О чем говорят
Двадцать самых обсуждаемых событий Формулы-1 уходящего года"Мотор" продолжает подводить итоги сезона 2011 года в автомобильном спорте. Накануне Нового года мы решили вспомнить двадцать историй, которые чаще всего обсуждались в паддоке Формулы 1.
Сезон 2011 года должен был стать первым в истории Формулы-1, состоящим из 20 гонок, но сбой случился еще в самом начале. Организаторам пришлось отменить стартовый этап сезона в Бахрейне из-за нестабильной обстановке в этой стране. Притесняемые суннитами шииты вышли на улицы, начались массовые беспорядки, разгоном которых занялась армия. Известие о "переносе" гонки прозвучало за месяц до предполагаемой даты старта сезона.
После этого было предпринято несколько попыток вернуть Гран-при Бахрейна, и на определенном этапе казалось, что все получится. Всемирный совет по автоспорту выслушал в июне доклад о положении дел в стране и решил: гонке быть. Организаторы Гран-при Индии любезно предложили коллегам уступить "свою" дату, но ни командам, ни пилотам идея смотаться на уик-энд осенью в бушующий Бахрейн удачной не показалась. Количество негативных комментариев в итоге вынудило самих организаторов гонки отказаться от ее проведения.
Травма Роберта Кубицы – одна из самых "долгоиграющих" историй 2011 года. Поляк угодил в аварию в раллийной гонке Ronde di Andora 6 февраля, поэтому новости из итальянского госпиталя Santa Corona долгое время волновали паддок куда сильнее, чем результаты тестов. Роберту повезло – он остался жив и врачам даже удалось спасти его руку, хотя поначалу были опасения, что ее прийдется ампутировать.
-\11 недель -\провел в больнице Роберт Кубица после своей аварии на ралли
Данные о возможных сроках возвращении Роберта в строй ходили разные, но самый точный прогноз дал хирург Игорь Розелло, оперировавший поляка практически сразу после того, как вышел из реанимации. "Как минимум год", – сказал итальянец, и оказался прав.
Год пока не прошел, но судя по последней информации, поляк сможет провести первые тесты не раньше середины-конца февраля. Но вот на каком автомобиле – теперь уже непонятно. В Renault ждали (или говорили, что ждали) поляка на протяжении всего чемпионата, но теперь, похоже, окончательно расстались с надеждами увидеть его за рулем своей машины.
Сам Роберт не появлялся на публике с момента аварии, поэтому о его состоянии можно судить лишь по съемкам папарацци и словам менеджера Даниэле Морелли. Босс команды Эрик Булье, судя по всему, тоже не виделся с Робертом с начала осени, и в последнее время все чаще ходят слухи, что Кубица, вернувшись в форму, намеревается отправиться вовсе не на свидание к шефу в Энстоун, а... в Маранелло. Тесты для поляка якобы готова устроить Ferrari. Итальянцы просматривают кандидатов на место Фелипе Массы, и одним из них может являться пан Кубица. Контракт поляка с командой Булье истекает в самом конце 2011 года, так что не удивляйтесь, если вскоре увидите его в красном…
Марке Pirelli, пришедшей на смену Bridgestone в качестве поставщика покрышек командам Ф-1, удалось практически до неузнаваемости изменить представление о "нормальном" Гран-при. А глава спортивного подразделения шинной компании Пол Хэмбри в первые месяцы 2011 года был едва ли не самым популярным медийным персонажем.
-\Около 1800 покрышек -\привозит на каждую гонку компания Pirelli, включая дождевые комплекты
Итальянские P-Zero, в отличие от японских предшественников, изнашивались значительно быстрее. Это привело к увеличению числа пит-стопов – гонки с тремя остановками стали нормой. Была, казалось, решена и проблема обгонов. Благодаря разнице в износе покрышек на разных стадиях гонки у ее участников количество маневров значительно возросло.
Однако к концу чемпионата ситуация несколько изменилась – команды освоились и тактику на гонку стали выбирать почти одинаковую. Пит-стопов меньше не стало, чего не скажешь про количество обгонов. Радует, что в следующем году Pirelli пообещала ставить перед командами еще более сложные задачи.
