Опубликовано 16 декабря 2011, 16:49

Десять лучших

"Мотор" выбрал лучших гонщиков прошедшего сезона
Автоспортивные редакторы "Мотора" Олег Карпов и Антон Погорельский выбрали лучших пилотов по итогам гоночного сезона 2011 года.
Фото Chevrolet, Red Bull, Ferrari, McLaren, Honda, Audi
Фото Chevrolet, Red Bull, Ferrari, McLaren, Honda, Audi

Скажем сразу, ни о какой объективности в этом рейтинге не может быть и речи. Просто потому, что, сравнивая пилотов из разных серий, добиться ее невозможно. Наверняка у каждого болельщика есть свой рейтинг лучших гонщиков уходящего года. А этот – наш. И мы ждем, что вы будете с нами спорить.

Конечно, мы субъективны. Настолько, что место в рейтинге едва не досталось Виталию Петрову. В начале чемпионата он удивил не только нас, но и, похоже, весь автоспортивный мир. Жаль, продолжить в том же духе россиянину не удалось. В нашу итоговую десятку он не попал, но знайте – если бы мы составляли рейтинг 20 лучших, экс-пилот Lotus Renault GP в нем бы обязательно присутствовал. Как были бы в нем, наверное, и не попавшие в "Топ-10" пилоты WTCC Иван Мюллер и Роберт Хафф, вице-чемпион мира по ралли Микко Хирвонен и даже Владимир Чагин. Но мы выбирали десятку. И вот, что получилось.


Десять лучших

Антон Погорельский: В отличие от прошлого сезона INDYCAR, на этот раз я действительно поверил, что Пауэр сможет стать чемпионом. На шестой год в американских гонках к Уиллу, наконец, пришла скорость на овалах: это был последний элемент, которого пилоту не доставало до звания быстрейшего в Соединенных Штатах. На деле разница между Пауэром и Франкитти совсем ничтожна, однако обилие гоночных серий и особенности нашего рейтинга не позволяют поставить гонщиков на соседние позиции. Мое мнение -- Уилл заслужил как минимум шестое место в «абсолюте».

Олег Карпов: На мой взгляд, присутствие вице-чемпиона INDYCAR в "Топ-10" -- это все-таки перебор. Но если задуматься, других претендентов на место Уилла в нашем рейтинге не так и много. Если кого-то смущает отсутствие в нем Ивана Мюллера, в третий раз выигравшего титул в WTCC, то мы готовы все объяснить: по сути, француз выиграл схватку лишь с одним соперником -- своим напарником по Chevrolet Робом Хаффом. А Пауэр пусть и не стал чемпионом, но боролся отнюдь не только с Дарио Франкитти.

Среди пилотов основных гоночных серий Уилл Пауэр добился наибольшего прогресса по сравнению с предыдущим сезоном. Да, на его позиции в общем зачете INDYCAR это не сказалось – австралиец как был вторым, так и остался. Но если взять цифры побед и частоту лидирования в гонках, то получится, что именно Уилл должен был стать чемпионом.

В 2011 году Пауэр выиграл шесть гонок (против четырех у Франкитти) и восемь раз стартовал с поул-позиции: это абсолютный рекорд для возрожденного INDYCAR. В активе у австралийского пилота первая победа на овале и долгое лидирование в общем зачете. В пассиве – слишком частые аварии. Впрочем, в большинстве случаев происходили они все-таки не по его вине.

В целом Пауэр доказал, что стал очень грозным соперником, а его бурная жестикуляция после гонки в Нью-Гэмпшире привлекла немало сочувствующих фанатов. Похоже, с уходом Даники Патрик Уилл может стать новым символом чемпионата.


Десять лучших

Антон Погорельский: Если бы в Формуле-1 вручался «Приз зрительских симпатий», он непременно должен был уйти к Льюису Хэмилтону. В минувшем сезоне пилот McLaren стал главным «шоумэном» всего чемпионата: британец провоцировал интересные события на ровном месте, каждый раз заставляя вновь и вновь говорить о себе -- а значит, и о Формуле-1. И раз уж Льюис всерьез решил податься в шоу-бизнес, давайте судить о нем, как мы судим о голливудских звездах: не важно, плохо или хорошо он себя проявил, главное -- о нем говорили.

Олег Карпов: Девятое место Льюиса Хэмилтона -- настоящий провал. Наряду с Себастьяном Феттелем британец является одним из двух самых талантливых пилотов своего поколения. Но судя по всему, сам Льюис о себе гораздо лучшего мнения. Мне кажется, это и стало его главной проблемой в 2011 году. Не получив машину, соответствующую его уровню, Хэмилтон начал нервничать и совершать ошибки. Но скорость никуда не делась, и благодаря ей он выиграл три гонки Формулы-1. Не так уж и плохо, в конце концов...

За 19 гонок прошедшего сезона Льюис Хэмилтон набрал 227 очков, единожды стартовал с поула, выиграл три гонки и трижды сходил с дистанции. Весь чемпионат напоминал для британца американские горки: блестящие выступления чередовались с необязательными авариями, а внезапное везение сменялось чередой роковых случайностей.

По чистой скорости Хэмилтон остается одним из быстрейших гонщиков в пелотоне, но желание опередить соперника как можно скорее подчас играло с Льюисом злую шутку. Там, где пилоту McLaren удавалось избежать коллизий, он был неподражаем: британцу зачлась и победа в Китае, вырванная у Феттеля на последних кругах, и «Большой приз» Германии, добытый в открытом противостоянии с Уэббером и Алонсо, и безупречно проведенный уик-энд в Абу-Даби, где Льюис отдавал лидирующую позицию только на пит-стопах.

При этом Хэмилтон отметился рядом опасных контактов в гонках и даже в квалификациях, а также пятью инцидентами с Фелипе Массой: с таким "багажом" рассчитывать на победу в чемпионате нельзя.


Десять лучших

Антон Погорельский: Тони «Дымок» Стюарт давно доказал, что готов войти в число легенд автомобильного спорта: титул 2002 года, завоеванный по классической системе, и чемпионство-2005 с «Чейзом» сделали американца единственным пилотом, выигрывавшим высший дивизион NASCAR обоими возможными способами. А в минувшем сезоне Стюарт прервал гегемонию Джимми Джонсона, остановив самую впечатляющую победную серию в истории NASCAR.

Олег Карпов: Без Стюарта нам было уж совсем не обойтись. Так эффектно в этом году не выигрывал, пожалуй, никто. Точнее, вообще никто. На жаркие концовки сезон 2011 года был скуп, а потому финальный этап NASCAR в Хоумстеде тянет на звание лучшей гонки года. Не будь ее, о Тони мы, наверное, и не вспомнили бы.

Никто за океаном давно не сомневается в том, что Тони Стюарт – великий гонщик. Теперь в этом нет сомнений и у поклонников других чемпионатов. Пропустить известие о победе Тони в самой популярной гоночной серии Америки было невозможно – даже тем, кто за NASCAR никогда не следил. Гонка в Хоумстеде – уже легенда.

Для экс-чемпиона IRL минувший сезон стал третьим в качестве совладельца команды, но в этот раз американец решил больше внимания уделить именно пилотажу, переложив часть обязанностей по управлению конюшней на помощников. Стратегия сработала: Стюарт попал в «Чейз».

Не выиграв ни одного этапа из первых 26, в концовке сезона Тони прорвало: пилот одержал пять побед из десяти возможных, ликвидировав солидное очковое отставание. А последняя гонка сезона и вовсе сделала из Стюарта героя.

Тони дважды прорывался на вершину сквозь пелотон, в общей сложности совершив 118 обгонов. В итоге, Стюарт занял первое место, а его основной соперник Карл Эдвардс стал вторым. Такой расклад уравнял гонщиков по очкам. Титул Стюарту достался благодаря победам – по выигранным гонкам счет был 5:1 в пользу Тони.


Десять лучших

Антон Погорельский: Мартин Томчик стал главным открытием уходящего года. Признаюсь, в начале сезона я решил, что старую машину Мартин получил "заслуженно": у Томчика слишком влиятельные родственники, чтобы верить в то, что раньше новые автомобили доставались ему исключительно благодаря таланту. Тем не менее, Мартин с честью выдержал это испытание, доказав, что не зря входит в элиту кузовных гонок.

Олег Карпов: Вот уж точно самый нелогичный чемпион 2011 года. Я не думаю, что перед стартом сезона в DTM хоть кто-то решился бы поставить на Мартина большую сумму денег. Да, из чемпионата ушел Пол Ди Реста, но при "живых" Маттиасе Экстреме, Тимо Шайдере и Гэри Пэффете, получившего старенькую Audi Томчика считать фаворитом не приходилось. А вышло в итоге вон как.

В этом году Мартин Томчик посрамил всех скептиков во главе с собственной командой: немец выиграл чемпионский титул серии DTM вопреки всему.

К исходу своего десятого сезона в кузовной серии Томчик так и не смог по-настоящему раскрыться, а потому перед началом 2011 года руководство команды Audi пересадило Мартина в устаревший автомобиль. Все это сопровождалось красивыми словами о новом вызове, но любому обывателю было понятно: в Томчика больше не верят. В этот момент у Мартина открылось второе дыхание.

Пересев на Audi A4 2008 года выпуска, немец начал выигрывать гонки одну за другой и вскоре возглавил личный зачет чемпионата. До этого лучшим результатом Томчика была третья позиция в сезоне-2007 , но на сей раз Мартин досрочно обеспечил себе корону, намного превзойдя и лучшего представителя «Мерседеса» Бруно Спенглера, и титулованного Маттиаса Экстрема на более новой Audi. Неудивительно, что обиженный Томчик при первой же возможности покинул команду из Ингольштадта: в новом сезоне Мартин принесет чемпионскую единичку дебютантам из BMW.


Десять лучших

Антон Погорельский: После успехов Марка Уэббера на поприще борьбы с командными приказами в автоспорте можно смело организовывать «Трофей Уэббера». Вручаться он должен гонщику, активнее всех противодействующему указаниям помочь напарнику. А первым победителем стал бы Себастьен Ожье: вопреки собственным словам, француз не собирался содействовать успехам Леба, за что и снискал уважение любителей честной борьбы. Разумеется, без должной скорости осуществить это было бы невозможно.

Олег Карпов: Очень хотелось увидеть в этом году "Ожье зрелого". То, что он очень быстр, стало понятно и в прошлом сезоне. Быстрее он Леба или нет -- спорить можно долго, но сама постановка вопроса уже внушает уважение. Так или иначе, главного у Себа-младшего пока нет -- умения держать себя в руках в решающие моменты. Тем не менее, пожалуй впервые после ухода Маркуса Гронхольма исчезло ощущение, что фаворит любого этапа чемпионата мира, кроме шведского и, иногда, финского, носит фамилию Леб.

Себастьен Ожье не стал даже вице-чемпионом WRC, но, по правде говоря, у занявшего второе место по итогам сезона Микко Хирвонена шансов попасть в нашу десятку было куда меньше. Не будь столь явного разделения ролей в "Ситроене" в этом году, и Лебу его очередной титул достался бы еще сложнее. Вместо этого Себ-младший, слишком рано созрев для борьбы за победу в чемпионате мира, фактически стал заложником своей команды. "Шевроны" сделали ставку на Леба, и шансов побороться за титул у Ожье было не много.

Справедливости ради стоит отметить, что не соверши Себастьен за сезон пары ненужных ошибок, никакая командная тактика не помогла бы Citroen удержать Ожье позади. Так или иначе, Себ упустил свой титул сам – из-за аварий в Мексике и Австралии. Чтобы победить Леба, нужно провести идеальный сезон. А Ожье, как ни крути, с этой задачей пока не справился. Тем не менее, его место в рейтинге – более чем заслуженное. Пять побед на этапах чемпионата мира – столько же, сколько и у самого Леба – говорят о многом. Титул Ожье в WRC – лишь вопрос времени.

Увенчал сезон Себастьен победой на Гонке чемпионов и переходом в амбициозный заводской коллектив Volkswagen. Даже жаль, что в следующем году в числе претендентов на титул в зачете WRC мы его не увидим – дебют раллийного VW Polo WRC запланирован на 2013 год.


Десять лучших

Антон Погорельский: Последние пару лет в автоспорте можно смело назвать временем ветеранов. На излете гоночной карьеры в INDYCAR Дарио Франкитти, которому вечно не хватало до титула какой-то малости, наконец, получил по заслугам: победы и чемпионские звания на него посыпались как из рога изобилия. И если еще недавно казалось, что Франкитти вот-вот отправится на покой, то нынешняя мода на опытных пилотов заставляет предположить, что впереди у Дарио еще немало ярких гонок и, разумеется, побед.

Олег Карпов: То, что произошло с Франкитти после вояжа в NASCAR, лично для меня -- явление удивительное. Не сказать, чтобы Дарио превратился в машину для побед, но каждый раз ему удается сделать ровно столько, сколько нужно для нового титула. Нечто похожее было с Энди Приолем в самом начале истории WTCC: конкуренты есть, причем неслабые, но чемпионом все равно становится один и тот же человек.

Дарио Франкитти продолжает удивлять. Сначала шотландец поразил болельщиков в 2007-м, выиграв титул в INDYCAR. После этого Дарио впечатлил общественность резким переходом в NASCAR и столь же внезапным возвращением. Казалось, что после фиаско в сток-карах Франкитти уже не вернется на верхнюю ступень пьедестала почета, однако Дарио стиснул зубы и завоевал три чемпионских звания в INDYCAR подряд.

Четвертый титул пришел к шотландскому пилоту после длительного противостояния с Уиллом Пауэром. Франкитти не всегда был быстрее, но его фирменная стабильность вкупе с рискованными атаками на грани фола привела Дарио к очередному титулу. На финише сезона соперников разделило 18 очков – против всего пяти в 2010-м.

В этом году Франкитти доказал, что и в 38 лет спортсмен способен находить пространство для профессионального роста, а яростные дуэли колесо-в-колесо не надоедают даже гонщику с 14-ю сезонами за плечами.


Десять лучших

Антон Погорельский: Поведение Леба на трассе не меняется из года в год -- и это не может не вызывать уважения. Себ по-прежнему атакует на каждом спецучастке, словно это его последний шанс пробиться наверх, а не путь к очередной победе в WRC. Пожалуй, дополнительную мотивацию Лебу придало острое соперничество с Ожье внутри команды Citroen, но и без этой «приправы» сезон Себастьена вышел на загляденье: француз выиграл восьмой титул, в два раза перебив предыдущий рекорд WRC.

Олег Карпов: Себастьен Леб провел очередной чемпионский сезон. Быть может, не самый яркий в своей карьере. А может быть и самый… Кто его разберет? В случае с эльзасцем очень сложно оценивать его сезон без отрыва от семи предыдущих. Леб хорош. Но хорош "по-прежнему". Поэтому оказаться в нашем рейтинге на позиции выше четвертой он мог бы лишь в том случае, если бы выиграл 13 гонок из 13-и.

Лучший раллийный пилот всех времен и народов по-прежнему остается лучшим раллийным пилотом. Вот только выше четвертого места в нашем рейтинге ему забраться вряд ли было по силам – чтобы стать лучшим пилотом вообще, Лебу уже недостаточно просто набирать больше всех очков. К Себастьену особые требования. Например, он бы мог обзавестись восьмым титулом пораньше, а не тянуть до последнего этапа.

Сам по себе очередной титул француза – уже давно не повод включать его в десятку лучших. Но этот, восьмой титул все же стал особенным. Себ выступал на совершенно новом автомобиле и на нем вновь был сильнее всех. Пусть эльзасец уже не всегда был самым быстрым, и уж точно не самым стабильным. И все-таки пилотов сильнее Леба в чемпионате мира пока нет.

Не слишком красит Себа и история "противостояния" с напарником Ожье вне трассы. Но то же самое касается и самого Себа-младшего. Тем не менее, победа в главном раллийном первенстве планеты – достижение весомое. И без Леба эту десятку представить невозможно.


Десять лучших

Антон Погорельский: Если честно, я не ожидал, что Дженсон сможет настолько уверенно опередить Хэмилтона в общем зачете. В минувшем сезоне Баттон отработал выше всяких похвал -- как в плане темпа на трассе, так и в поведении внутри команды. Дженс медленно, но верно перетягивает симпатии механиков и болельщиков на свою сторону. Причем, в отличие от Алонсо, британец берет подчеркнутой скромностью и регулярными реверансами в сторону партнера. На мой взгляд, Баттон заслужил как минимум второе место в рейтинге, продемонстрировав поистине чемпионский пилотаж.

Олег Карпов: Спору нет, Баттон был в этом году очень хорош. Что уж говорить, если чемпион мира сам называет "лучшим в карьере" тот сезон, в котором стал только вторым. Но мне все-таки кажется, что до второй строчки в рейтинге лучших по итогам года Дженсону немного не хватало скорости по субботам. Баттон заметно уступает Хэмилтону в квалификациях. И то, что Льюис оказался позади Дженсона в личном зачете по итогам сезона -- это, как мне кажется, скорее проблема Льюиса, чем заслуга Дженсона.

В 2011 году Дженсон Баттон стал вице-чемпионом мира – и это достижение красноречивее любых слов. Британец стабильно провел весь сезон, практически в каждой гонке выжимая максимум из машины: пилот регулярно добывал подиумы и завершил сезон с 43-очковым преимуществом над партнером по McLaren Льюисом Хэмилтоном. В отличие от напарника, Дженсон всегда разумно просчитывал риски, что помогло ему избежать ненужных ошибок.

По крайней мере две из трех побед Баттона имеют все шансы войти в число лучших выступлений последнего десятилетия. Четырехчасовой хаос в Канаде, непредсказуемая Венгрия и безупречный заезд в Японии доказали: на равной машине Дженсон стал бы грозным соперником Себастьяна Феттеля. Экс-пилот Формулы-1 Жан Алези и вовсе назвал минувший чемпионат лучшим в карьере Баттона: «Прошедший сезон впечатлил меня больше, чем чемпионский год Дженсона: в этот раз у него не было непобедимой машины, а его партнером был сам Льюис Хэмилтон». Сам Дженсон считает точно так же.


Десять лучших

Антон Погорельский: Сказать по совести, Алонсо не наработал на второе место. В 2011 году вторая строчка означает «лучший после Феттеля», а Фернандо в чемпионате изрядно уступил не только Себастьяну, но и Дженсону Баттону. Впрочем, на третьей позиции испанец придется ко двору: в этом сезоне Алонсо окончательно закрепил за Массой звание «мальчика для битья», причем деклассирование напарника шло рука об руку с выдающимися результатами Фернандо в Гран-при. Да, Алонсо не был абсолютно быстрейшим, но класс двукратного чемпиона мира не способен утаить даже посредственный болид.

Олег Карпов: Не будь столь безупречен в этом году Феттель, Фернандо, даже при своем четвертом месте в личном зачете Ф-1 по итогам года, мог бы потягаться и за первую строчку в моем личном рейтинге. Я не помню ни единой ошибки в исполнении Алонсо. Испанец боролся на равных с Марком Уэббером на Red Bull и обоими пилотами McLaren на машине, на которой вице-чемпион мира 2008 года едва отбивался от парней из Mercedes GP. Это говорит о многом.

У Фернандо Алонсо в этом году не было автомобиля, на котором он мог бы на равных бороться за титул с Себастьяном Феттелем, но скорости его Ferrari, названной в честь 150-летия объединения Италии, вполне хватило, чтобы до самого последнего Гран-при держаться в плотной группе тех, кто делил титул вице-чемпиона.

Сезон Алонсо не назовешь ярким – в нем не было умопомрачительных побед, как у Баттона в Канаде, не было героических прорывов, как Уэббера в Китае, или памятных дуэлей, как у Хэмилтона по ходу всего чемпионата с Фелипе Массой. У него не было удачных и неудачных дней, как у каждого из них. Он просто делал свою работу. Таскал, если хотите, свою 150-ю "Феррари", как рояль. И каждый раз дотаскивал туда, куда это было возможно.

Нынешний сезон не сделал Алонсо трехкратным чемпионом мира и принес ему всего одну победу. Но именно в этом году стало по-настоящему понятно, каков уровень Фернандо как гонщика. Даже осознав, что бороться с Феттелем ему не под силу, Алонсо не утратил и крупицы мотивации. А что будет с тем же Себастьяном, когда после двух завоеванных титулов в его распоряжении вдруг окажется такой же автомобиль, какой был в этом году у Алонсо, нам еще только предстоит узнать.


Десять лучших

Антон Погорельский: Первое место по итогам 2011 года -- легкий выбор. Не только из-за умопомрачительного отрыва Феттеля от всех соперников, но и благодаря удивительной нацеленности Себа не отдавать ни сантиметра завоеванного преимущества. Тот же Михаэль Шумахер в свои чемпионские годы был намного щедрее к оппонентам. Феттель не подарил конкурентам ничего: каждую победу у Себастьяна приходилось вырывать силой, при этом немец не на шутку расстраивался, когда первое место доставалось кому-то кроме него. Редкий случай, когда примером «воли к победе» становится не записной аутсайдер, а чемпион мира.

Олег Карпов: Я, право, не вижу причин как-то обосновывать итоговую позицию Феттеля в нашем рейтинге. Он все прекрасно обосновал сам. Единственное, что хотелось бы отметить -- счет во внутрикомандном противостоянии Себа с Марком Уэббером. Выступай в команде два Уэббера, никто бы и не назвал RB7 "самовозкой".

Нужны объяснения? Фраза "Себастьян Феттель – лучший гонщик 2011 года" звучит абсолютно естественно и безо всяких "по версии". Мы были субъективны, но с первой строчкой ошибиться не могли. Если в другом рейтинге вам встретится во главе списка другая фамилия, это будет значить только одно – вы читаете материал не за 2011 год.

Никто не безупречен, и если покопаться, то можно даже вспомнить парочку ошибок Себа – к примеру, Феттель не сдюжил под натиском Баттона в Монреале, и трижды разбивал свою "Кайли" на свободных заездах. Но могло ли это хоть сколь-нибудь сказаться на общем впечатлении от его выступлений в минувшем сезоне? Феттель выиграл титул за пару месяцев до конца чемпионата, а набранных очков ему бы хватило не только на чемпионство, но еще и на шестое место – очковый отрыв Себа от Баттона оказался большим, чем улов Фелипе Массы за весь сезон.

Принято говорить, что после завоевания первого титула Феттель повзрослел, стал спокойнее и увереннее в себе. С этим не поспоришь. А вот что станется с ним после второго титула – страшно подумать.