Забытая мелодия для автомобильного завода
Десять материалов про неизвестные проекты со всего мира/imgs/2024/01/05/12/6300875/278bff6482c471bf023e292cd9565210bb06bf8b.jpg)
Роторные «Ситроены», не ставшие серийными (к счастью)
/imgs/2024/01/05/02/6300569/9f44133b14dcaaae9b38d7889cba70ccd9108ec9.jpg)
Citroën GS Birotor
© Aguttes.com
В 60-е годы роторно-поршневой двигатель казался прорывом в будущее. Разработки, которые вёл немецкий инженер Феликс Ванкель ещё с тридцатых годов, наконец-то дали плоды: его агрегат получился компактным, лёгким, мощным и очень простым. От традицинных конструкций он отличался минимальным количеством движущихся деталей и отсутствием клапанного механизма. Лицензии на его производство купили большинство крупных автостроительных компаний. Одной из них был Citroën, собиравшийся оснащать инновационными двигателями большинство своих новых моделей. Первым в 1973 году в серию запустили среднеразмерный Citroën GS Birotor, но... вскоре французы сделали всё, чтобы стереть эту машину из истории. Интересно, как это вышло? Читайте статью Михаила Конончука!
W10: загадочный двигатель Volkswagen
/imgs/2024/01/05/02/6300570/3d4258c3329486a3463b361ed01ea3f37ee469fc.jpg)
© GDM Motors
Двигатели экзотической W-конфигурации — уникальная черта автомобилей концерна Volkswagen. Их внедрили в начале нулевых по инициативе легендарного главы компании Фердинанда Пиеха: в те годы концерн под его руководством переживал пик могущества, и радикальные конструкции появлялись одна за другой. Большинство наших читателей наверняка слышали про двигатели W12 под капотом провального Volkswagen Phaeton, на флагманских Audi A8 и особенно на новых моделях Bentley, разработанных после покупки английской марки немецким концерном. Петролхеды в курсе существования мелкосерийного Volkswagen Passat W8. А те, кто интересуется суперкарами, упомянут монстроподобный агрегат W16 с четырьмя турбинами на Bugatti Veyron и Chiron, которые долгое время удерживали звание самых скоростных автомобилей в мире. А в этом году случайно выяснилось, что мотористы Volkswagen работали над конфигурацией W10, так и не пошедшей в серию. Обрывки данных об этом проекте сопоставлял в своей статье Василий Костин.
Лимузин для генсека Горбачёва
/imgs/2024/01/05/02/6300571/d86ca3d2714b7e0706e3054027b37320d23a7275.jpg)
ЗИЛ-4102
© ПриветТачка
Восьмидесятые годы были странным временем для советского автопрома. Были запущены в серию новые переднеприводные легковые машины — как ВАЗ-2108 и 2109, Москвич-2141 и ЗАЗ-1102 Таврия. Но ещё больше проектов так и не дошло до серийного воплощения. Возможно, самый впечатляющий из них — вот этот роскошный ЗИЛ-4102. Напомним, что московский завод помимо грузовиков традиционно выпускал ещё и легковые автомобили для высшей партийной элиты. И уже к началу 80-х его продукция изрядно устарела. Например, лимузин ЗИЛ-41047, на котором передвигался новый генсек Михаил Горбачёв, был лишь немного обновлённым вариантом модели 4104 образца 1978 года — который, в свою очередь, не сильно отличался от ЗИЛ-114 1967 года. К концу 80-х завод ЗИЛ разработал им на замену совершенно новый автомобиль — более современный и лаконичный внешне, не столь огромных размеров, с несущим кузовом и независимой подвеской всех колёс. До распада советского союза успели собрать всего два опытных образца... Алексей Жутиков записал ролик про этот уникальный автомобиль.
Английский двигатель под капотом «Самары»
/imgs/2024/01/05/02/6300572/4a81de6fdbad53a47a2d450f5262607dac2edf77.jpg)
Опытный образец «Лады Самары» с двигателем Rover K-серии
© Из личного архива Нила Батлера / Neil Butler archive
В начале 90-х годов, когда у россиян открылся доступ к зарубежному автопрому, в страну хлынули иномарки... Но не только: целый ряд небольших компаний занялись установкой иностранных моторов под капоты отечественных машин. Это и дизели Peugeot на «Ниву», мощные бензиновые V8 Rover на «Волгу», V6 Toyota на УАЗ и «Волгу», дизели Perkins и Andoria на «Газель»... Нам было известно более десятка подобных проектов. А вот об этой машине мы впервые узнали лишь недавно, из воспоминаний английского инженера Нила Батлера. Оказывается, сотрудник компании Rover занимался адаптацией 16-клапанного мотора Rover K-серии на Ладу Самару — задолго до того, как нам стал доступен родной вазовский «шеснарь».