Вкупе с покрышками от Pirelli на увеличение числа обгонов в Ф-1 повлияло и новое изобретение FIA – система Drag Reduction System (DRS).
Начиная с сезона 2011 года, обгонять стало намного проще: при помощи специальной кнопки гонщик мог уменьшить угол атаки заднего антикрыла и добиться увеличения скорости на прямой. DRS во время гонки могла быть активирована только на определенном участке трассы и только в том случае, если расстояние до впередиидущего соперника не превышало секунды. При этом обороняющийся использовать DRS не мог.
Обгонов действительно стало больше, но на протяжении всего сезона не утихали споры о соответствии DRS духу спортивной борьбы. Кто-то считает, что "искусственные" обгоны вредят имиджу Ф-1, кто-то наоборот. Самое интересное, что и тех, и других набралось примерно поровну...
Автомобили Reb Bull RB7 были не только быстры, но и надежны – за весь сезон пилоты австрийской конюшни не добрались до финиша лишь два раза: в Монце Марк Уэббер сошел с трассы после контакта с Фелипе Массой, а Себастьян Феттель в Абу-Даби из-за прокола покрышки и вызванных этим повреждений подвески.
Тем не менее, сказать, что RB7 работала как часы было бы преувеличением. В начале чемпионата Эдриан Ньюи никак не мог справиться с KERS. Система рекуперации кинетической энергии раз за разом отказывала, и оказалась едва ли не единственным недостатком идеального автомобиля.
-\0,8 секунды -\с неработающей системой KERS выиграл Феттель у своего ближайшего преследователя в квалификации первой же гонки 2011 года
На дебютном этапе в Австралии неполадки в работе KERS на машине Себастьяна Феттеля в квалификации поспособствовали рождению одного из самых невероятных слухов. Озадачившись вопросом, почему же немец не использовал KERS по ходу своего решающего квалификационного круга, эксперы и журналисты вскоре пришли к выводу, что хитрец Ньюи изобрел... некую "мини-KERS". Систему, которая должна была сработать лишь на старте. Согласно теории, такая батарея должна была весить меньше "стандартных" KERS соперников и ее изобретение могло дать Ньюи и его команде инженеров больше простора при распределении балласта. В Red Bull, надо полагать, изрядно повеселились – Кристина Хорнер не стал опровергать появившуюся в прессе информацию и раскрыл карты лишь после финиша первой гонки: KERS был обычным, и к тому же толком не работал.
Проблемы с KERS технический штаб до конца сезона так по сути и не решил – система продолжала периодически отказывать вплоть до последних гонок чемпионата.
Что случилось на вечеринке в честь победы Льюиса Хэмилтона в Китае доподлинно неизвестно. Определенно можно сказать лишь то, что местом ее проведения стал шанхайский клуб M1NT, а также то, что на мероприятии присутствовали один из лучших друзей британца Адриан Сутиль и один из совладельцев Lotus Renault GP Эрик Люкс.
Случилась ссора, в результате которой на шее Люкса появилось то, что в судебной терминологии подпадает под определение "особая примета". Предполагаемым орудием нанесения травмы, которая впоследствии трансформировалась во внушительных размеров шрам, стал разбитый бокал из под шампанского. Именно им, якобы, гонщик Сутиль пытался вывести из строя бизнесмена Люкса.
О предмете спора ходят противоречивые слухи. Как и о возможных последствиях для его участников. Дело оказалось запутанным, и до сих пор рассматривается в суде…
Эта история началась еще в конце 2010 года. "Lotus в Формуле-1 – как автобус. Ждешь его, ждешь, а потом приходит сразу два", – написал тогда в своем микроблоге Майк Гаскойн, технический директор команды Team Lotus, принадлежащей малайзийскому бизнесмену Тони Фернандесу. Тогда стало известно о планах Group Lotus стать титульным спонсором бывшей команды концерна Renault, ныне принадлежащей фонду Genii Capital Жерара Лопеса.
-\Дебют оригинальной команды Lotus -\состоялся в 1954 году на Гран-при Монако
Что случилось дальше описано много раз. Отозвав лицензию на использование имени Lotus Racing у Фернандеса, Lotus Group ничего не добилась, так как малайзиец нашел бывшего владельца команды Team Lotus, выступавшей в Ф-1, и приобрел название у него. Ситуацию осложняло то, что обе команды использовали двигатели Renault. В итоге, на старт чемпионата 2011 года вышли две команды с практически одинаковыми названиями: Team Lotus Renault Фернандеса и Lotus Renault GP Лопеса.
Была надежда, что ситуация разрешится в марте – дело о названиях рассматривал лондонский суд. Но его решение в итоге позволило сохранить имена и той, и другой конюшне. Поэтому два "Лотуса" выступали в Ф-1 целый год, и лишь к концу сезона конфликтующим сторонам удалось найти решение. Фернандес купил компанию Caterham, и в следующем году его коллектив будет называться именно так. В обмен на это Тони получит некую поддержку от правительства Малайзии, которое также не было заинтересовано в споре двух команд, ведь легендарный бренд сейчас принадлежит местному концерну Proton.
Всю весну Формулу-1 лихорадило от слухов относительно нового регламента, который, по первоначальным планам, должен был вступить в силу в 2013 году. Особенно жаркие споры развернулись вокруг новой конфигурации двигателя. Задуманный еще несколько лет назад Максом Мосли план по переходу на рядные турбо-четверки объемом 1,6 литра едва не начал притворяться в действие, но в самый последний момент Всемирный совет по автоспорту пошел на попятную. Не все производители и команды были в восторге от возможного перехода на рядные четверки, и в итоге был найден компромисс: новыми моторами станут V-образные "шестерки", но с тем же рабочим объемом – Ф-1 действительно перейдет на малолитражные 1,6. Регламент вступит в силу в 2014 году.
С тех пор, как в прошлом году Эдриан Ньюи придумал замысловатую конфигурацию "нижнего выхлопа" или "выдувного диффузора", позволяющего увеличить прижимную силу, все остальные инженеры начали ломать головы над тем, как же эффективнее использовать отработанные газы, о которых раньше никто и не думал.
Дальше всех зашли в Renault – команда представила конфигурацию "переднего" выхлопа. Трубы на автомобиле R31 были выведены в переднюю часть боковых понтонов, и поначалу это решение позволило команде сделать заметный шаг вперед: Виталий Петров и Ник Хайдфельд завоевали два подиума в двух первых гонках, но потом процесс застопорился – из-за сложной конфигурации выхлопа другие новинки, привозимые командой на гонки, толком не работали, и в заключительной части чемпионата Renault с трудом боролась с Toro Rosso и Sauber.
В следующем году выхлопные газы будут волновать умы паддока значительно меньше. После продолжительных дебатов FIA приняла решение ограничить работу инженеров в этой области – теперь влияние газов на аэродинамику автомобиля признано незаконным.
Журналистам всего мира Себастьян Феттель в этом году подкинул немало проблем. После каждой из его побед нам надо было писать что-то новое. Соперники Себа на помощь не спешили, зато выручали цифры.
В начале чемпионата все пристально следили за тем, сможет ли Феттель перекрыть достижение Айртона Сенны по количеству поул-позишн, завоеванных подряд. У Бразильского волшебника таковых было восемь, и Себастьяну оставалось до рекорда совсем чуть-чуть. Серия немца началась в прошлом году в ноябре в Абу-Даби и тянулась до начала мая. Но из-за проблем с KERS в барселонской квалификации Феттель не смог опередить Марка Уэббера. Себ споткнулся после пяти поулов.
-\739 кругов -\в сумме лидировал Феттель в гонках сезона 2011 года и 15 раз стартовал с поул-позиции
Не справился Феттель и с еще одним рекордом – по количеству побед в гонках в ходе одного чемпионата. В 2004 году Михаэль Шумахер 13 раз забирался на верхнюю ступень подиума, и в финальной части чемпионата Себ сохранял шансы на то, чтобы хотя бы повторить достижение старшего товарища. Увы – хотя для кого-то, может быть, и к счастью – ни в Абу-Даби, ни в Бразилии Себу выиграть не удалось из-за проблем технического свойства. В ОАЭ немца остановил взрыв покрышки, а в Сан-Паулу замедлила коробка передач.
Теперь о том, что удалось: Себ стал самым молодым двукратным чемпионом мира и перекрыл достижение Найджелла Мэнселла по количеству поулов за сезон – их у Феттеля было в этом году 15, в то время как у "Биг Найджа" в 1992-м "лишь" 14. Впрочем, до "абсолютных" рекордов Феттелю пока все еще далеко.
У старины Берни неприятности. Шесть лет назад, когда "Мистер Э." продавал Формулу-1, случилась некая темная история, детали которой одна за другой посыпались наружу в 2011 году.
Некогда Формула-1 принадлежала трем немецким банкам, но была им, по сути, не нужна. Представитель банков Герхард Грибковски и Экклстоун в 2005 году нашли нового покупателя – инвестиционный фонд CVC Capital Partners. После непродолжительных переговоров стороны ударили по рукам. Все остались довольны: Экклстоун сохранил пост руководителя серии, а на счетах Грибковски в течение нескольких последующих лет каким-то странным образом осели 44 миллиона американских долларов.
-\3,9 миллиарда долларов -\в такую сумму оценивается состояние Берни Экклстоуна
Все бы ничего, но в конце прошлого года происхождением этих миллионов заинтересовались в прокуратуре Мюнхена. Не просто потому, что в Мюнхене самые любопытные прокуроры, а потому, что один из банков, ранее владевших Формулой-1, как раз зовется "Баварским".
Грибковски предстал перед судом. Сам Экклстоун проходит по делу как свидетель, но при не слишком благоприятном стечении обстоятельств может и сам сесть на скамью подсудимых. У немецких прокуроров есть основания полагать, что деньги, полученные банкиром – ни что иное, как взятка от Экклстоуна, данная им якобы за посреднические услуги при продаже Ф-1. Будучи представителем банков, Грибковски мог намеренно занизить цену на Формулу-1. Это, безусловно, было выгодно покупателям и, судя по всему, самому Берни, который после завершения сделки чудным образом по решению совета директоров CVC остался во главе чемпионата. То есть мотив у "Мистера Э." был.
Экклстоун уже признал, что действительно перечислил Грибковски указанную выше сумму, однако настаивает, что взяткой ее называть ни в коем случае нельзя. Давая показания, Берни рассказал, что Грибковски угрожал ему тем, что обратит внимание британских налоговых органов на способы управления семейным холдингом Экклстоуна Bambino – ему также принадлежит часть акций Ф-1. Проверки могли обернуться для Берни колоссальными убытками, и он решил заплатить самому Грибковски.
Бывший мюнхенский банкир в свою очередь продолжает настаивать, что шантажом не занимался. История запутанная, всех ее деталей мы никогда не узнаем, но и то, что уже вылилось наружу, крайне любопытно. Ведь считать чужие деньги всегда интересно.
Бруно Сенна дебютировал в Формуле-1 прошлом году в составе HRT, но сделал это как-то незаметно. Настоящий бум от присутствия племянника Бразильского волшебника в чемпионате случился в августе 2011-го, когда ему досталось место в кокпите черно-золотого автомобиля Lotus Renault GP вместо уволенного Ника Хайдфельда.
-\К 28 годам Айртон Сенна -\уже успел выиграть титул и стать самым популярным пилотом Формулы 1
Некогда Айртон Сенна одержал в Ф-1 свою первую победу на автомобиле Lotus в тех же цветах. Мировая пресса просто не могла пропустить шикарный сюжет. Новый Сенна в первой же квалификации занял великолепное седьмое место, но продолжения, увы, не последовало. То ли волшебства, доставшегося Бруно в наследство от дяди, оказалось слишком мало, то ли Renault R31 к концу сезона действительно превратилась в дрова. За восемь гонок Бруно набрал два очка и больше запомнился полученными штрафами за неповиновение желтым флагам в Абу-Даби и столкновение с Михаэлем Шумахером в Бразилии, чем спортивными результатами.
