Цифры года
События и факты Формулы-1 2012 годаВ минувшем чемпионате мира было все: рекордные победители, острые сражения, зрелищные аварии, подковерная борьба и яркие гонщики. Подводя итоги сезона, "Мотор" выбрал 10 чисел, наглядно иллюстрирующих прошедший год в Формуле-1.
[center]– Гран-при –[/center]
Формула-1 наконец добралась до рекордной отметки в 20 гонок за сезон. Отмена Гран-при Бахрейна в 2011 году сделать этого не дала, но на сей раз шейхи получили-таки свою гонку, несмотря на все разногласия между шиитами и суннитами.
Ехать на гонку не хотели ни команды, ни журналисты, ни спонсоры, но участникам пришлось уважать контрактные обязательства: пока на улицах Манамы бросали коктейли Молотова и устраивали не очень мирные шествия, на автодроме «Сахир» ревели моторы Формулы-1. Некоторые сотрудники команд ударились в панику и покинули страну прямо по ходу уикенда, а представительницу Williams и вовсе уволили за отказ прилетать в Бахрейн. Сама же гонка обошлась без происшествий.
[center]– победителей –[/center]
Начало сезона-2012 получилось самым интересным за последние лет тридцать: первые семь Гран-при чемпионата подарили зрителям семерых разных победителей. Прежний рекорд был установлен в 1975 году, когда на старте сезона гонки выигрывали пять пилотов.
Чехарда на верхней ступеньке подиума поставила в тупик всех – аналитикам пришлось расписаться в том, что они понятия не имеют, кто же будет бороться за титул. На Гран-при Европы все ждали восьмого победителя: общественное мнение выбирало между Кими Райкконеном и Михаэлем Шумахером, но неожиданно для многих первое место в гонке едва не досталось Роману Грожану. Француза подвел генератор, и победа уплыла к Фернандо Алонсо. Рекордная серия прервалась. И восьмого победителя – Кими Райкконена – сезон 2012 года обрел только на Гран-при Абу-Даби, уже под занавес чемпионата.
[center]– пит-стопов –[/center]
За разнообразие тактических схем и количество проведенных пит-стопов нужно сказать спасибо Pirelli. Итальянские покрышки по-прежнему быстро изнашиваются и провоцируют резкое падение темпа по мере истирания: именно этому болельщики обязаны насыщенным концовкам Гран-при, когда кто-нибудь из пилотов непременно теряет скорость, а кто-то, напротив, резко становится быстрее.
Но в прошедшем сезоне появилось еще кое-что. Во многом, это «кое-что» стало причиной непредсказуемости первых гонок: пилоты и инженеры просто не могли разобраться с изменившимся поведением резины. Как выяснилось позднее, Pirelli образца 2012 года хорошо работают только в определенном температурном диапазоне. Стоит перегреть или не прогреть покрышки, как шины начинают «плыть», а соперники уносятся вперед...
[center]– километра Райкконена –[/center]
Год назад мы назвали возвращение Кими Райкконена одним из важнейших событий предстоящего сезона. Финн не подвел и стал гонщиком года по версии "Мотора".
Еще до начала чемпионата Кими стал магнитом для спонсоров и болельщиков: имя Райкконена привлекло в Lotus несколько крупных спонсоров (среди которых гиганты Microsoft и Unilever), а поклонники спортсмена резко подняли посещаемость официального сайта британской команды. В «Лотусе» признались, что ни Кубица, ни Петров не привлекали столько же фанатов, сколько собрал Райкконен. А ведь сезон тогда только начинался.
К удивлению многих, Кими весьма быстро адаптировался в Формуле-1 после двухлетнего перерыва и стал самым стабильным пилотом чемпионата. Для того, чтобы полностью преодолеть дистанцию сезона Кими не хватило всего одного круга. Но и без того километраж у финна получился приличным: если бы Райкконен отправился из Москвы в сторону Владивостока, то после 6083 километров он застрял бы где-то между Улан-Уде и Читой.
[center]– миллионный иск к Экклстоуну –[/center]
Именно столько планирует взыскать с Берни Экклстоуна американская компания Bluewaters Communications Holdings. Оказывается, что денег от старины Берни хотят не только команды Формулы-1.
Эта история тянется уже полтора года. Следователи из Мюнхена продолжают усердно собирать информацию о сделке 2006 года, когда баварский банк BayernLB продал половину Формулы-1 британскому инвестфонду CVC. Посредником в этой операции выступил сам Экклстоун. Что конкретно сделал «царь» Формулы-1, не выяснено до сих пор.
Сам Берни уверяет, что BayernLB никак не мог найти покупателя на неинтересный ему актив ― и Экклстоун выручил банк, найдя фонд CVC. Но американцы из Bluewaters Communications Holdings считают иначе, заявляя, что очень хотели заполучить права на чемпионат мира и даже были готовы перебить любое предложение конкурентов. Решение должен был принять представитель BayernLB Герхард Грибковски, но австриец выбрал кандидатов Экклстоуна. Причем не просто так, а, похоже, в обмен на 44 миллиона евро от старины Берни.
Иск подан. Поговаривают, что помимо солидных денежных штрафов Берни грозят еще и десять лет тюрьмы.
[center]– штрафов Мальдонадо –[/center]
За многочисленные вылеты и аварии британские журналисты прозвали пилота Williams Пастора Мальдонадо "Crashtor Walldonado" ― что можно перевести как "Разрушатор Стенканадо". В 2012 году венесуэлец перешел все мыслимые пределы по числу инцидентов на трассе.
Начав с относительно невинного разворота в Австралии, когда спортсмен хотя бы не зацепил соперников, Мальдонадо бросился крушить на своем пути всех, кто подвернется под руку. Себя Пастор также не жалел. В Монако пилот Williams врезался в де ла Росу, в Валенсии выбил Льюиса Хэмилтона, в Великобритании столкнулся с Пересом, в Венгрии задел ди Ресту, в Бельгии «убрал» Тимо Глока, а в Бразилии поучаствовал в массовой аварии на первом круге. При этом Мальдонадо не забывал попадать в зрелищные аварии в квалификациях и даже на демонстрационных заездах, сполна отрабатывая репутацию «горячей головы».
Проделки Пастора могли бы и дальше всех веселить, если бы они напрямую не сказывались на результатах его соперников и не отражались на его собственном положении в общем зачете. По итогам сезона венесуэлец занял 15 место ― худшая итоговая позиция для победителя Гран-при за всю историю Формулы-1. Обладая машиной, способной выигрывать гонки, Мальдонадо запомнился исключительно своими авариями и штрафами, собрав сразу 14 наказаний за всевозможные правонарушения. Справедливости ради, штрафов было все-таки меньше, чем гонок.
[center]– подиумов Алонсо –[/center]
«Битва Фернандо Алонсо с собственным болидом», ― таким был девиз сезона-2012 для поклонников испанского пилота. К началу чемпионата мира Ferrari подготовила чудовищно медленную машину: за рулем F2012 партнер Алонсо Фелипе Масса долго не мог завоевать хотя бы одно очко, оставаясь на «почетном» 18-м месте в общем зачете. Фернандо в это время возглавлял чемпионат мира.
Чуть ли не на каждом Гран-при двукратный чемпион Формулы-1 совершал маленькое чудо: где-то выцарапывал очки в безнадежных ситуациях, а где-то и вовсе одерживал победы, противопоставляя собственную стабильность горячности конкурентов. Зимой Алонсо назовет прошедший год своим лучшим сезоном ― так отчаянно Фернандо еще не боролся.
Пилотаж Алонсо оказался одной из главных приманок для зрителей: испанец показал всему миру, насколько велика может быть роль пилота в современной Формуле, доказав, что даже несовершенный автомобиль способен побеждать в руках настоящего чемпиона. Его 13 подиумов – лучшее тому подтверждение. Каждое гоночное воскресенье Фернандо выжимал из угловатой и медлительной F2012 максимум.
[center]– аварий Грожана на первых кругах –[/center]
Стартовые инциденты с Романом Грожаном – излюбленная тема для шуток в паддоке. Специально для любителей статистики предлагаем посчитать, кто чаще попадал в аварии в 2012 году: Грожан или Мальдонадо. У нас победителем получился Пастор. И все же Роман немало сделал для того, чтобы вызывать стойкие ассоциации с хаосом первого круга и регулярными столкновениями.
Все началось в Австралии, когда пилота Lotus выбил все тот же Мальдонадо, продолжилось в Малайзии, где Роман не поделил трассу с Михаэлем Шумахером, а апогея достигло на Гран-при Бельгии. Одним неловким движением Грожан спровоцировал большой завал, жертвами которого стали Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо и Серхио Перес. Наказание оказалось жестким: Романа дисквалифицировали на одну гонку и предупредили о повторении санкций в случае рецидива.
Француз не послушался и на Гран-при Японии устроил очередную аварию. Дошло до того, что компания Total, приплачивающая "Лотусу" за выступления Грожана, начала сомневаться в оправданности своих вложений и едва не лишила пилота места в Формуле-1. На счастье Романа, ему дали второй шанс.
[center]– миллионов долларов Кобаяси –[/center]
Камуи Кобаяси набрал в сезоне 2012 года всего на шесть очков меньше напарника по Sauber Серхио Переса. Но если Чеко готовится в следующем сезоне выступать за McLaren, то Камуи... собирает деньги болельщиков, чтобы попытаться вернуться в Формулу-1 через год. В 2013-м Sauber его вытеснил обеспеченный миллионами Карлоса Слима Эстебан Гутиеррес.
Болельщики Кобаяси откликнулись на призыв Камуи и начали переводить деньги на возвращение пилота в Формулу-1. За каких-то пять дней фанаты собрали 800 тысяч долларов, а через четыре недели на счету Кобаяси были уже 8 миллионов: часть от фанатов и часть от подтянувшихся спонсоров. Этой суммы хватило бы для оплаты места в Sauber или Lotus, но увы, к исходу декабря в чемпионате мира просто не осталось вакансий в конкурентоспособных командах. А идти в слабую конюшню Камуи не захотел.
[center]– подиум Шумахера –[/center]
Третье место на Гран-при Европы – единственный подиум Михаэля Шумахера за год. Единственный за все три года в целом бесславной второй карьеры семикратного чемпиона мира.
О завершении гоночного пути Михаэля Шумахера сказано немало слов. За прошедшие три года немец не смог побороться за восьмой титул и не одержал ни одной победы. В то же время, в своем последнем сезоне 43-летний немец начал теснить напарника Нико Росберга, то и дело опережая молодого визави. Эпизодических успехов Шумахера оказалось недостаточно: в Mercedes AMG заменили Михаэля на Льюиса Хэмилтона, по сути, указав семикратному чемпиону на дверь.
Поначалу Шумахер пытался остаться в Формуле-1 и вроде бы вел переговоры с Sauber, но вскоре отказался от этой идеи: 4 октября немец во второй раз в жизни объявил, что покидает автоспорт.