Останется только дизайн
Однажды автомобили перестанут быть для нас необходимостью. Но утратят ли они роль объекта желания? Отвечают дизайнеры Mercedes-Benz/imgs/2022/11/17/17/2328151/1d06c8a1379f9e7453206b7aac6e06179cf47044.jpg)
В дизайн-студии Mercedes-Benz в Зиндельфингене журналистам показали интерьер внедорожника GLE следующего поколения. И очередную программную скульптуру Aesthetics Progressive Luxury — этот способ намекать на дизайн будущих моделей уже стал традицией.
Семинары по дизайну Mercedes-Benz, видимо, тоже станут традиционными. Начинали с показов интерьеров и интерфейсов будущих моделей за закрытыми дверями в главной дизайн-студии в Зиндельфингене. В прошлом году впервые провели большой мастер-класс под названием Design Essentials, а в этот раз пригласили нас на Design Essentials II. Что новенького?
/imgs/2018/07/17/07/2328054/a4f653d7dbc02101cc9c5c40e72d2a446dffcbe8.jpg)
Три года назад на таком семинаре, посвященном Е-Классу, немцы сообщили, что преобразовали команду, которая занимается интерфейсами, в отдельное подразделение User Experience, а также предупредили: в ближайшие 15 лет автомобиль изменится сильнее, чем в предшествующие 50.
Отдельное подразделение для разработки интерфейсов – это правильно. Тут вопросы могут быть только у того, кто двадцать лет назад нечаянно задремал в криокамере. Но точно не у того, кто хотя бы что-то слышал о новом А-Классе и его пользовательском интерфейсе MBUX. Второе утверждение, насчет пятнадцати лет, волнует куда сильнее, тем более, что первые три года уже промелькнули, как один день.
/imgs/2018/07/17/19/2329004/78a9162b907437d5e9ab8cd8676aae71af20ae59.jpg)
Этот скетч — пока единственное официальное изображение салона будущего GLE
Мир юрскому периоду
Стоимость бренда Mercedes-Benz на сегодняшний день оценивается в 47,8 млрд долларов. Согласно рейтингу Forbes, это 13-е место в мире (против 17-го годом ранее). Дела у концерна Daimler идут хорошо – в прошлом году продано 2,3 млн автомобилей, за пять лет не было ни одного месяца без прироста. Но это не повод почивать на лаврах.
Экономика меняется вслед за укладом жизни. В первой десятке самых дорогих брендов мира только у двух компаний бизнес основан на производстве — это Coca-Cola и Toyota. Остальные связаны с сервисами и технологиями: Amazon, Google, Facebook, Microsoft... Даже компании Apple и Samsung (первое и восьмое место в рейтинге Forbes) обозначены как технологические — потребительские товары являются лишь частью их бизнеса.
/imgs/2018/07/17/08/2328089/6fc27a2141fe20a7a000c2960069e320ee6e0ad8.jpg)
/imgs/2018/07/17/09/2328182/f99653aed2d6359a298d007814a0769f398b020a.jpg)
Дух каждого из суббрендов "Даймлера" попытались воплотить в скульптуре. Фигура The experience of Modern Luxury олицетворяет Mercedes-Benz. Она получилась самой креативной — и ее сложнее всего комментировать. Это искусство, поиск, волнующие формы, разумная степень упрощения и большая доля натуральности.
Это примета сегодняшнего дня: Facebook, гигантская контентная площадка, сама контента не производит. Uber, крупнейший оператор сервиса такси, не имеет своего автопарка. Airbnb, главный агрегатор жилья для путешественников, не владеет жилой недвижимостью. Да и вообще, понятие «сегодняшний день» сжимается по оси времени все сильнее. Некоторые вещи и сервисы, без которых мы не представляем свою жизнь, десять лет назад просто не существовали. Это биткоин, Instagram, Uber, Tinder, Watsapp и даже iPad.
Для автомобилестроения десять лет — значительно меньший срок. Модели 2008 года не воспринимаются морально устаревшими. S-Class и тогда уже ездил «по приборам» (то есть, по радару), был оснащен системой ночного видения и сортировал московские рестораны по национальным кухням. Гаджеты превращаются в тыкву гораздо быстрее. Например, iPhone 3G (релиз — 11 июля 2008-го, десять лет назад!) уже занял почетное место на свалке, хотя «айфоны» в те времена мы больше обсуждали, а ходили все еще с «Нокиями». Ну а GPS-навигатор был отдельным устройством, карты к которому покупали на SD-карточке.
/imgs/2018/07/17/08/2328085/c9051955ca10b5d236ee198a90a70351dc6c8582.jpg)
Графика на стене — одно из отражений стиля Mercedes-AMG. А штука, напоминающая космический буксир из "Звездных войн", — модель интерьера с характерной для новых AMG почти горизонтальной центральной консолью.
