Селектор14 мин.

Ностальгия: Женевский автосалон 30 лет назад

Автомобиль года от Ford, полноприводный Diablo, премиальная Mazda и другие премьеры лучшего автосалона планеты

© Lamborghini

Первый автосалон в Женеве провели в 1905 году. И до самого конца, до ковидной отмены в 2020 году он оставался самой главной автомобильной выставкой планеты. На нейтральной территории ни одна страна не перетягивала одеяло на себя — но все хотели присутствовать. Здесь же всегда выставлялись и кузовные ателье. Попытки возродить какую-нибудь славную люксовую марку или построить суперкар под забытым именем тоже чаще всего демонстрировали именно здесь. Ровно 30 лет назад в этот самый день Женевский автосалон в очередной раз открыл свои двери. Автомобили, которые тогда показали, теперь официально считаются янгтаймерами. Только одни уже успели проржаветь насквозь, а другие — разойтись по частным коллекциям.

Смотришь список новинок Женевского автосалона 1993 года — и зависть сжигает изнутри. Хотелось бы очутиться на месте посетителей и своими глазами увидеть суперкар Cizeta V16T султана Брунея, шоустоппер Rinspeed Veleno на базе Вайпера, редчайшую De Tomaso Guara Barchetta и юбилейный Porsche 911 Carrera 30 Jahre в шикарном фиолетовом цвете Viola Metallic. А чего стоит студенческий проект Sbarro Isatis на агрегатах BMW 750i или родстер Wector WX3!

Правда, большинство редакторов Мотора тогда ходили в школу. В 1993 году в Швейцарию нужно было получать отдельную визу (никакого Шенгена!), расплачиваться франками (никакого Евро!), собирать чемоданы (это буквально!) бумажных пресс-релизов и слайдов. И никаких мобильных телефонов! Словом, всё, что мы хотели бы вернуть из тех времён, — это некоторые автомобили.

Об упомянутой выше экзотике стоило бы рассказывать по отдельности. Или ограничиться упоминанием. Мы выбрали второй вариант, но только для того, чтобы подробнее рассказать о премьерах массовых моделей, среди которых были важнейшие как для отдельно взятых брендов, так и для индустрии в целом.

Audi S4 V8

Audi S4 новинкой не была. Производство в Неккарзульме началось в августе 1991 года, и к Женевскому автосалону заряженный седан продавался по обе стороны Атлантики. Был доступен и универсал Avant. Однако те автомобили оснащались 230-сильным пятицилиндровым турбомотором 2.2, разгоняющим четырёхдверку до сотни за 7,1 секунды. А на флагманском мотор-шоу дебютировала модификация с мотором V8 4.2, которым с новинкой поделился представительский Audi V8. Полноприводные «эски» выглядели тихонями, а выдавали их шильдики и оригинальные колёса диаметром 16 или 17 дюймов. Атрибутика в салоне — спортивные кресла, трёхспицевый руль и приборная панель с белыми циферблатами.

Обе версии продавались параллельно, но восьмицилиндровая была заметно мощнее, быстрее, дороже — и только она комплектовалась шестиступенчатой «механикой». Алюминиевая «восьмёрка» выдавала 280 сил, была на 50 Нм тяговитее (400 против 350), а с ней первую сотню седан достигал через 6,6 секунды после старта. Но конкуренты могли спать спокойно: 286-сильная BMW 540i делала то же самое за 6,4 с, а 320-сильный Mercedes 500 E — ещё на три десятых секунды быстрее. Выпуск Audi S4 первого поколения с обоими двигателями продолжался до июля 1994 года. Седанов сделали 9286 штук, универсалов — 4654.

Aston Martin DB7

Джеймс Бонд за свою кинокарьеру ездил на шести разных спорткарах Aston Martin, предпочитая чаще всего DB5. Но почему знаменитый киношный персонаж ни разу не ездил на DB7, который дебютировал в 1993 году на подмостках комплекса Palexpo? Ведь Иэн Кэллум и Кит Хелфет нарисовали красивое купе, а его салон был наполнен настоящими деревом и кожей. Бонда можно понять: нас бы тоже смутило то, что DB7 разрабатывался в условиях экономического кризиса и тотальной экономии. На проект было потрачено всего 30 млн долларов, что было видно всем, у кого есть глаза.

В дорогом спорткаре использовались боковые зеркала от Ситроена СХ, передние сигналы поворота — от Мазды МХ-5, фонари — от Мазды 323 F, и от неё же дверные ручки. Салон был неважно собран и не блистал качеством пластика, а некоторая фурнитура заимствовалась у массовых Фордов. Блок настройки зеркал, например. И конечно, невозможно было потратить на разработку новой модели такую скромную сумму без готовой начинки. Aston Martin DB7 базировался на платформе Ягуара XJS и получил ягуаровскую же «шестёрку» AJ6 3.2 (340 сил, 489 Нм), которую дополнили приводным нагнетателем. Более того, автомобиль изначально и разрабатывался как замена XJS, но путевку в жизнь получил под маркой Aston Martin.

© Фото: Aston Martin

С этим мотором купе поступило в продажу через полтора года после дебюта, но в 1999-м вместо двигателя I6 клиентам предложили 12-цилиндровый агрегат рабочим объёмом 5,9 литра. В зависимости от версии мощность варьировалась от 426 до 435 сил, а крутящий момент — от 542 до 556 Нм. Такой DB7 был престижнее, гораздо лучше звучал и был быстрее — сотню купе набирало за пять секунд вместо 5,7. Несмотря на все сложности при создании машины и её недостатки, завод в Оксфордшире сделал семь тысяч купе и кабриолетов Volante. Может, Бонд ошибся?

Впрочем, ответ на этот вопрос может лежать в другой плоскости. Ведь середина девяностых пришлась на те фильмы саги, в которых за автомобили и мотоциклы поставляла BMW.

BMW 840Ci

К мартовскому мотор-шоу купе восьмой серии подошло в зрелом возрасте — предприятие BMW в Дингольфинге выпускало модель 850i с февраля 1990-го. То были машины с V12, а в Женеву немцы привезли менее дорогой восьмицилиндровый вариант 840Ci. На месте людей из Астон Мартина я бы напрягся — по соседству с тобой расположился один из самых красивых BMW всех времён, с классным интерьером и великолепным четырёхлитровым V8. И на машине с индексом E31 не особо экономили — разработка обошлась в полтора миллиарда немецких марок.

Двигатель модификации 840Ci развивал 286 сил и 400 Нм, а купе разменивало первую сотню спустя семь секунд после старта. С января 1995-го на «восемьсот сороковую» начали ставить мотор V8 4.4, который сохранил мощность предшественника, но был экономичнее, тяговитее (420 Нм), а пик момента достигался раньше. Максимальная скорость также осталась на уровне 250 км/ч, но время спурта до 100 км/ч сократилось до 6,9 с. Шести лет хватило, чтобы сделать 7803 «восьмёрки», из которых 4728 были с V8.

Citroen Xantia

Citroen BX имел оглушительный успех — свыше 2,3 млн проданных экземпляров! После такого ситроеновцы оказались в сложном положении. Нужно было выпустить на рынок не менее успешного преемника, который будет сражаться с новеньким Фордом Mondeo, футуристичным Ниссаном Primera и надёжной Тойотой Carina Е. Тяжёлую ношу взвалила на себя Xantia, которая внешне получилась не на все 100% ситроеновской. На фоне BX и актуального XM дизайн Зантии от Bertone казался слишком умеренным, а интерьер с обычными архитектурой и приборной панелью — скучным.

А вот техника — плоть от плоти Ситроена. Даже начальная версия оснащалась гидропневматической подвеской с пятью сферами, а у более дорогих Зантий было по шесть, семь и восемь сфер. На вершине гаммы находилась Xantia Activa с наиболее продвинутой подвеской — десять сфер, два дополнительных гидроцилиндра и активные стабилизаторы. Двигателей в линейке насчитывалось аж 11 штук мощностью до 190 сил, включая наддувный 2.0 и атмосферный трёхлитровый V6. Успех предшественника был недосягаем, но Xantia заняла второе место в конкурсе «Европейский автомобиль года», а её тираж составил без малого 1,22 млн штук.

Ferrari 348 Spider

Спорткар Ferrari 348 разрабатывался в конце 80-х и стал последней восьмицилиндровой моделью из Маранелло, которую готовили под присмотром Энцо Феррари. Но Коммендаторе не дожил до премьеры купе в 1989 году. В Женеве итальянцы показали Spider, который тоже был по-своему знаковым автомобилем. Открытая «триста сорок восьмая» стала первым серийным кабриолетом Ferrari со времён Дайтоны 1973 года. Pininfarina изваяла приземистый кузов с подъёмными линзованными «глазками», фамильными боковыми воздухозаборниками с горизонтальными планками и широкими бёдрами. А еще задняя колея спайдера была на 50 мм шире, чем у купе.

Spider оказался короче предшественницы, но колёсная база и снаряженная масса увеличились. При этом капот и крышка багажника сделаны из алюминия, бамперы — из стекловолокна. Монокок разрабатывался с учётом жёстких требований по пассивной безопасности с широким применением высокопрочной стали. Подвески — на двойных поперечных рычагах, задняя ось — с блокировкой дифференциала.

© Фото: Ferrari

И обязательно послушайте крещендо атмосферного V8 3.4, установленного продольно за сиденьями и работающего в паре с пятиступенчатой механикой. Красивый драматичный звук подкреплён цифрами — сотню с места 320-сильный Spider набирает за 5,6 секунды при максимальной скорости 275 км/ч. В середине 90-х Spider не хвалили за высочайшую точность и молниеносные реакции на команды водителя, но автомобиль прослыл увлекательным. Влюбились и клиенты, купившие 1146 Спайдеров, половина из которых отправилась в США.

Ford Maverick 3-door и Nissan Terrano II

Ford Maverick — слегка перелицованный Nissan Terrano II. По большому счёту, это всё, что нужно знать о новинке 1993 года. Однако премьере в Женеве фордовцы уделили особое внимание, ведь Maverick стал первым кроссовером компании в Старом Свете. Да и донора выбрали с умом, который создавался в Европе и для неё. Это касается и симпатичного дизайна, над которым работал Эрколе Спада из ателье I.DE.A. Он же отвечал за внешний вид «пятёрки» BMW E34 и «семёрки» E32.

Maverick был ближе к полноценным внедорожникам нежели к кроссоверам. Ford не получил каких-либо блокировок, но базировался на раме, имел неразрезной задний мост и подключаемый полный привод с понижающим рядом, а также был неплох по геометрической проходимости. Покупателям предложили трёх- и пятидверные версии, у которых могло быть до семи посадочных мест. А посетовать можно было на скудную линейку моторов — бензиновая «четвёрка» 2.4 (124 л.с.) и турбодизель 2.7 (100 сил). С двигателем на тяжёлом топливе пятидверка ускорялась до сотни за бесконечные 19,9 с. Выпуск «первого» Мэверика на испанском заводе Ниссана продолжался до 1999 года.

На том же автосалоне дебютировал Nissan Terrano II. Он получил свою решётку радиатора и легкосплавные колёса иного дизайна, но в остальном отличий не было. Они появились потом, когда брат-близнец сошёл с конвейера. Terrano II делали до 2006 года, с 1999-го на внедорожник начали ставить 154-сильный трёхлитровый турбодизель от старшей модели Nissan Patrol. Коробки передач не менялись — пятиступенчатая механика и четырёхскоростной автомат служили Terrano II без малого 12 лет.

Ford Mondeo

Премьеру Мэверика можно было не заметить — королём фордовской экспозиции был Mondeo первого поколения. Чрезвычайно важный автомобиль! На его разработку ушли чуть ли не рекордные в индустрии шесть миллиардов долларов, платформу делали с учётом адаптации под совершенно разные компоновку и агрегаты, а саму модель создавали как всемирную — под вкусы покупателей в разных частях света. Особое внимание уделили настройке подвески, что сделало Mondeo одним из лучших автомобилей в классе по балансу ездовых качеств. Безопасностью фордовцы занимались с таким же рвением — два фронтальных эйрбега, ремни с преднатяжителями и АБС шли по умолчанию.

Создатели Mondeo сделали всё, чтобы от богатства выбора у покупателей кружилась голова. В первый год продаж были доступны седан, хэтчбек и универсал, передний или полный привод, два типа коробок передач — и шесть двигателей, включая дизель и бензиновый V6 мощностью 170 сил. Всего 40 различных комбинаций! А после рестайлинга в гамме появилась версия ST200 с доработанной 205-сильной «шестёркой», заниженной подвеской, подретушированной внешностью и спортивными креслами.

© Фото: Ford

Mondeo оценили, и в 1994-м он удостоился звания «Автомобиль года» в Европе. Это серьёзно подстегнуло спрос. Нередко ежегодные продажи в Европе превышали отметку 250–300 тысяч машин, а в 1997-м удалось продать свыше 322 тысяч экземпляров. За океаном Mondeo продавался как немного переделанные внешне Ford Contour и Mercury Mystique, но завышенные цены, ожесточённая конкуренция и внутренний каннибализм здорово осложняли жизнь новинкам. Хотя и они раскупались относительно неплохо — даже на излёте карьеры в 1999 году американцы купили свыше 170 тысяч седанов.

Lamborghini Diablo VT

Клиентам, которые купили Lamborghini Diablo в первые пару лет, поём мы песню. Нужно иметь стальные шары, чтобы остаться наедине с мотором V12 и задним приводом. У ранних суперкаров из Сант-Агата-Болоньезе не было ни системы стабилизации, ни трекшн-контроля, ни АБС. Чуть менее опасной Diablo стала через три года после старта продаж — в 1993-м дебютировала всепогодная версия VT (Viscous Traction). Можно было увереннее ощущать себя в дождь и даже в снег, ведь в приводе передних колёс появилась модернизированная вискомуфта от внедорожника Lamborghini LM002. На фронтальную ось шло до 25% тяги.

Более того, Diablo VT стала результатом работы над ошибками. Рулевое управление наконец-то обзавелось усилителем, а «электронные» амортизаторы — иной программой управления. Под нижней оптикой переднего бампера появились дополнительные воздуховоды для лучшего охлаждения новых четырёхпоршневых тормозов Brembo, а за счёт более крупных воздухозаборников в задних крыльях итальянцы облегчили жизнь системе охлаждения мотора. Позже все эти улучшения перекочевали на все версии.

© Фото: Lamborghini

Двигатель V12 5.7 на Diablo VT сохранил 492 силы и 580 Нм, но работал тише благодаря модернизированному газораспределительному механизму. Несмотря на увеличившуюся с 1575 до 1625 кг снаряженную массу, двухдверка ускорялась до сотни за те же 4,1 с, что и базовая машина, а максимальная скорость была даже выше — 328 км/ч против 325. Через почти три года дебютировал родстер с углепластиковым складывающимся верхом, а в 1999-м Diablo VT сняли с производства. Было собрано около 400 купе и примерно 200 родстеров.

Lancia Delta

Фирме Lancia нужно было остановиться на первой Дельте — лучшего автомобиля сложно было придумать. Почти полмиллиона проданных машин, статус раллийной легенды, эпохальный дизайн и множество интересных версий, включая HF 4WD и знаменитую Integrale. Но итальянцы всё же рискнули сделать сиквел. Перед публикой предстало что-то похожее на Шкоду Фелицию с грустным взглядом, который станет отличительной чертой многих Lancia на долгие годы. Чуть приятнее выглядела оспортивленная версия HF, но спойлер на пятой двери делал и без того неважную обзорность назад ещё хуже.

В мае 1993-го стартовали продажи, а покупателям предложили версии с бензиновыми моторами 1.6, 1.8 и 2.0 мощностью от 75 до 139 сил. К сентябрю подоспела Delta HF с турбомотором 2.0 (186 л.с.), обвесом, более жёсткой подвеской и блокировкой переднего дифференциала. В июне 1994-го гамму дополнили наддувным дизелем 1.9 на 90 «лошадей». Однако Delta больше не оснащалась полным приводом, а все моторы агрегатировались исключительно ручной коробкой передач. Добавьте сюда немалые цены, которые были выше тех, что просили за Volkswagen Golf, и станет ясно, почему за шесть лет с конвейера завода в Италии сошло всего 137 тысяч хэтчбеков.

Mazda Xedos 6

В компании Mazda планировали мировую экспансию с небольшим седаном, который заявлялся как конкурент «трёшке» BMW и Мерседесу С-Класса. В Японии это был Eunos 500, на рынке Соединённых Штатов его собирались продавать под премиум-брендом Amati, а в Европе — как Mazda Xedos 6. В Великобритании автомобиль появился в 1992-м, а в следующем году в Женеве состоялась премьера версии для континентальной Европы. Журналисты окрестили новинку японским Ягуаром, что должно было польстить дизайнеру Такеси Аракаве. Но это касалось только внешности — интересный по архитектуре салон наполнили килограммами невзрачной пластмассы. Да и список оснащения был скромнее, чем у оппонентов.

Xedos 6 базировался на переднеприводной платформе со стойками McPherson спереди и сзади, а линейка двигателей состояла из двух бензиновых агрегатов — «четвёрки» 1.6 (116 л.с.) и двухлитрового V6 (146 сил). Как вы уже поняли, седан Mazda и по части техники не дотягивал до немецких автомобилей. Дизайн модели выглядит необычным и привлекательным даже сегодня, но для рыночного успеха его оказалось недостаточно.

© Фото: Goodwood Estate Company Limited

Для продвижения Xedos 6 даже выставляли в Чемпионате Великобритании по шоссейно-кольцевым автогонкам, но 15 и 20 место в общем зачёте за два сезона едва ли можно считать успехом. Не было его и среди покупателей, причём на всех рынках. В Японии за семь лет выпустили 72 101 машину, из которых примерно 20 тысяч реализовали в Германии. На этом история модели закончилась.

Opel Corsa

На стенде Opel было две новинки. Одна из них — Astra Cabriolet с дизайном Bertone и мягкой крышей, складывающейся за головами пассажиров второго ряда без помощи электропривода. Но больше нас интересует Corsa второго поколения. В Женеве она дебютировала в трёхдверном виде, но сразу в нескольких комплектациях, включая GSi с аэродинамическим обвесом, оригинальными литыми колёсами и креслами с выраженной боковой поддержкой. Правда, Corsa GSi вышла на рынок лишь через полгода и получила 109-сильный бензиновый мотор 1.6. А модификации попроще можно было купить в апреле 1993-го.

В основу «второй» Корсы легла доработанная платформа предшественницы со стойками McPherson спереди и полузависимой балкой сзади. Базовый мотор 1.2 развивал 45 л.с., агрегат 1.4 — от 60 до 82 сил, дизель 1.5 — 50–67 сил. Corsa была очень важной моделью для Опеля, поэтому семейство начало быстро разрастаться: пятидверный хэтчбек, универсал, компактный фургон, новые двигатели, комплектации и варианты отделки салона. Автомобиль выпускался не только в Германии, но и в Аргентине, Бразилии, Китае, Мексике и Таиланде. Колоссальный успех Корсы B лучше всего характеризуют цифры — около четырёх миллионов проданных машин в Старом Свете до 2000 года.

Peugeot 306

Peugeot 306 казался верной заявкой на попадание в тройку призёров конкурса «Автомобиль года» в Европе. Однако до сих пор непонятно, как в 1994-м французский хэтчбек не составил компанию моделям Ford Mondeo и Citroen Xantia. Дизайнеры Пининфарины постарались так, что и в 21 веке «триста шестой» выглядит приятно. Полёт дизайнерской мысли заметен и в салоне, который к тому же получился качественным и просторным. В дорогих исполнениях «львёнок» оснащался АБС, двумя фронтальными эйрбегами (после рестайлинга добавились и боковые), климат-контролем, датчиком дождя, отделкой передней панели под дерево и кожаной обивкой сидений. А таких спортивных кресел, как у 306-го, в классе не предлагал никто!

В те времена пресса и владельцы наслаждались буквально каждым километром дороги за рулём «триста шестого». У такого признания были причины. Модель получила жёсткий стальной кузов с большим количеством точек сварки, а примитивную по схеме подвеску настраивали настоящие гуру. Они сделали одно из лучших переднеприводных шасси тех лет, которое подкрепили зажигательными по характеру двигателями. Особенно это касается «четвёрок» 1.8 (101 л.с.) и 2.0 (121-163 силы). Через год после дебюта появились седан и кабриолет, в мае 1997-го случился рестайлинг, а в 2002-м французы зафиксировали результат — без малого три миллиона проданных «триста шестых». /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget