Загрузка ...
20 февраля 2013, 16:35

Условный рефлекс

Спортакадемия Mazda и другие школы зимнего вождения
Фото Сергея Крестова, Mazda
Фото Сергея Крестова, Mazda

Большинство водителей наверняка хоть раз попадали в такую ситуацию: пустая дорога, скорость чуть выше разрешенной, впереди поворот. Скользкий поворот. Движение рулем, колеса теряют сцепление с покрытием и начинается снос — автомобиль «отказывается» поворачивать и, несмотря на повернутый руль, едет прямо, аккурат за пределы дороги.

Испуг, мысленные подсчеты повреждений и естественная реакция в этой ситуации — довернуть рулевое колесо еще больше. И это главная ошибка, обычно приводящая к аварии: в сторону поворота руль крутить нельзя! Вот почему задача всех школ вождения «переписать» неправильные рефлексы водителей, заменив их новыми, которые помогут хоть и не полностью избавить водителя от аварийных ситуаций на дороге, но хотя бы минимизируют их последствия.

Условный рефлекс
Статистика

Из 3 миллионов машин, проданных в России в 2012 году, лишь 2,7 процента имели задний привод. А доля автомобилей с "автоматом" превышает 45 процентов.

Несмотря на подходящую к концу зиму, которая, впрочем, еще способна преподнести погодные сюрпризы, школы вождения многих автопроизводителей продолжают проводить свои зимние курсы. Одна из них — Спортивная академия Mazda — учит справляться с самыми неприятными ситуациями на дороге: со сносом и заносом. Автомобили для обучающихся это переднеприводные «трешки» со 150-сильным мотором и автоматической трансмиссией. Ведь пока это самое популярное сочетание в России: передний привод и "автомат".

Зимние курсы Спортивной академии Mazda — это четыре часа занятий (час на инструктаж и три на практику) на подмосковном автодроме «Мячково». Даже если вы уже много лет за рулем, теоретическую часть не стоит недооценивать. Здесь нарисуют схемы и объяснят физику поведения автомобиля на скользком покрытии, которую инструкторы еще раз, при наличии ошибок, повторят уже во время руления на трассе.

Условный рефлекс

Перед началом первого упражнения борьба со сносом необходимо запомнить простые истины: ни в коем случае не доворачивать руль (иначе колеса так и не смогут зацепиться за покрытие, а именно восстановление «зацепа» и является основной задачей), не добавлять резко газ и не нажимать панически на тормоз. Потому что все это дополнительно нагрузит ведущие (они же управляемые) колеса.

Нужные действия отрабатываются уже на треке. Все упражнение — это две обычные змейки, соединенные ледовой шпилькой. Здесь практикуется загрузка передней оси перед объездом препятствия и отработка нового рефлекса — распрямить руль при потере сцепления или, как минимум, не выкручивать его еще больше. Но сделать поначалу это очень непросто!

Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
1 / 7

Для второго упражнения приготовлены слегка «модифицированные» Mazda3 — с летней задней резиной. Здесь отрабатывается занос и точные действия рулем и газом, потому что при любом резком движении задние колеса мгновенно стремятся опередить передние. Главное, что надо понять — чем больше угол заноса, тем больше тяги нужно подавать на переднюю ось. А как только машина начала выравнивать траекторию, необходимо плавно уменьшать газ, но не отпускать педаль акселератора полностью. Иначе автомобиль стабилизируется слишком быстро и слишком резко, и занос начнется снова, но уже в другую сторону, вплоть до полного разворота.

Условный рефлекс

Это же упражнение помогает избавиться от другого неправильного рефлекса — ожидания реакции автомобиля на действия водителя. Порой машина уже готова стабилизироваться, но водитель замечает это слишком поздно (пусть и на долю секунды): колеса остаются повернутыми и автомобиль начинает скользить в другую сторону. Время требуется и автоматической коробке передач чтобы, например, перейти на пониженную ступень. Неудивительно, что на этом задании разворотов и вылетов в снежный бруствер бывает гораздо больше, чем на простой змейке до этого.

1 / 4

На закуску — самый «фан». Мини-гонки по полному кругу автодрома «Мячково» для закрепления навыков. Сначала пару кругов следом за автомобилем инструктора, показывающим оптимальную траекторию, а затем самостоятельные заезды. Для обычных учеников предусмотрены хэтчбеки Mazda3, а для журналистов на этот раз были подготовлены заднеприводные и более азартные на ледяном покрытии родстеры MX-5 на шипованных шинах. Эта машина, как показал наш тест пяти самых безбашенных автомобилей для зимней езды, была очень быстра на треке, но оказалась не самой простой в управляемых скольжениях. Но если научиться, то удовольствия от повадок заднеприводного родстера можно получить на пару месяцев вперед.

Записаться на курсы вождения можно на сайте «Мазды». В группу набирают по 12 человек, а стоимость занятия составляет 9,5 тысячи рублей.

Конечно, за четыре часа привить себе настоящие рефлексы правильной зимней езды не получится. Однако понять, что происходит с автомобилем в той или иной ситуации, и как водитель должен реагировать на его поведение на скользкой дороге за одно занятие вполне можно. Главное, не забывать потом применять эти навыки на практике.

center~ Другие школы ~/center

Свои курсы зимнего вождения есть еще у нескольких компаний в России. В их числе, например, MINI, которая разработала несколько программ, от базовой до «продвинутой», включая специальный "дрифт-курс". Занятия проходят на специальной площадке на территории горнолыжного комплекса «Сорочаны». Автомобили — хэтчбеки "Купер" и кроссоверы Countryman. Стоимость — от 12 до 35 тысяч рублей.

BMW Driving Experience

BMW Driving Experience

У BMW есть программа Winter Driving Experience, в которой базовые занятия стоимостью от 23 тысяч рублей проходят все в тех же «Сорочанах». Машины для обучения — почти полный модельный ряд марки, от "копеек" до 555-сильных кроссоверов X6M. На топовые курсы BMW Fascination, которые обойдутся почти в четыре тысячи евро, можно отправиться в Швецию, где в течение четырех дней дают погонять на «заряженных» M3 по трассами, проложенным по озерам Лапландии.

Зимние занятия Mercedes-Benz проходят на автодроме ФСО России и стоят от 18 тысяч рублей. Программы — от традиционных ознакомительных, в которых изучаются основы, до «продвинутых» с упражнениями типа «змейки в скольжении», «скоростного объезда препятствия без торможения», «торможения в повороте» и дрифта. Автомобили — С-, Е-, CLS-, S-, SL-Class, а также вседорожники GLK, M, GL и G-Class.

Mercedes-Benz Driving Academy

Mercedes-Benz Driving Academy

Audi проводит свои курсы повышения водительского мастерства в подмосковной Яхроме. Существует три базовые программы: шестичасовой базовый «Мастер», восьмичасовой продвинутый «Эксперт» и 10-часовой «Профи». При этом у «Ауди» курсы можно пройти бесплатно при покупке автомобиля в виде подарка от дилера при наличии квоты на соответствующий курс. Более «продвинутые» программы «Школы quattro» проходят в Карелии и Югре. Занятия там длятся несколько дней вместо одного, трассы длиннее, упражнения сложнее, шины "злее", а стоимость достигает 80 тысяч рублей, без перелета и трансфера.

Audi quattro camp

Audi quattro camp

Зимние школы есть у «Ягуара» и "Порше", но их занятия проходят, в основном, за границей. На автомобилях Mitsubishi (или даже своем собственном) можно поездить в школе Driving Art. Последняя предлагает три "зимних" занятия по 120 минут общей стоимостью 15,9 тысячи рублей (при условии езды на своей машине — 12,3 тысячи). Здесь изучается "активное вождение": прохождение поворота в заносе, силовое скольжение, борьба с ритмическим заносом, «полицейский» разворот.