Можно с этим спорить, но автомобиль изменил жизнь среднего человека сильнее, чем любое изобретение, включая интернет. В годы, когда Даймлер запатентовал свой «Моторваген», типичный житель Германии проживал всю жизнь, не покидая радиуса в 20 км от своего дома. Поезд — это уже целое путешествие, а сегодняшняя степень свободы и автономности была фантастикой даже для обеспеченных людей.
Не замечаете изъяна в предыдущем абзаце? Этот тезис тоже устарел на доброе десятилетие. Возможно, вклад автомобиля в быт человека больше не самый значительный в истории. Уже несколько лет у нас в кармане не просто телефон, а устройство для широкополосной передачи данных, которое открывает нам доступ к миллиону самых разных сервисов, которые мы получаем мгновенно, в любом месте, не вынимая кошелек из кармана, а ноги из тапочек. Интернет пророс за пределы компьютеров и стал тысячеликой надстройкой нашей жизни. Вернее, даже ее фундаментом, системой жизнеобеспечения. И вот теперь нашим давним друзьям автомобилям приходится действительно туго. Зачем куда-то ездить, если у вас в кармане даже банк?
/imgs/2018/07/17/08/2328109/ce25d5b33aad43b43551018e38c892d1f5171f27.jpg)
Красный и черный — это фирменные цвета Mercedes-AMG. Но это касается оформления всего, кроме самих автомобилей (тут по-прежнему ограничений немного). В общем, все сложно
/imgs/2018/07/17/09/2328185/7ac5e03e27eabad81f4cc576ab480374d4b5dd4c.jpg)
Скульптура, выражающая характер Mercedes-AMG, называется The experience of Performance Luxury и изображает движение в самом явном виде, без всяких иносказаний. А еще она напоминает маскот, накапотную фигурку дорогих машин золотой эры
Чтобы выжить и процветать, автомобильным корпорациям придется меняться. Автомобили не могут развиваться с той же скоростью, что и гаджеты, значит нужно искать иные смыслы, иные подходы, заново изобретать отношения автомобиля и человека. Но возможно ли это?
Будущее индивидуальной мобильности уже обрисовали нам в подробностях: оно электрическое, автономное и общее. То есть, автомобиль по-прежнему позволит нам ехать туда, куда нам нужно, и тогда, когда мы этого хотим. Только ни управлять, ни владеть автомобилем нам уже не придется. Граница между личным и общественным транспортом, такси и каршерингом исчезнет. Сегодня такая перспектива воспринимается как пугающая неизбежность.
/imgs/2018/07/17/08/2328110/8c2d642a8fc77087feb7801d08e3c51f93b745d4.jpg)
Паттерны из треугольных эмблем и оформление под розовое золото — так дизайнеры видят стиль Mercedes-Maybach
/imgs/2018/07/17/09/2328183/3f4300c373e08154974d131f88a5af7f43478537.jpg)
Олицетворение смыслов Mercedes-Maybach, напротив, подчеркнуто статично. Скульптура симметрична, вертикальна и возвышается над остальными. Кажется, эту статную фигуру не обязательно было покрывать имитацией розового золота, чтобы показать ее превосходство.
В этот раз в Штутгарт решил не фиксироваться на этой безрадостной картине, а сосредоточиться только на прекрасном. Если личный автомобиль перестанет быть разумной потребностью, он может остаться объектом желания. Чтобы стать таковым, он должен быть притягательным, волнующим. Он должен влюблять в себя. А значит, как минимум, обязан быть красивым.
Искусственное и искусное
Дизайн как профессия — это счастье. Абстрактная, требовательная, но понятная каждому категория «красота» — это ежедневная, прикладная задача дизайнера. Это сложно, интересно, волнительно. Ушедшее в социальную маргинальность современное искусство должно завидовать прикладному дизайну, ведь задача последнего — продавать. То есть нравиться людям. То есть быть красотой. Умной, осмысленной, рациональной — но красотой.
/imgs/2018/07/17/08/2328116/1fff89811535aa283cefba07fa8ed64cb682bbcc.jpg)
Самый явный тизер интерьера будещего GLE — концепт Maybach Ultimate Luxury. Но мы вам этого не говорили!
Империя Daimler, вернее ее часть под названием Mercedes-Benz, сегодня разделилась по направлениям. Mercedes-Benz как ядро или мощный ствол дерева, Mercedes-AMG как набравшая самостоятельную силу величина, Mercedes-Maybach, чей статус подразумевает определенную дистанцию от родственных марок, и загадочный суббренд EQ, который несет нам мобильность будущего — в первую очередь, в виде перехода на электрические силовые установки.