В следующем году племянника Волшебника мы в Ф-1, похоже, не увидим. А если и увидим, то уж точно не в черно-золотом автомобиле…
25 августа 1991 года Михаэль Шумахер впервые вышел на старт гонки Формулы-1. Случилось это на трассе в бельгийском Спа – молодой немец преодолел пару сотен метров по трассе и припарковал свой зеленый Jordan. Тогда мало кто мог представить, что спустя 20 лет он вновь вернется в Спа, но уже в статусе семикратного чемпиона мира, самого титулованного пилота за всю историю Формулы-1.
Перед началом гонки в Спа в 2011 году Шуми устроил небольшую вечеринку, на которой каждому желающему лично наливал пиво. Выпить нахаляву пришли гонщики, несколько руководителей команд и почти сотня журналистов…
Хайме Альгерсуари и Себастьен Буэми на протяжении всего сезона воевали за право остаться в следующем году в Toro Rosso. В программе поддержки молодых пилотов Red Bull Junior слишком быстро подросли Дэниэл Риккардо и Жан-Эрик Вернь, а еще одну команду Формулы-1 владелец компании по производству напитков Дитрих Матешиц пока не купил – так что мест на всех в любом случае не хватало.
Бои между испанцем и швейцарцем шли на всех фронтах: они перекидывались публикациями в прессе, сталкивались на трассе, мирились, и, несмотря на слухи, предрекавшие одному из них увольнение еще до конца чемпионата, все же продержались на завоеванных позициях до конца сезона. Казалось, победил Альгерсуари – именно он заработал больше очков. Но в Red Bull решили иначе: за Toro Rosso в следующем году поедут совсем другие пилоты.
Сразу несколько технических директоров весной лишились работы. И почти все обрели к осени новую.
За то, что Ferrari не догнала Red Bull и отстала от McLaren, был освобожден от исполнения обязанностей главный конструктор "Скудерии" Альдо Коста. Через пару месяцев было объявлено, что итальянец устроился к своему бывшему коллеге Россу Брауну, и в следующем году будет работать уже над созданием серебряных Mercedes GP.
За то, что Williams совершила худший старт в своей истории, команда рассталась с создателем FW33 Сэмом Майклом. Как технический директор он никому не пригодился, зато устроился в McLaren директором спортивным.
За то, что созданный без помощи аэродинамической трубы MVR-02 был быстрее только автомобиля HRT, да и то не всегда, Marussia Virgin расторгла контракт с Ником Виртом. И судя по всему, с командами Ф-1 британскому инженеру не работать еще долго.
Под конец чемпионата разошлись пути HRT и Джеффа Уиллиса. Британец покинул команду самостоятельно, но вскоре уже осваивался в Брэкли – он тоже будет работать в Mercedes GP под началом Брауна.
Сезон Виталия Петрова в мире запомнят не только и даже не столько из-за подиума в Мельбурне, сколько по смелому интервью каналу "Россия 2" после Гран-при Абу-Даби.
Гонщик из Выборга вылил – к слову весьма справедливо – немало грязи на команду, и, быть может, отчасти из-за этого лишился места в Lotus на следующий год. Интервью с цитатами "я не могу больше молчать" и "мы теряли позиции в десяти гонках из-за ошибок в стратегии" разлетелось по всему миру.
Спустя несколько дней после эфира первой за гонщика извинилась менеджер Оксана Косаченко, затем то же самое сделал и сам Петров. Руководство команды извинения приняло, Эрик Булье заявил, что "пилоты – не роботы", но в следующем году за Lotus будут выступать Роман Гросжан и Кими Райкконен.
С Соединенными Штатами Америки отношения у Формулы-1 не складываются. В стране бургеров и бейсбола свое представление о том, что такое гонки, и Ф-1 в него вписывается не слишком хорошо.
-\В 2007 году -\в США прошла последняя гонка Формулы-1, на трассе в Индианаполисе
Берни Экклстоун борется за возвращение чемпионата в Штаты, но борьба осложняется непоколебимым желанием босса Ф-1 еще и подзаработать. В прошлом году Экклстоун подписал контракт на проведение гонки в Техасе, но в этом он оказался под угрозой срыва – американцы в последний момент задумались над тем, стоит ли действительно платить Берни десятки миллионов долларов за сомнительное право принимать Гран-при. Дело дошло до того, что Экклстоун проинформировал команды, что гонка в Техасе в 2012 году скорее всего не состоится, а строительство автодрома было приостановлено. Договориться удалось лишь в начале декабря – за несколько дней до публикации окончательной весии календаря на будущий год американцы все-таки перечислили необходимый взнос.
На то, чтобы заскучать в мире мирового ралли Кими Райкконену хватило двух лет. Чемпион Ф-1 2007 года, отправившийся в WRC после разрыва контракта с Ferrari, захотел вернуться.
-\В Ferrari, по слухам, -\Кими Райкконен получал 51 миллион долларов в год
Первые сообщения о намерениях финна появились августе, когда Кими был замечен на базе Williams. Команда тут же рапортовала, что визит чемпиона мира носил "частный характер", но журналисты сразу начали сомневаться в том, что Райкконен "хотел узнать в Гроув, можно ли установить KERS на велосипед". Совсем скоро то, что и не было тайной, окончательно стало явью – информацию о переговорах подтвердило руководство Williams.
Стало понятно главное: желание у Кими вернуться было достаточно сильное – иначе на контакт с увядающей командой сэра Фрэнка финн просто бы не пошел. К чему переговоры привели – вопрос другой. Еще по ходу предпоследнего этапа чемпионата в Абу-Даби паддок жил предвкушением официального подтверждения о заключении контракта между Райкконеном и Williams, но так его и не дождался.
Зато известия пришли оттуда откуда не ждали – спустя три дня после окончания первенства о заключении соглашения с финном объявила Lotus Renault. Кими возвращается! И это большая история на весь следующий год.
У любителей посудачить на тему "все куплено" минувшей осенью появился отличный повод: чемпионская Red Bull Racing отказалась предоставлять данные о расходах в некоторых областях своей деятельности аудиторской компании, призванной контролировать исполнение пунктов "Соглашения об ограничении ресурсов". В его рамках команды сообща стараются расходовать поменьше денег, но в последнее время все чаще появляются слухи, что коллектив Дитриха Матешица в отведенные рамки не вписывается и тратит больше положенного. Потому, стало быть, и побеждает.
-\Примерно в 240 миллионов долларов -\оценивается бюджет Red Bull в 2011 году. Официальная цифра - 190 миллионов
К концу осени выяснилось, что Red Bull вписываться в общие рамки не очень то желает. Руководство команды, например, отказалось подписывать новый вариант соглашения, еще более жестко регламентирующий количество средств, которые команды могут тратить на аэродинамические исследования. Причина проста – в Милтон-Кинсе считают, что подобные инициативы направлены как раз против Red Bull Racing, ведь в этой команде работает Эдриан Ньюи, съевший на аэродинамике не один десяток собак. И возможные ограничения просто нивелируют его очевидные достоинства. Тратить меньше в Red Bull не хотят. По крайней мере, экономить на аэродинамике – точно не собираются.
Демарш Red Bull Racing привел к расколу в Ассоциации команд Ф-1 (FOTA), которая оказалась на грани развала. Помимо "австрийцев" ее покинула и Ferrari – "красным", похоже, тоже хочется тратить больше, чем остальным.
Паддок Формулы-1 – это место, в котором любят поговорить. И в 2011 году в нем говорили большей частью о Льюисе Хэмилтоне. Темнокожий британец – безусловно, главный медийный персонаж прошедшего сезона.
Льюис в 2011 году успел немало: бесчисленное количество раз сталкивался с Фелипе Массой, пару раз с Пастором Мальдонадо и один раз с Камуи Кобаяси, почти после каждой третьей гонки вызывался на ковер к стюардам и даже один раз – пусть и в шутку – обвинил их в расизме; расстался с Николь Шерзингер и нашел нового менеджера в лице Саймона Фуллера, занимающегося делами Дэвида Бекхэма. Плюс к этому – одержал три победы в гонках и заработал один поул – один на всех пилотов, не выступавших в этом году за Red Bull Racing. Неплохо для одного года...
И пока в Формуле-1 есть Хэмилтон, нам всегда будет о чем поговорить.