Неожиданная техника с мотором от Dodge Viper
Нижневальный мотор с двумя клапанами на цилиндр и распределённым впрыском только в 2008 году обрёл фазовращатели на выпуске — впервые для pushrod-двигателей. Такая первобытная брутальность привлекала не только покупателей Вайпера. Сторонние фирмы заказывали V10 для своих проектов. Впрочем, и в рамках большой семьи Chrysler нашёлся автомобиль, которому трансплантировали сердце от Dodge Viper…
Читайте также
Dodge Ram SRT-10, 2003 год
В своё время Dodge Ram SRT-10 отобрал у модели Ford F-150 Lightning звание самого быстрого серийного пикапа планеты.
На заводской овальной трассе длиной 7,5 км пилот серии NASCAR Брендан Гоган проехал за рулём «заряженного» Рэма два круга со средней скоростью 248,78 км/ч. Итог зафиксировали в Книге рекордов Гиннесса и протоколе организации Sports Car Club of America.
Результат сделал V10 от Вайпера третьего поколения. Его объём достигал 8,3 литра, масса — 230 кг, отдача — 507 сил и 712 Нм. Версии с одинарной кабиной оснащались только шестиступенчатой «механикой» Tremec T-56, а ускорение до 97 км/ч у заднеприводной машины занимало 4,9 секунды.
Спустя почти год после выхода на рынок двухдверной модификации покупателям предложили Ram SRT-10 с двойной кабиной. Исполнение Quad Cab комплектовалось тем же двигателем, но весило на 220 кг больше (2548 кг) и уступало базовому SRT-10 по динамике и максимальной скорости (5,3 с и 237 км/ч). Не в последнюю очередь из-за того, что Quad Cab вместо ручной коробки передач получил не самую расторопную автоматическую с четырьмя ступенями. Видимо, клиенты ждали именно такое исполнение. До 2006 года на заводе в Мексике сделали 4614 машин с двойной кабиной и 5529 с одинарной. И большинство из них — чёрного цвета.
Bristol Fighter, 2004 год
Ставить крайслеровские моторы на спорткары Bristol — прекрасная традиция. Чтили её с 1961 по 2011 год, и за это время атмосферные «восьмёрки» побывали в девяти моделях фирмы. Последним подобным Бристолем стал суперкар Fighter с доработанным восьмилитровым V10 от Вайпера.
Базовое купе со стальным остовом, накрытым алюминиевыми и углепластиковыми панелями, сконструировал бывший инженер гоночной команды Brabham Макс Бокстрём. Fighter получил подъёмные двери типа «крыло чайки», двухрычажную подвеску, самоблокирующийся дифференциал на ведущей задней оси.
Начальный Fighter за 235 тысяч фунтов стерлингов — это 532 л.с., 712 Нм и около полутора тонн снаряженной массы. Следующим в иерархии был Fighter S с 637-сильным мотором (786 ньютон-метров). А на вершине гаммы должен был оказаться Fighter T с наддувным двигателем V10 и сумасшедшей отдачей — 1026 сил и 1405 Нм!
Планировалось, что катапультирование до сотни займёт меньше 3,5 секунды, а максимальную скорость искусственно ограничат на 362 км/ч, хотя потолок — все 435. Однако таких машин выпущено не было, а прочие модификации Файтера за 2004–2011 годы разошлись тиражом от девяти до четырнадцати штук.
Devon GTX, 2009 год
А какая была команда у компании Devon Motorworks! Её в 2008 году основал предприниматель и владелец дилерских центров Скотт Девон. Он же пригласил под знамёна нового бренда шведского дизайнера Дэниэла Полина и опытного фордовского инженера Энди Бенедикта. В команду попал основатель промышленной компании Aria Group Клайв Хоукинс, отвечавший за организацию производства. Председатель Департамента аэрокосмической техники и машиностроения Государственного университета Сан-Диего доктор Джозеф Катц курировал аэродинамические испытания.
Итогом этого союза стал Devon GTX, построенный на базе суперкара Dodge Viper третьего поколения. Финальная отладка машины легла на плечи чемпиона «24 часов Ле-Мана» Джастина Белла. И он свою работу сделал на совесть. Предсерийный Devon GTX с оригинальным углепластиковым кузовом и 659-сильным двигателем поставил неофициальные рекорды гоночных треков Laguna Seca и Willow Springs.
По умолчанию на GTX ставились модернизированные адаптивная подвеска и тормоза. На передней оси инсталлировали шестипоршневые суппорты на 380-миллиметровых дисках, на задней — четырёхпоршневые с роторами диаметром 355 мм.
Создатели Девона прогнозировали ежегодный тираж на уровне 36 машин по $500 тысяч за каждую, но дальше двух прототипов дело не пошло. В то время Viper испытывал большие трудности со сбытом, и концерн Chrysler задумал продать права на название модели, её платформу и даже сборочную линию. Нанятое консалтинговое агентство оценило пакет в $10 млн, но даже такую скромную для индустрии сумму никто не осилил. Единственной компанией, выразившей желание купить Вайпера с потрохами, стала как раз Devon Motorworks. Правда, Скотт Девон предложил лишь $5,5 млн, что не устроило Chrysler. А в 2010-м донор суперкара Devon GTX сошёл с конвейера, что поставило точку в истории.
Spania GTA Spano, 2009 год
В Испании есть не только SEAT, но и другие автопроизводители. Кто-то делает ретроавтомобили, у кого-то в гамме — трек-кары. Но особняком стоит компания Spania GTA, которая отпочковалась от гоночной команды GTA Motor Competicion. Обеими владеет Доминго Очоа. Испанский петролхед 14 лет участвовал в автоспорте, потом захотел сделать собственный гражданский суперкар и ещё пять лет потратил на его разработку. Так получилось купе Spania GTA Spano.
Техника — по всем гоночным канонам: под композитными внешними панелями спрятался монокок из углеволокна, дополненный элементами из титана и кевлара, двухрычажная подвеска с электронноуправляемыми амортизаторами и гидравлическая система принудительного поднятия передка. Никакой страхующей электроники, кроме АБС, не было, но тормоза серьёзные — карбонокерамика с шестипоршневыми суппортами.
С 2013 года V10 8.3, расоложенные перед задней осью, оснащали двумя турбокомпрессорами, выдувавшими 820 сил и 960 Нм. С мотором агрегатировались семиступенчатые коробки передач — механика или «робот» с одним сцеплением. Суперкар выстреливал до сотни за 2,9 секунды и развивал до 350 км/ч. Через два года Spana пережила обновление. В конструкцию монокока инженеры добавили графен, сделали двери подъёмными, а вместо прежнего мотора появился более мощный V10 8.0, работающий в паре с секвентальной коробкой CIMA. Заднюю ось нагружали 925 л.с. и 1220 Нм, максимальная скорость увеличилась до 370 км/ч. Хотя время разгона до 100 км/ч не изменилось. Spano продаётся до сих пор, а сборка в Валенсии прекратится, когда тираж достигнет 99 экземпляров.
Alfa Romeo TZ3 Zagato Stradale, 2011 год
Суперкар TZ3 Zagato Stradale — подарок на столетний юбилей компании Alfa Romeo. А ещё это дорожная версия уникального гоночного купе TZ3 Zagato Corsa. Потрясающей красоты двухдверку нарисовал штатный дизайнер ателье Zagato Норихико Харада. В его портфолио немало стоящих работ, но эта — одна из лучших.
Кузов «изваяли» из лёгкого и прочного углеволокна, что позволило удержать массу в рамках 1450 кг. Слово Stradale в названии означает «дорожный», но донором для Alfa Romeo выступил бескомпромиссный Dodge Viper ACR. Двухрычажная винтовая подвеска с регулируемыми стойками KW, составные тормозные диски Stop Tech с суппортами Brembo, блокировка на задней оси — всё от трековой «Гадюки».
От неё же и алюминиевый двигатель V10 8.4 с 90-градусным развалом блоком цилиндров. Мощность, как у исходника, насчитывает 610 сил, крутящий момент — те же 760 Нм. Быстро перебирая передачи шестиступенчатой «механики» Tremec TR6060, водитель может разогнать TZ3 до сотни за 3,6 секунды, а через какое-то время увидеть максимальные 325 км/ч.
Гоночное исполнение Corsa было сделано в единственном экземпляре, но Stradale вышла в количестве девяти штук. Каждый автомобиль оценивался в 500 тысяч евро, а тираж начали разбирать ещё до премьеры 2011 года. Первая машина отправилась к почётному попечителю Автомобильного музея Саратоги и коллекционеру Zagato Эрику Кингу.
Prefix Viper Medusa Roadster, 2014 год
Самый первый Viper был таргой со съёмной крышей. Следующие модели предлагались в виде родстеров с тканевым верхом. Удивительно, но только у Вайпера последнего поколения не было открытой модификации, хотя машина образца 2012 года — самая холёная за всю историю.
Компромисс предложил промышленный концерн Prefix, силами которого, к слову, окрашивались кузова серийных Вайперов. Специалисты из Мичигана взяли обычный Viper и переделали его в Medusa Roadster. Как сказал президент фирмы Prefix Эрик Зейли в интервью журналистам, превращение суперкара в «открытку» не потребовало дополнительных усилителей благодаря и без того жёсткой конструкции кузова.
О каких-либо иных изменениях заявлено не было. Атмосферный мотор V10 8.4 сохранил свои 649 л.с. и 814 Нм, а в качестве коробки передач по-прежнему была доступна безальтернативная «механика» Tremec TR6060. Конверсия стоила конечному пользователю $35 тысяч не считая тех $100 тысяч, что просили за сам автомобиль. Работы занимали восемь недель. Первоначально концерн Prefix собирался выпустить 10 экземпляров, но был готов переделывать до 100 машин в год, если бы спрос оказался выше. Не оказался.
VLF Force 1, 2016 год
Фирма VLF появилась на свет в результате банкротства компании Fisker Design, хотя у детища промышленника Гилберта Вильярреала, бывшего главы General Motors Боба Лутца и дизайнера Хенрика Фискера тоже немало проблем. Даже титульный проект выступил бледно. Суперкар VLF Force 1 — плоть от плоти Dodge Viper. Это особенно заметно по интерьеру, который архитектурно не изменился, но сильно прибавил в вариативности и качестве отделочных материалов. Кузов же у Форса свой — ни одной общей детали с Вайпером! Внешние панели сделаны из углеволокна, а все шесть отверстий для забора и отвода воздуха функциональные.
Мотор V10 8.4, установленный в пределах базы, модернизировали: отдача увеличилась до 756 сил и 928 Нм вместо заводских 649 и 814 соответственно. Разгон до сотни — за 3 секунды, максимальная скорость — 350 км/ч. И не только по прямой Force 1 умел ездить. Управляемость и работу новой активной подвески оттачивал чемпион различных автоспортивных соревнований в США Бен Китинг, который гонялся за рулём гоночных Вайперов. Красивая, в общем, история. Жаль, заинтересовала она немногих. Вместо изначально запланированных 50 машин (по $268 тысяч за каждую) за 2016 год на мощностях VLF собрали лишь четыре купе и один родстер с мягким верхом.
Dodge Tomahawk, 2003 год:
Вайперовский двигатель V10 успел побывать даже на мотоциклах. И многих из вас это вряд ли шокирует: двухколёсный Dodge Tomahawk — хорошо известный заводской проект. Мотор объёмом 8,3 литра выдавал 503 л.с. и 712 Нм, а расчётная максимальная скорость «байка» достигала как минимум 400 км/ч.
Правда, никто и никогда не проводил независимых дорожных испытаний, да и на дороги общего пользования путь концепту был заказан. Tomahawk продавался как дизайнерский шедевр в каталоге роскоши Neiman Marcus за $555 тысяч. C 2003 по 2006 год американцы собрали всего девять Томагавков вместо трёхсот, о которых велась речь на заре проекта.
Millyard Viper V10, 2009 год.
А вот мотоцикл Millyard Viper V10 — прихоть одного человека. Кастомайзер и инженер Аллен Мильярд не один десяток лет конструирует уникальные мотоциклы.
В 2009-м англичанин выстроил вокруг восьмилитрового V10 от Вайпера GTS 1995 года байк массой 630 кг. И это был не предмет интерьера, а рабочее транспортное средство, которое на 90% было создано руками Аллена.
Он получил на него разрешение для общественных дорог, и он же накатал 15 тысяч км по ним. А в 2016 году Аллен ненадолго уступил руль мотожурналисту Брюсу Данну, который на аэродроме Брантингторп разогнал мотоцикл до 333 км/ч. /m