Читальный зал11 мин.

Улучшить что угодно: путь англичанина, способного перекроить Bentley и Ferrari

Роберт Джэнкел не стеснялся ни переделывать Роллс-Ройсы, ни выставлять безумные цены
Шутка ли, но уроженец Лондона, выпускник Колледжа науки и технологий Челси и будущий коучбилдер основал первую компанию в 1955 году в возрасте 16 лет. Вначале Jankel Group занималась доработкой гоночной техники, инжинирингом и кузовостроением, а сам Роберт участвовал в автоспортивных соревнованиях. Дела в целом шли не ахти, поэтому пришлось больше времени уделять семейному бизнесу в сфере моды, работая дизайнером детской одежды. Но Роберта это не остановило...

Роберт Джэнкел распрощался с фэшн-индустрией в 1972-м, когда занялся выпуском ретрокаров, и основал под это направление Panther Westwinds. Позже будет эксклюзивное соглашение с Rolls-Royce на подготовку лимузинов, разработка уникальных машин для шейхов вроде Блейзера К5 с передком от Bentley... Проектов было столько, что если бы мы взялись рассказать о всех работах Джэнкела, наш материал превратился бы в многотомник. Поэтому мы выбрали только самое вкусное.

Ретрородстеры

Panther J72, 1972 год

История фирмы Panther Westwinds началась с ретрородстера Panther J72. Его можно было назвать амбассадором бренда Jaguar. На это намекало не только «кошачье» название. Четырёхметровый заднеприводный спорткар был нарисован в стиле двухдверки SS Jaguar 100, а под алюминиевым кузовом скрывалась начинка от седана Jaguar XJ Series 2.

Модель J72 получила независимую подвеску на поперечных рычагах, а также двигатели — рядную «шестёрку» 4.2 и престижный V12 5.3. Плюс в гамму добавили «шестёрку» 3.8 от Ягуаров постарше. У любой Пантеры была обивка сидений натуральной кожей Connolly, но только топ-версия могла похвастаться отдачей 270 л.с. и разгоном до сотни за семь секунд. До 1981 года с конвейера в Уэйбридже сошло около 500 машин.

Panther FF, 1974 год

Открытый двухдверный Panther FF выпускался всего год (с 1974 по 1975-й), но история его не менее интересна. Швейцарский дилер Ferrari Вилли Фелбер (отсюда приставка FF — Felber Ferrari) заказал Роберту Джэнкелу реплику редчайшего спорткара Ferrari 166 Spyder Corsa.

Итальянцы сделали всего девять подобных машин, а английский коучбилдер ограничился семью экземплярами. Все они комплектовались двигателем Ferrari Colombo V12 4.0 (305 сил, 326 Нм) и четырёхступенчатой «механикой». Заднеприводный FF был построен на стальной пространственной раме, которую накрыли алюминиевым кузовом ручной работы.

Panther Lazer, 1974 год

Родстер, пляжный багги или неудачный подарок жене? Это всё Panther Lazer. Он был заказан канадским импортёром фирмы Panther Westwinds в качестве презента для своей супруги, но она почему-то его отвергла.

Её можно понять: нелепое антикрыло, странная трёхместная компоновка салона и клиновидный кузов из крылатого металла заставят сомневаться кого угодно. Не придраться было только к технике от седана Jaguar XJ12 с его независимой подвеской и мотором V12 5.3. После возвращения в Англию Lazer был продан юноше Резе Пехлеви — наследному принцу Шаханшахского Государства Иран.

Спорткары и гран-туризмо

Panther 6, 1977 год

Самый безбашенный проект Джэнкела — шестиколёсный среднемоторный родстер на кадиллаковских агрегатах. У машины, которая рождает ассоциации с трёхосным формульным Tyrrell P34, были оригинальные конструкция кузова и внешние панели, а также независимая подвеска всех колёс. Длина двухдверки достигала 4870 мм, ширина и высота — 2030 и 1220 мм соответственно. Реагировали на руль четыре передних колеса, обутые в шины размерностью 205/40 R13. Заднюю же пару колёс укомплектовали более широкими покрышками типоразмера 265/50 VR16.

За сиденьями был установлен исполинский V8 объёмом 8,2 л, который появился в гамме Cadillac в 1970 году и до 1975-го ставился исключительно на Eldorado. Англичане приделали к «восьмёрке» два турбокомпрессора, что довело отдачу до 608 сил и 635 ньютон-метров. На ускорение до сотни родстеру массой 1302 кг требовалось меньше пяти секунд, а максимальная скорость переваливала за 320 км/ч. Но даже такие показатели не смогли в полной мере оправдать безумную цену в 39 950 фунтов стерлингов. В 1977 году самые дорогие Ferrari и Lamborghini были примерно на 40% дешевле.

Во многом поэтому было продано всего два экземпляра. Сделали их с разницей в несколько лет. У них отличались внешний вид и салон в деталях, расположение руля, некоторые конструктивные особенности. По слухам, оба автомобиля живы. Праворульный прозябает в частной коллекции на территории Саудовской Аравии, а второй ведёт более открытый образ жизни. Когда-то жил в Греции, выставлялся на мероприятии NEC Classic Car Show в ноябре 2008-го, а через три года засветился на аукционе Bonhams, где был продан за 41 400 евро.

RJD Tempest, 1991 год

Robert Jankel Design Tempest — суперкар без всяких скидок. За основу британцы взяли Chevrolet Corvette C4, но переделок в экстерьере было даже больше, чем у моделей Callaway на базе Корветов. По сути, Tempest получил новые кузовные панели из стеклопластика и кевлара, оригинальную оптику и колёса. Подвеска — на поперечных рессорах спереди и сзади и с электронноуправляемыми амортизаторами (режимы Touring, Sport и Performance). По крайней мере на бумаге, не вызывали вопросов и тормоза — дисковые, с трёхканальной АБС от Bosch.

Рациональным клиентам предлагали версии с джиэмовским V8 LT1 5.7. В атмосферном варианте можно было рассчитывать на 305 л.с., в компрессорном — на 375. Для тех, кто любил погорячее, англичане подготовили 542-сильную модификацию с уникальным V8. Изначально это был корветовский LT98 5.7, но приглашённые на проект специалисты американской фирмы TRACO, набившие руки на создании гоночных двигателей, увеличили объём до 6358 см3, отрядили агрегату приводной нагнетатель Vortex и систему впрыска воды во впускной коллектор Aquamist.

Максимальная скорость достигала 322 км/ч. Ferrari F512 M с 440-сильным V12 4.9 была медленнее — 315 км/ч. Динамика «Урагана» (так на русский язык переводится слово tempest) и вовсе была отмечена представителями Книги рекордов Гиннесса. В 1992 году на аэродроме Брантингторп журналист Джон Грист разогнал родстер с места до 97 км/ч за 3,89 с. Это стало рекордом для мелкосерийных автомобилей на тот момент. Всего было выпущено 35 экземпляров.

Двухдверные Bentley

Hooper, H.J. Mulliner & Co, Freestone & Webb, James Young...Сколько было в истории кузовостроительных компаний, работающих с Bentley и Роллс-Ройсами. В этот список можно смело ставить и Jankel Group, которая занималась переделкой различной степени сложности. Явно выше среднего она была у проекта Bentley Turbo Gold Label Tourer с уникальным алюминиевым кузовом. Двухдверка с мягкой крышей довольствовалась наддувным V8 6.75, трёхступенчатым «автоматом» и задним приводом. Спурт до 97 км/ч укладывался в пять секунд, а максималка превышала 240 км/ч.

Bentley Turbo Gold Label, 1989 год

В оснащение вошли дерево и натуральная кожа Connolly, ворсовые ковры Wilton и полный электропакет. Но цена 450 тысяч фунтов шокировала публику, и до продаж дело не дошло. История запомнила лишь один выпущенный Gold Label.

Bentley Azur Coupe и Spyder, 1985 год

Bentley Azur (да, именно Azur в отличие от заводского Azure) в исполнениях Coupe и Spyder — это двухдверные варианты Turbo R, который в заводской спецификации был исключительно седаном. На его укороченной базе и строились машины от Jankel Group. У обеих вырезалась треть кузова, усиливалась оставшаяся часть конструкции и ставились оригинальные более длинные двери.

От донора достались подвеска на двойных поперечных рычагах спереди и продольных сзади, 360-сильный турбомотор V8 6.75, трёх- или четырёхступенчатый автомат. Машины дебютировали в конце 1980-х, а переделка оценивалась в 47 тысяч фунтов стерлингов при цене исходного седана в 110 тысяч.

Rolls-Royce Camargue, 1980 год

Менее серьёзной модернизации подвергся Rolls-Royce Camargue, но перемены были заметны. Англичане меняли донорской модели оптику на фары и фонари от седана Rolls-Royce Silver Spirit и ставили легкосплавные колёса от Bentley Turbo R. В салоне центральный тоннель между передними креслами удлиняли до заднего дивана и инсталлировали телевизор и бокс-холодильник с местом под фужеры.

Стандартный силовой агрегат — атмосферный V8 6.75 (212 л.с.) и джиэмовский трёхступенчатый автомат. Camargue by Robert Jankel был построен в единственном экземпляре, заказывался в 1980-м европейским офисом Роллс-Ройса и привлекал покупателей у дилера в Саудовской Аравии. А владельца машина обрела лишь во второй половине 1980-х, когда её купил коллекционер из Марбельи.

Седаны

Panther De Ville, 1974 год

Сэр Элтон Джон и знаменитый актёр Оливер Рид были в числе тех, кто купил неоклассический седан Panther De Ville. Всего же с 1974 по 1985 год на сборочном предприятии в Уэйбридже было сделано 48 машин. Дизайн напоминал о фешенебельном Bugatti Type 41 Royale, а под алюминиевым кузовом ручной работы скрывались подвеска, рулевое управление, автоматические коробки передач и моторы от Ягуаров 70-х годов.

Начальная версия получила рядную «шестёрку» 4.2 (174 л.с.), а за доплату можно было заказать флагманский V12 5.3 (261 сила). Наиболее мощная модификация могла преодолеть планку в 200 км/ч. Помимо классического седана в гамме модели были купе, кабриолет и шестидверный лимузин.

Panther Rio, 1975 год

Panther Rio, вышедший в 1975-м, только казался большим большим представительским седаном. Но он был более чем на метр короче модели De Ville, а в основу лёг скромный заднеприводный Triumph Dolomite. На выбор было два четырёхцилиндровых мотора с восемью или 16 клапанами — 1.9 (91 л.с.) и 2.0 (127 сил) соответственно. Самые быстрые Rio брали 97 км/ч за 9,7 с и разгонялись до 175 км/ч.

В остальном же это был типичный автомобиль от Jankel Group — со стальным монококом, алюминиевыми панелями, форму которым придавали вручную, и шикарной отделкой салона. У всех Rio — тонны орехового дерева, квадратные метры натуральной кожи и богатое оснащение. Но за всё надо было платить: Rio стоил в три раза больше донорского Триумфа, и даже Jaguar XJ с V12 был дешевле. Отсюда и 18 проданных седанов за пару лет.

Ferrari 400 I Berline, 1978 год

Представьте, к ресторану подают ваш Ferrari, вам открывают заднюю правую дверь, и вы оказываетесь на просторном втором ряду. С выходом кроссовера Purosangue это стало реальным, но в конце 1970-х такая фантазия звучала дико. Джэнкел воплотил её в жизнь — подготовил уникальный седан Ferrari Le Marquis на базе переднемоторного спорткара Ferrari 400i/412i.

Британское ателье удлинило колёсную базу, установило роскошный диван и расширило список дополнительного оснащения. Клиент мог заказать отделку ореховым шпоном, перешив салона улучшенной кожей, ковры Wilton, а также цветной телевизор, кассетную стереосистему и минибар. Конверсия в седан оценивалась в 33 тысячи фунтов стерлингов, а все опции — почти в 19 тысяч.

Rolls-Royce Silver Spirit Royale, 1984 год

Это только кажется, что — попросту растянутая версия стандартного «серебряного духа». Отделение Robert Jankel Design удлинили машину, но вместе с тем подняли линию капота и увеличили решётку радиатора, сделали кузов выше на пять сантиметров, переделали задние стойки и панель со стеклом.

В салоне англичане добавили пару кресел, расположив их против хода, установили два телевизора (для каждого из пассажирских рядов), видеомагнитофон, улучшенную аудиосистему и холодильник. Плюс стал шире выбор материалов отделки. От исходного седана Silver Spirit стретч сохранил пневмоподвеску, атмосферник V8 6.75 и «автомат» GM с тремя передачами.

Mercedes-Benz S-Class

Конечно же, в Jankel Group не обходили стороной любимца многих сильных мира сего — седан Mercedes S-Класса. Особо британцы облюбовали серию W126. Например, были версии с увеличенной колёсной базой и расширенными на 35 см задними стойками. В салоне между передним и задним рядом по умолчанию инсталлировали панель, на которой крепились телевизор, видеомагнитофон и аудиосистема. Были также два столика и холодильник, а в багажнике — дополнительный кондиционер для интерьера.

Тем, кому этого было мало, предлагался S-Class Pullman by Robert Jankel с широкой вставкой в центре кузова, дополнительными местами в салоне и расширенной обивкой кожей Connolly.

Универсалы

Ferrari 365/4 GTB Shooting Brake, 1972 год

Ferrari от ателье Panther Westwinds — штучный товар. Вот и универсал 365/4 GTB Shooting Brake 1972 года был выпущен в единственном экземпляре. Заказал его архитектор и акула строительного бизнеса Боб Гиттлман, внешний вид проработали импортёр Ferrari в США и сын трёхкратного победителя «24 часов Ле-Мана» Луиджи Чинетти и дизайнер Джин Гарфинкл. Практичный кузов из алюминия сочетался со стандартной техникой донорского купе Ferrari 365 GTB/4 (она же Daytona) — мотором V12 4.4 (352 л.с., 449 Нм), пятиступенчатой «механикой» и двухрычажными подвесками. Ускорение до 97 км/ч занимало 5,9 с, а максимальная скорость достигала 278 км/ч. В начале семидесятых уникальный универсал стоил как четыре Дайтоны.

По состоянию на 2016 год у «шутинга» было четыре владельца: Гиттлман продал машину нефтяному магнату из Техаса Джону Мекому в 1984-м, спустя четыре года новым владельцем стал коллекционер Уильям Контес, от которого в 1999-м Ferrari перешёл следующему собственнику. Позже автомобиль выставлялся на конкурсах элегантности в Голландии и Великобритании и на торгах. Последняя продажа случилась в 2005-м на аукционе Bonhams, когда Shooting Brake ушёл с молотка за $261 780. Потом его пытались реализовать за 400–500 тысяч, а на мероприятии Pebble Beach Auction 2016 года прогнозы цены составляли от 750 тысяч до миллиона долларов. Продать машину не удалось, пусть в реставрации и принимал участие бывший работник Panther Westwinds Эндрю Маккензи.

Bentley и Rolls-Royce Val D’Isere, 1989 год

Ателье Robert Jankel Design обращалось к седанам Rolls-Royce Silver Spirit и Bentley Turbo R неоднократно. Особое место в портфолио британской фирмы занимают пятиметровые универсалы Val D’Isere на базе представительских четырёхдверок. Автомобили, вышедшие в 1989 году, друг от друга отличались дизайном передней части и салоном, а укороченный кузов был по сути одинаковый.

Роберт Джэнкел разработал для универсалов опциональный полный привод с индивидуальными гидравлическими моторами в ступицах передних колёс. За их работу отвечал гидронасос, соединённый со штатной трансмиссией зубчатым ремнём. Передняя ось автоматически подключалась при включении пониженной или задней передачи и самостоятельно отключалась на скорости выше 48 км/ч.

Rolls-Royce Provence, 1986 год

А ещё на базе седана Silver Spirit английские коучбилдеры предлагали более крупный универсал Rolls-Royce Provence, похожий на американские «дредноуты». Высота и ширина кузова была такая же, как у Val D’Isere, но длина была заметно больше за счёт вытянутого заднего свеса.

Вся прибавка пошла на увеличение багажного отсека. Как и родственные пятидверки, Provence оснащался двигателем V8 канонического объёма 6,75 л (на Bentley стоял наддувный вариант агрегата) с джиэмовской автоматической коробкой передач. Все три универсала днём с огнём не сыщешь, а, к примеру, Bentley Val D’Isere был выпущен тиражом всего 11 штук. По одной машине в 1989 и 1992-м, ещё две в 1990-м и семь штук в 1991-м. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget