Забытые концепты: 20 лет кроссоверу BMW X Coupe
Как мог выглядеть BMW X4, если бы маркетологи не разбрасывались словом «купе»20 лет тому назад автомобильный поток был совершенно другим. Он выглядел более разнообразным, не состоял наполовину из белых и желтых машин, универсалы и минивэны еще не знали, что их вытеснят кроссоверы... Кстати, кроссоверы тогда уже были. В том числе такие, которые сейчас почти не встречаются — трёхдверными. И эти модели не были нишевыми изгоями. Вспомните: кузова с тремя дверями были у Toyota RAV4, Honda HR-V и даже у Land Rover Freelander (мало того, у него была съемная крыша!). Но не у BMW. Что же мешало компании из Мюнхена выпустить похожую модель?
Абстрактный ответ на этот вопрос можно свести к формулировке «в BMW не дураки работают». А если попытаться нащупать конкретику, то вариантов ответа может быть несколько: «слишком рискованно», «слишком сложно», «слишком дорого», «слишком «нишево». В те годы компания BMW как раз держала под контролем марку Land Rover и прекрасно видела статистику: трёхдверные автомобили повышенной проходимости кому-то может и нужны, но пятидверки пользуются куда большим спросом. Кто сейчас вспомнит трехдверный Discovery?
Именно поэтому BMW Х3 с самого начала (он появился в 2003 году) продавался только в пятидверном варианте. Но как покупатели отреагировали бы на полноценное купе с привлекательными формами и в то же время с приличным дорожным просветом? Таких машин было мало, они быстро забывались (многие ли обыватели вспомнят Aixam Mega Track?). В общем, компания BMW решилась на эксперимент. «В конце концов, именно этим и занимаются дизайнеры — ищут новые интересные комбинации», — так считает Дэвид Карп, дизайнер BMW, работающий в компании почти 30 лет.
Результатом нескольких месяцев работ стал представленный на Детройтском автосалоне 2001 года концепт-кар BMW X Coupe — автомобиль, который теоретически идеально подходит для жизни молодой пары где-то на тихоокеанском побережье. Хотя ещё больше для этих целей подходил концепт Audi Steppenwolf — купе-тарга-кроссовер, представленный на несколько месяцев раньше в Париже. Упс…
Однако «Степной волк» из Ингольштадта не уменьшил вау-эффекта, произведенного X Coupe. Потому что в начале 2000-х шеф-дизайнером BMW был пресловутый Крис Бэнгл, и каждый автомобиль BMW, в том числе серийный, был в той или иной степени «вау». X Coupe тоже является творением американского дизайнера. Кстати, недавно мы рассказывали о первой работе Бэнгла, и это был... маленький Opel.
Для концепта X Coupe Бэнгл нарисовал элегантный, но в то же время достаточно смелый кузов. Его изготовили из алюминия и, для пущего эффекта лёгкости, окрасили в серебристый металлик. Как и другие работы Бэнгла, эта, конечно, понравится далеко не всем, но в чём её не упрекнёшь, так это в массивности: если рядом нет никаких объектов, X Coupe кажется компактным, как оригинальный Ford Puma. И лишь сравнение с другими машинами выявляет и немаленькие размеры концепта, и его внушительный дорожный просвет.
Большой клиренс для X Coupe был достигнут простейшим способом — для машины просто позаимствовали шасси от оригинального BMW X5 (E53), не меняя даже длину колёсной базы. Вместе с шасси концепт унаследовал и рядную дизельную «шестёрку» M57, которая при трёх литрах рабочего объёма развивала 187 лошадиных сил и 450 Нм. Время разгона до «сотни», равно как и показатели экономичности, для X Coupe не оглашались, а вот ориентировочная максимальная скорость была известна — она составляла 201 километр в час.
С подобной силовой установкой, равно как и с кроссоверным дорожным просветом, X Coupe едва ли мог претендовать на звание спорткара. Но всё же X Coupe — это больше про асфальт, чем про бездорожье. Об этом свидетельствуют и 20-дюймовые легкосплавные диски, и дорожная резина с направленным протектором, и активное заднее антикрыло, выдвигающееся под задним бампером на скоростях более 110 километров в час и снижающее подъёмную силу. И, конечно, смелый дизайн.
Если присмотреться к корме, можно заметить, что стекло крышки багажника асимметрично: с правой стороны оно примыкает к боковой двери, а со стороны водителя, напротив, обрывается. А всё потому, что крышка багажника у X Coupe откидывается назад, как на довоенных автомобилях. Причём откидывается несимметрично, захватывая задний правый фонарь. Практическая выгода от такого решения сомнительна, но со стороны пассажира производить загрузку и выгрузку вещей в багажник будет безопасно, особенно где-то на обочине.
Кстати, о задних фонарях — ничего не напоминает? Если не придираться к деталям, то их форма полностью повторяет таковую на родстере Z4, который дебютировал в 2002 году. Ещё к «Зетке» отсылает оформление передних крыльев, общие пропорции профиля… и, по большому счёту, всё. Концепт X Coupe не переродился во что-то серийное, но подарил некоторые свои решения популярнейшему родстеру — за что X Coupe нельзя не поблагодарить.
Что касается серийного купеобразного кроссовера, то он появился у BMW лишь в 2008 году — им стал небезызвестный Х6. Но у него, в отличие от X Coupe, было две пары боковых дверей, пять полноценных посадочных мест (в концепте их было четыре, причём три из них были чисто номинальными — поэтому посадочная схема концепта обозначалась как 1+3). В общем, Х6 нарекли купе, хотя он им фактически не был. Всё остальное — история.
Учитывая, что компания BMW лишь недавно обнародовала концепт-кар ICE, не исключено, что у X Coupe в будущем могут обнаружиться и другие братья. Хотя даже если они отыщутся, участь их незавидна. Как и в случае X Coupe.
Но правильно ли поступила компания BMW, так и не дав свет полноценному кроссоверу-купе? Во втором поколении Evoque компания Range Rover была вынуждена отказаться от трёхдверного варианта — так что, думаем, ответ очевиден.