Каждый суббренд наполнен своим смыслом. Теперь же этот смысл решили усилить с помощью дизайна — промышленного, графического, дизайна среды. Суть каждой ветви решили прописать в девизах и тезисах, а заодно укрепить фирменным стилем. Как передать характер Mercedes-AMG графически? Какой будет архитектура в стиле Mercedes-Benz? В каком интерьере владелец Mercedes-Maybach будет чувствовать себя как дома? Какие интерфейсы предложит нам цифровое пространство EQ?
/imgs/2018/07/17/08/2328112/05d52463341a7b88faea018ed4380898f91b3114.jpg)
/imgs/2018/07/17/08/2328113/7ca3cf21dcaf3b4b108120a22b1b4616f8444905.jpg)
/imgs/2018/07/17/08/2328114/8d4f0146e1f6087e958032c7c4c3f703870f39c9.jpg)
/imgs/2018/07/17/08/2328111/f4623359361009634e9f6443ad7064f5d39ba8e6.jpg)
/imgs/2018/07/17/08/2328112/05d52463341a7b88faea018ed4380898f91b3114.jpg)
/imgs/2018/07/17/08/2328113/7ca3cf21dcaf3b4b108120a22b1b4616f8444905.jpg)
/imgs/2018/07/17/08/2328114/8d4f0146e1f6087e958032c7c4c3f703870f39c9.jpg)
/imgs/2018/07/17/08/2328111/f4623359361009634e9f6443ad7064f5d39ba8e6.jpg)
Интерьер в стиле Mercedes-AMG может выглядеть так
Представьте себе, они всё это создали — и интерьеры, и графику, и даже скульптуры. Хочется спросить, откуда у дизайнеров на это время, если сейчас линейка легковых автомобилей Mercedes насчитывает порядка тридцати моделей? Возможно, все эти вроде бы как побочные вещи создавали не для того, чтобы что-то пояснить нам, а для того, чтобы во всем разобраться самим?
Общее слово всей философии — luxury, роскошь. Mercedes-Benz отвечает за современную роскошь (modern luxury), где вес роскошного и современного равен. Mercedes-AMG — производительную роскошь (это довольно грубый перевод тонкого performance luxury), Mercedes-Maybach — высшую роскошь (ultimate luxury), а юный EQ — прогрессивную роскошь (progressive luxury).
/imgs/2018/07/17/09/2328181/7289dfb065f5b652c43dd0ee4c2ccbda989a95cb.jpg)
Для описания каждого из направлений придумали замысловатый тезис-девиз, и эта игра в слова пусть останется на совести мерседесовцев. Потому как перевести «The admiration of the sublime by sophistication», придуманный для Mercedes-Maybach, решительно невозможно. Приблизительный смысл — «восхищение возвышенной утонченностью». Или «восхищение утонченной возвышенностью»? Иногда лучше рисовать, чем говорить!
/imgs/2018/07/17/08/2328082/5003f45175817f97af264b6df1c2f7aa3a3aa6a5.jpg)
Стиль EQ пытается стереть рамки между цифровым (чем-то из виртуальной реальности) и вещественным
/imgs/2018/07/17/09/2328184/0ca5f44d0da3951ee07d75aa25073c217751d139.jpg)
Фигура направления EQ (The experience of Progressive Luxury) получилась самой сложной. Силуэт как бы распадается на сечения, по которым фигуру можно было бы построить, используя компьютерное моделирование. И эти сечения вынесли из 3D-графики обратно в реальный мир. Создать вещественный объект такой формы намного легче с помощью 3D-принтера, чем инструментом скульптора.
Самые простые слова выбрали для суббренда EQ: The taste of tomorrow’s next big thing. Но и эту фразу не перевести дословно! Вроде бы как это «Предвкушение чего-то большого», при этом «большого» имеет также смысл «важного» и даже «великого», а еще из завтрашнего дня.
Все это непонятно и, пожалуй, не очень важно для конечного покупателя. Но стиль каждого суббренда теперь заметно отличается. Mercedes-AMG взял на вооружение зубастую решетку panamericana grill, удачно найденную в мерседесовской спортивной истории 1950-х годов. Maybach мы теперь будем узнавать по решетке с частоколом вертикальных хромированных элементов и полированным дискам-»турбинам». У будущих машин с литерами EQ решетки не будет вовсе — останется лишь ее изображение.
/imgs/2018/07/16/13/2327443/3d27de2657fab7b6adbc10c82cbd92b54166c13e.jpg)
«Стрелы» возвращаются?
В скульптуре Aesthetics Progressive Luxury бесполезно искать черты будущих серийных машин — это оммаж легендарным Серебряным стрелам 1930-х. Правда, он вполне может развиться до экспериментального или даже рекордного прототипа по рецептам XXI века — с электрической силовой установкой, активной аэродинамикой… И, будем надеяться, без автопилота.
«Серебряные стрелы» на десятилетия остались в истории как пик немецкой инженерной школы. Гоночный Mercedes W125 под управлением Рудольфа Караччиолы развил скорость 432,7 км/ч на дороге общего пользования — в 1938 году! Карбюраторные капсулы смерти на тоненьких шинах смотрят на сегодняшние гиперкары, как на расшалившихся внучат.
/imgs/2018/07/16/13/2327446/c755d979817029e06a0292650c9c624aca5adab0.jpg)
Mercedes W125 Rekordwagen в музее Mercedes-Benz в Штутгарте
Неудивительно, что к автомобильному наследию тридцатых интерес все растет. Даже марка Infiniti недавно фантазировала на тему «Серебряных стрел», хотя сама на семь лет младше компакт-диска.
В скульптуре Aesthetics Progressive Luxury цифровое заигрывает с аналоговым. Классический гоночный автомобиль будто распадается под напором воздуха на пиксели. Сделать что-то подобное без цифрового проектирования — адская мука. И уж точно подобные формы не сочетаются с типичным представлением о скульптуре. Каждый «пиксель» — это восемь вершин и шесть поверхностей, и вычертить такое на кульмане или высечь резцом по мрамору невозможно. Более того, человек паровой эпохи что-то подобное не смог бы даже придумать.
/imgs/2018/07/16/14/2327517/f0880517ae21ded9a6bdd3662e3256bc6afce405.jpg)
/imgs/2018/07/16/14/2327511/8ef3732f61071a19ef8cc6857b962955529c5d9d.jpg)
/imgs/2018/07/16/14/2327510/950c4308aae7e543f04ae1f5ecf2b3afb4f81047.jpg)
/imgs/2018/07/16/14/2327512/7f94f0613e93cf3e9798dcea3dc7a14eba6fbb09.jpg)
/imgs/2018/07/16/14/2327514/7b9e7b4af3d8cb267449511667d30606e8609275.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/07/16/14/2327515/5f121d390f87534c9dd41437b1be24c5d330488f.jpg)
/imgs/2018/07/16/14/2327516/06888a219856edfb6f37ec66a185abcc9b244db4.jpg)
/imgs/2018/07/16/14/2327518/c11c7a8d27b7479ada2db0b1fad895aeb0c37761.jpg)
/imgs/2018/07/16/14/2327517/f0880517ae21ded9a6bdd3662e3256bc6afce405.jpg)
/imgs/2018/07/16/14/2327511/8ef3732f61071a19ef8cc6857b962955529c5d9d.jpg)
/imgs/2018/07/16/14/2327510/950c4308aae7e543f04ae1f5ecf2b3afb4f81047.jpg)
/imgs/2018/07/16/14/2327512/7f94f0613e93cf3e9798dcea3dc7a14eba6fbb09.jpg)
/imgs/2018/07/16/14/2327514/7b9e7b4af3d8cb267449511667d30606e8609275.jpg)
/imgs/2018/07/16/14/2327515/5f121d390f87534c9dd41437b1be24c5d330488f.jpg)
/imgs/2018/07/16/14/2327516/06888a219856edfb6f37ec66a185abcc9b244db4.jpg)
/imgs/2018/07/16/14/2327518/c11c7a8d27b7479ada2db0b1fad895aeb0c37761.jpg)
Цифровой мир входит в нашу вещественную жизнь, но это пример того, как он возвращается с той стороны монитора — так он выходит на поверхность, в «реальную» реальность из виртуальной. Правда, из этого не получается сделать каких-то выводов или прогнозов. Мерседесовцы говорят, что в цифровое нужно добавлять аналоговое, потому что оно вызывает доверие. В любом новом интерфейсе у приборов по-прежнему круглые шкалы со стрелками, пусть и нарисованными.
/imgs/2018/07/17/08/2328117/cd2eb381a51aba6bb1183fa024f0a080614e5051.jpg)
Пиксели экрана в XXI веке вдруг становятся элементом оформления — эта стилизация сегодня понятна и естественна
Почему мерседесовцы так много и не слишком конкретно говорят о красоте и эстетике — и показывают скульптуры вместо концепт-каров? Кажется, будто они хотят уйти от моды к дизайну, который будет годами оставаться актуальным. То, что было красивым в античности, красиво и сейчас, а то, что было в моде пять лет назад, безнадежно устарело. Это не беда — мода для того и придумана, чтобы еще годная вещь устаревала морально. Увы, автомобильная индустрия работает по тем же принципам. Сломать их — пока что утопия даже для «Мерседеса».