Станки для пыток и кайфа: суперкары без доступа на дороги
Lamborghini Essenza SCV12
Бестия из Сант-Агата-Болоньезе способна затронуть струны души даже равнодушных к цифрам на секундомере, антикрыльям-диффузорам и мокрому от пота подшлемнику. Ее экстерьер — идеальный способ психотерапии. Не стоит переживать, если вам понадобится десяток земных жизней, чтобы накопить на такую. Просто украсьте свое жилище постером с «Эссенцей» и любуйтесь. Помогает и расслабляет перед сном — проверено!
У многих трековых суперкаров модифицированные кузова дорожных версий, но SCV12 пошла дальше и глобально отличается от соплатформенного Aventador. Принято считать, что специалисты по аэродинамике не подпускают к таким машинам художников даже на пушечный выстрел. Это не так. Спортивное подразделение Squadro Corse и дизайнеры из Lamborghini Centro Stile совместно проделали великолепную работу. Получилось эффектно и эффективно: на скорости 250 км/ч оперение создает прижимную силу в 1200 кг. Больше, чем у техники категории GT3.
Атмосферник объемом 6,5 литра — мощнейший безнаддувный V12 в истории Lamborghini. Он форсирован до более чем 830 л.с. против 770 л.с. у Aventador SVJ. Полный привод упразднен, тягу на заднюю ось транслирует шестиступенчатая секвентальная коробка передач Xtrac вместо «робота» у серийного Lambo.
Подвеска серьезно переделана. В частности, сзади горизонтальные амортизаторы типа push-rod с креплением непосредственно к корпусу «секвенталки». Удивительно, но факт: Essenza SCV12 обходится одним углепластиковым монококом без каркаса безопасности, при этом соответствует требованиям пассивной безопасности FIA для прототипов.
В салоне царит гоночный уют: обилие карбона и алькантары, петли вместо дверных ручек, кресла-ковши и многофункциональный руль с экранчиком для отображения разных данных. Ничего лишнего, все для дела. Но перепутать всё равно не получится: вы именно в Lamborghini.
Владение «Эссенцей» — поистине уникальный опыт. Начнем с того, что тираж ограничен 40 экземплярами. Иначе говоря, машин физически гораздо меньше количества потенциальных желающих. Хранение берет на себя Lamborghini, следить за своей ласточкой можно круглосуточно через специальное приложение. Владельцам остается посещать омологированные FIA кольцевые трассы с персоналом Squadro Corse и личным наставником в лице пятикратного победителя «24 часов Ле-Мана» Эмануэле Пирро. Тренироваться и кайфовать, кайфовать и тренироваться.
Мне довелось проехать пассажиром на Essenza SCV12 по автодрому Misano Circuit. И это одно из самых ярких автомобильных впечатлений моей жизни. Звук, как от истребителя на форсаже — перегружает любой микрофон. Когда гиперкар отъезжает от боксов, четыре секунды все могут только держаться за уши. Я тоже инстинктивно хватаюсь за них, хотя уже надел шлем. Экипировка полная: и система HANS, и комбинезон, и перчатки. Перед заездом — инструктаж, как вылезать из машины в случае аварии. Моя очередь. Четырёхточечные гоночные ремни застегивают очень туго, и я мысленно прошу меня не жалеть: я ездил пассажиром на гоночной технике и понимаю, что меня ждёт. Впрочем, я ошибаюсь, и скоро об этом узнаю. «Готов?» — спрашивает меня заводской пилот Андреа Кардарелли. А разве к такому можно быть готовым? Гиперкар как-то уж очень резво вылетает с питлейна на трек. Так кажется, пока он мощно не ускоряется на первом прямике. Святые угоооодникииии, нами выстрелили из рогатки?! Первая связка поворотов — грубо, размашисто, неистово. Пилот срезает углы чуть ли не за пределами поребриков. Длинная база — машине здесь тесно. И она будто проглатывает всё, что не может объехать. Очередной прямик заканчивается ударным торможением. Ремни давят на грудь, голова тяжелеет в несколько раз, но пилот, продолжая трейл-брейкинг, уже заправляет машину в поворот. Снова неистовый разгон. Прямая длинная, и мы всё набираем скорость, и вот поребрики всё ближе, и я жду этот безжалостный удар знакопеременных нагрузок, когда газ в пол меняется на тормоз в пол… Когда же? Уже пора! В последний момент вижу, что это длинный пологий поворот, который проходится на полном газу. Кажется, боковая перегрузка уже должна смести нас с дороги и впечатать в рекламные щиты. Но этого почему-то не происходит, и автомобиль летит вперёд. На питлейн вкатываемся под уже знакомый звук: на малом ходу гиперкар пульсирует, будто кто-то стреляет из пулемёта с низко летящего вертолёта. Это был очень короткий круг. А может быть просто очень быстрый...
Еще один трековый Lambo: Sesto Elemento
Ferrari FXX
Заклятый конкурент Lamborghini запустил собственную клиентскую программу XX задолго до того, как Essenza SCV12 увидела свет. Первой была FXX, экстремальная разновидность Ferrari Enzo для превращения самых ценных покупателей в гонщиков. Развлечение для толстосумов преподносилось как особое мероприятие c небывалым уровнем вовлечения. Тестирование, сбор «исключительно важных» данных… Тут у любого глаза загорятся!
Каждого из владельцев двадцати девяти FXX фактически записали в члены команды Ferrari в качестве тест-пилотов. Прямо и косвенно, словом и делом энтузиасты должны были внести свой вклад в формирование информационной базы для проектирования следующих экстремальных автомобилей. Их мнение дополнялось авторитетным вердиктом тогдашних заводских пилотов — Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло. Кстати, Шуми явно мог многое рассказать о Ferrari, поскольку экземпляр №30 подарили ему в честь завершения формульной карьеры.
FXX, как и остальные модели из нашего очерка, не омологирована для какого-либо чемпионата. Свое родство с Enzo она не скрывает, но прячет под карбоновой скорлупой массу всего интересного. Объем двигателя V12 увеличен с 6,0 до 6,3 литра. Отдача — 800 л.с. против 660 л.с. у «Энцо», и достигается она не при 7800, а при 8500 об/мин. Шестиступенчатая роботизированная коробка меняет передачи в пределах ста миллисекунд. Колеса — 19-дюймовые со сликами. Всё нутро пронизано датчиками телеметрии для сбора максимально полной информации по 39 параметрам.
Другие трековые Ferrari:
По мере тестирования нашелся потенциал для дальнейших апгрейдов. Так появился FXX Evo. Результат эволюции — 860 л.с. при 9500 об/мин и модифицированный «робот» (смена передач за 60 миллисекунд), улучшенная обтекаемость и коррекция алгоритмов противобусковочной системы. А еще ускорение до сотни за 2,5 секунды.
Pagani Huayra R
Самая крутая «Уайра» стоимостью от 2,6 миллиона евро — это не просто дополнительные антикрылья и силенок побольше, а самодостаточный обладатель уникального конструктива. Таких всего тридцать. В разработке принимала участие инжиниринговая фирма HWA AG. Ее владелец — Ханс-Вернер Ауфрехт, один из основателей AMG.
С дорожным прообразом R роднит немногое. У всех Huayra шестилитровый V12 Mercedes-AMG M158 с двумя турбокомпрессорами. «Эрка» играет на контрасте. Для нее подготовлен высокофорсированный атмосферник V12-R с непосредственным впрыском. По запасу тяги и эластичности — 750 Нм при 5500-8300 об/мин — он существенно уступает турбомоторам. Зато оцените 850 л.с. при 8250 об/мин! Коробка передач соответствует боевому настрою. Здесь используется секвентальная с шестью ступенями, а не семиступенчатый «робот».
Ещё одна модель Pagani только для трека:
Двигатель и КП включены в силовую структуру и крепятся к углепластиковому монококу. Новая подвеска на двойных поперечных рычагах с электронноуправляемыми амортизаторами обеспечивает очень высокую точность управления. Сухая масса Huayra R — 1050 кг. Аэродинамика «Уайры» — это отдельный вид искусства. Так, например, воздушные потоки проходят через боковые воздухозаборники в бампере, охлаждают передние тормозные механизмы, а затем разбегаются в стороны, сводя к минимуму турбулентность и помогая приколачивать болид к дороге.
McLaren Senna GTR
Если даже Pagani строит track-only модели, то «МакЛарену» с его богатейшим гоночным наследием сам Бог велел. Из обширной актуальной гаммы на роль стартовой платформы идеально подходит среднемоторный Senna. По меркам сегмента британский «гэтер» почти что массовый продукт. Собрано 75 экземпляров.
Машина за 1,1 миллиона фунтов одной своей стоимостью обещает экстремальный опыт, но пилотаж, очевидно, превосходит даже самые смелые фантазии. Четырехлитровая «восьмерка» с двумя двухпоточными турбокомпрессорами выдает 825 л.с. и 800 Нм. Дополнительные 25 л.с. относительно стокового «Сенны» получены перенастройкой электронного управляющего блока и удалением второго катализатора.
Силушка серьезная, хотя и сопоставима с какой-нибудь BMW M5 на «стейдже». Правда, король автобанов и близко не сравнится с Senna GTR по энерговооруженности. Сухая масса последнего — 1188 кг, на тонну веса приходится 694 л.с. Магия цифр завораживает, хотя расширенный GTR ушел от «Сенны» не так уж и далеко: он легче всего на 10 килограмм. Опции комфорта (тачскрины и аудиосистема) выпотрошены и заменены более важным в пылу шоссейно-кольцевой схватки оборудованием — системой пожаротушения, радио для связи с боксами и даталоггером.
Еще один редкий McLaren, и тоже не для дорог:
Хватает и других тематических апгрейдов: например, расширенная колея (спереди на 77 мм, сзади на 68 мм), 19-дюймовые колесные диски с креплением центральной гайкой, поликарбонатные стекла, подвеска из спортивной программы McLaren GT3 и развитое оперение, которое превращает воздух в более тонны прижимной силы на 250 км/ч. В системе выбора режимов движения три пресета — Wet, Track и Race. Плюс лонч-контроль, без него нынче никуда.
Porsche 935
«Порше» эксплуатируют собственную историю редко, но очень метко. Фанаты и мечтать не могли о реинкарнации легендарного ле-мановского Porsche 935/78 «Moby Dick». Тем не менее, на мероприятии Rennsport Reunion 2018 на калифорнийском автодроме Laguna Seca показали новый 935. «Моби Дик» вернулся!
Донором оригинального «Порше», прозванного в честь кита из одноименного романа Германа Мелвилла, выступал 911 (930) Turbo. Углепластиковый кузов его современной интерпретации маскирует начинку от 911 GT2 RS. Здесь тот же оппозитный 3,8-литровый битурбодвигатель (700 л.с.) и семиступенчатый преселективный «робот» PDK. Дифференциал с блокировкой.
Длина относительно «эр-эски» выросла с 4549 мм до 4865 мм, а масса наоборот снижена. Было 1470 кг, стало 1380 кг. В гармоничной внешности не заподозрить заимствований, хотя точечные присутствуют: зеркала заднего вида от 911 RSR, задние фонарики взяты у грозного прототипа 919 Hybrid LMP1, а рулем и приборкой поделился 911 GT3 R. Кстати, в в салоне не только карбон и каркас безопасности, но также кондиционер и даже опциональное пассажирское кресло. Построено 77 автомобилей по цене 701,9 тысячи евро.
Aston Martin Vulcan
«Астон» с именем как у британского стратегического бомбардировщика отличается классической компоновкой. Вдобавок он по-настоящему малочисленный. Каждая итерация насчитывает 24 машины.
Vulcan — это плод энтузиазма и страсти команды во главе с креативным директором Aston Martin Мареком Райхманом. В распоряжении водителя семилитровый атмосферный V12 мощностью 831 л.с. и шестиступенчатая «секвенталка» Xtrac. Посмотрите на Vulcan сбоку. Силуэт прекрасен, но мы сейчас о другом. Даже невооруженным взглядом видно, что силовой агрегат сдвинут в пределы колесной базы. Привод задний, размерность шин на ведущей оси — 345/30x19. Подвеска типа push-rod с антиклевковой геометрией и регулируемыми амортизаторами. Пилот по своему желанию может настраивать антиблокировочную систему тормозов и трекшн-контроль.
Vulcan AMR Pro 2017 года сделал рекламу новому дивизиону AMR (Aston Martin Racing). Руководствуясь принципом «нет предела совершенству» инженеры пересмотрели передаточные числа, пустили в ход двойную «полку» антикрыла, канарды и прочие ухищрения. Тонкая настройка положительно повлияла на баланс — производитель обещает более точные быстрые реакции и дополнительный «зацеп». По словам заводского тест-пилота Дэррена Тернера, Vulcan AMR Pro ощущается более маневренным и лучше отзывается на команды водителя.
Maserati MC12 Versione Corse
MC12 и Ferrari Enzo — общее шасси и какие разные судьбы! «Мазерати» изначально задуман для участия в гонках FIA GT Championship и представляет собой омологационный вариант суперкупе MC12 GT1. В 2004-м выпустили 25 штук. Год спустя пришлось собрать еще столько же из-за изменившегося регламента касательно длины кузова. На десерт предложили дюжину «клиентских» Versione Corse в синей расцветке Blue Victory и стоимостью в миллион евро. Из них три переделаны немецким тюнинг-ателье Edo Competition в дорожные.
Versione Corse не привязан к техническим требованиям соревнований и превосходит как стандартный MC12, так и GT1. Шестилитровый V12 с сухим картером не имеет регламентированных ограничений на впуске и развивает 755 л.с., что на целых 122 л.с. превышает отдачу «обычного» Maserati. «Сухая» масса — 1150 кг. Ускорение неистовое, словно в истребителе: до двухсот за 6,4 секунды.
Lotus Exige Cup R
Заядлому «кольцевику» вовсе необязательно иметь тысячу лошадиных сил и астрономическую цену. Маленькая британская двухдверка в экстремальной спецификации Cup R подтвердит. Пусть 3,5-литровый Toyota V6 с системой изменения фаз газораспределения и механическим нагнетателем Harrop (366 л.с.) вас не смущает. Проворный Exige особого назначения готов доминировать над более мощными соперниками.
Cup R, как и любой уважающий себя «Лотус», легкий (сухая масса — 1040 кг) и очень шустрый. До сотни — в пределах четырех секунд. В перечне оснащения фигурирует секвентальная коробка передач, тормоза с четырехпоршневыми суппортами AP Racing «по кругу» и регулируемая противобуксовочная система. /m