь наружу поворота, прочь с траектории. Ещё нельзя резко отпускать газ, как бы ни было страшно. Колея, кочка, шевеление рулём — всё это мгновенно дестабилизирует автомобиль, если передние колёса не тянут его с достаточной силой
Фото: Lada Sport
Не смотреть на ограждающий параллельные дорожки снежно-земляной вал поначалу не получается, он просто гипнотизирует скоростью приближения. Но правило «куда смотришь, туда и приедешь» работает безупречно, поэтому надо искать глазами выход из поворота. Который в половине виражей Сосновки просто не виден!
Поэтому приходится ехать по памяти и на полном доверии к штурману. Ведь с учётом отличий между двумя дорожками, поворотов тут по сути в два раза больше. И для езды на пределе концентрация требуется сумасшедшая — если в какой-то момент перепутать внутреннюю с внешней, попытка будет испорчена.
/imgs/2023/02/16/13/5798194/66f1f23d9037a09b29bde1234eaaca7a51bf9f63.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798192/d86c3d65902f96bd9d4b88b30fa82b22842b3a55.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798193/a4d32cd841c5fae2b78f9a275badc3b7e2be2b52.jpg)
Критически важно правильно рассчитать все фазы прохождения поворота: постановка (разворот кузова в скольжении одновременно с торможением), вход, апекс, выход в нужном направлении. Если касание с бруствером неизбежно — следует постараться оттолкнуться от него плоскостью всей боковины
Фото: Lada Sport
После нескольких тренировочных попыток и квалификации (мой результат — середина протокола) наступает день соревнований. Сначала в четырёх группах по 4 человека заезды «каждый с каждым», затем 8 лучших пилотов выходят в четвертьфиналы турнира на вылет. На этом этапе добавляется мандраж очного соперничества и ещё один маленький усложняющий фактор.
Старт с места. Чтобы сберечь машины, тренировки и квалификация начинались с ходу, а гонка требует равных условий для всех. Поэтому старт по зелёным огням светофора. Секрет хорошего разгона в том, чтобы, как автошколе, не бросать сцепление, а постепенно его «травить», заранее сократив зазор в паре трения до минимального.
/imgs/2023/02/16/13/5798200/7cba6f070249eb8b40295f0ed6ca2feb9ac8f8ea.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798201/16e2dd1913ed70a44e91c4a5ea82b47a71927144.jpg)
Безжалостная игра сцеплением нужна не только на старте, но и на дистанции: если из-за ошибки в медленном повороте обороты мотора упали ниже средних, поможет «клатч-массаж» из дрифтерского арсенала
Фото: Lada Sport
Вот только на тахометре в этот момент 4000 оборотов в минуту, и сцепление не сгорает в режиме проскальзывания только потому, что оно керамическое. Такая техника троганья позволяет с одной стороны не сорвать колёса в пробуксовку (как будет, если бросить педаль), а с другой — держать крутильный гоночный мотор на эффективных оборотах, потому что ниже 4000 тяги у него нет вообще.
Легко сказать, да трудно сделать — мне удалось лишь единожды стартовать хорошо. А в одной из провальных попыток соперник успел уехать аж до первого поворота, пока я сначала рыл колёсами лёд, а потом пытался раскрутить просевший мотор.
/imgs/2023/02/16/13/5798204/5db670f46852193ce89e3d6ff9ad0b40ce48b7fa.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798205/59b75cb81de08f37e74faeb828c7d08ea7f48a6e.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798206/5d348402aab5e98b894616a421014cca4fb113d9.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798207/f4ace24f6cf67a6f8732ead40ed04960f0ac4552.jpg)
Против кого эта гонка — против соперника, техники, законов физики или себя самого? В тренировках неуверенность быстро переходит в самоуверенность, а потом в боязнь повторения крупных ошибок. Как удержаться, балансируя на самой грани? Поэтому и лицо такое сложное
Фото: Lada Sport
В заездах было всё, кроме поломок и аварий — финиш нос к носу, и перезаезд из-за технических проблем у соперника, и внезапно отыгрывал, и обидно проигрывал. Помимо гордости, выйти из группы мотивировала и возможность лишний раз сесть за руль в дуэлях на вылет. В итоге шестое место из девятнадцати и почти полное удовлетворение результатом.
Если складывать все вероятности, то теоретически с моим темпом можно было доехать до третьего. Но ведь точно такие же «если бы да кабы» были и у соперников. Так что отставить сослагательное наклонение в гонках — и больше тренироваться!
/imgs/2023/02/16/13/5798213/cf5b1522c6328a69bf3f686c9a688b1e22d85037.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798215/21d38fc7b934b2f8e82bffa74ba649e7145fedad.jpg)
/imgs/2023/02/16/13/5798214/7946838be599ca569725488284d6a8b74a79ebeb.jpg)
Механики весь день трудятся на 10-градусном морозе, поддерживая машины в полном порядке. Это инспекция после вылетов пилотов с трассы, проверка настроек, помощь с посадкой-высадкой и текущий ремонт
Фото: Lada Sport
Вот только как? Пожалуй, только перечитывать этот материал, пересматривать онборды и общаться с наставниками. Условия Сосновки настолько уникальны, что воспроизвести их где-то почти невозможно. Ни одна любительская ледовая трасса не пустит к себе на боевом шипе, да и сами такие шины непросто достать. А если получится, то далеко не каждый автомобиль выдержит такую нагрузку на трансмиссию.
Участвуя в состязаниях, мы всегда знаем, что можем лучше. Ведь перед глазами результаты соперников, которые оказались стабильнее, лучше, быстрее. Но если в том же РСКГ я был близок к своему пределу и помню каждое действие за рулём, то эта гонка на льду — как отрывки из не доведённых до конца экспериментов. Когда уже знаешь, как надо, но попробовать не решаешься — тренировки кончились, едва начавшись, а сейчас на кону продвижение по турнирной таблице.
Lada Sport
А может, надо было действовать как мой друг и коллега Павел Карин — такой же, как я новичок на трассе в Сосновке? Который совершил небольшое чудо и прыгнул выше головы — доверившись штурманству Владимира Мельникова, он показал в какой-то момент лучшее время дня! И явно успел познать что-то, до чего я так и не добрался. Но заплатить за этот «кредит» пришлось большими процентами — уже в следующем заезде его Веста эффектно перемахнула через бруствер на соседнюю дорожку, мягко перевалилась через крышу и замерла на боку. Все невредимы, опыт получен.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/02/16/14/5798225/350c40593cf538ed46c0303559af513cfe7a18c8.jpg)
/imgs/2023/02/16/14/5798224/c9d3bf7f6e3837c7ef841c4ce059ca267294f427.jpg)
/imgs/2023/02/16/14/5798223/2afa029e79445393a12637c2d95a8025e5a19220.jpg)
/imgs/2023/02/16/14/5798227/8ffc03a818c322cebbd8e40554fa894621f12062.jpg)
/imgs/2023/02/16/14/5798226/a3e55e8c74597fb9e4b5cf93940809e42e9918a5.jpg)
Триумфаторы Кубка журналистов (слева направо): Михаил Кульдяев (блогер), Вадим Гагарин (Авто Mail.Ru), Юрий Урюков (Журнал Auto.ru)
Фото: Lada Sport
Don’t overdo! (не переусердствуй) — любил повторять мой инструктор на Нюрбургринге. На технически сложных трассах с большой ценой ошибки (этим Сосновка напоминает Нордшляйфе) легко войти в раж и даже показать результат. Но только стабильность приводит к победе, а не к эвакуации. Это блестяще доказал Вадим Гагарин, мой бывший коллега по проекту Авто Mail.Ru.
В борьбе за победу ему противостояли Юрий Урюков и Михаил Кульдяев, которым иногда удавалось показывать близкие времена — но только Гагарин единственный из двух десятков участников ехал не только быстро, но и стабильно. За что и отправится на «взрослую» Гонку чемпионов в следующем году. А я сделаю всё, чтобы претендовать на его вакантное место.