Очень странный советский вездеход с 26 колёсами
/imgs/2024/01/05/02/6300573/0e0cb9d02100b968f2df2ab113fe29b21d5c57a9.jpg)
ЗИЛ-3906 «Аэрол»
© ПриветТачка
Шуток про наши русские дорог-направления перешучено на триста лет вперёд, и они ещё долго останутся актуальными. А где нет дорог, там обязательно понадобится техника повышенной проходимости. За прошедшие годы у нас на «Моторе» не раз выходили материалы про интересные внедорожники: шестиколёсные УАЗы, не ставшие серийными варианты «Нивы», разнообразные армейские внедорожники нетрадиционных конструкций, многочисленные родственники ГАЗ-69 и УАЗ-469 и многоколёсные монстры родом из СССР. Но такого мы ещё не видели: Илья Фролов снял репортаж про очень странный экспериментальный вездеход завода «ЗИЛ» с 26 колёсами. Он был предназначен для самых глухих и непроходимых уголков нашей страны, но... что-то пошло не так.
Мерседесы, сделавшие нашу жизнь безопаснее
/imgs/2024/01/05/03/6300574/7d6cf19d8f104d5031e74a7c0cd9b9eb2686e457.jpg)
Mercedes-Benz ESF 22
© Mercedes-Benz
Энергопоглощающие секции в кузове, брусья в дверях, травмобезопасные подголовники, подушки безопасности, преднатяжители ремней — в наши дни эти технологии пассивной безопасности используются повсеместно. Большинство водителей даже не задумываются об их наличии! Но для этого автопром с пятидесятых годов прошлого века прошёл огромный путь: анализ статистики аварий, теоретические выкладки, смелые гипотезы, натурные испытания... Важной вехой на этом пути была разработанная компанией Daimler-Benz серия исследовательских автомобилей Mercedes ESF (Experimaental-Sicherheits-Fahrzeugen). Сейчас об этих машинах вспомнят разве что специалисты, но своё место в мерседесовском музее они занимают заслуженно!
Кабриолет, который был не нужен Volvo
/imgs/2024/01/05/03/6300575/e9ee1a95703cd822e15bfee88b92d6930c39592e.jpg)
Volvo 480 Cabrio
© AutoScout24
На протяжении десятилетий марка Volvo ассоциировалась с очень консервативными заднеприводными «чемоданами на колёсах». Но в 1986 году шведская марка выпустила совершенно иной автомобиль: модель 480 — небольшой, очень эффектный хэтчбек эксцентричного дизайна. Но мало кто знает, что на основе этой трёхдверки был создан ещё и кабриолет. Который был готов к серийному производству, но... обстоятельства распорядились иначе. Так что до нашего времени дошло лишь несколько прототипов, которые не стали уничтожать. Подробности этой забытой истории — в статье Василия Костина.
Нерожденные Lamborghini
/imgs/2024/01/05/03/6300576/922c54fbd76afa12ab96fc070e26d04fd0d40b19.jpg)
Lamborghini Cala
© Lamborghini
Итальянская марка славится своим эпатажным дизайном. Каждый суперкар, несущий фамилию промышленника Ферручио Ламборгини — настоящий экстраверт, и словно кричит всем вокруг: смотрите, мой хозяин богат и знаменит! Вот только это не гарантировало финансовой стабильности: были времена, когда компания шла от банкротства к банкротству, а владельцы менялись один за другим. Драматическая история оставила за собой целый шлейф нереализованных проектов — о которых мы и рассказали в подробной статье.
Это не Matiz: откуда вам знаком Fiat Lucciola?
/imgs/2024/01/05/03/6300578/8a2148dcc0215f8e1174bbcfbe6a8732e63febab.jpg)
Fiat Cinquecento Lucciola Concept
© ItalDesign
Знаете, что роднит итальянского индустриального гиганта FIAT, его хитовый микроавтомобильчик Fiat 500, дизайнерский дом ItalDesign великого Джорджетто Джуджаро, корейский автопром и московский фаст-фуд? Тогда вам надо обязательно прочесть запутанную историю прелестного концепт-кара Fiat Cinquecento Lucciola! Сюжетных поворотов там не меньше, чем в латиноамериканских сериалах. А итоговая развязка куда ближе к нашей жизни, чем можно ожидать.
Citroen Activa: концепт как предсказание
/imgs/2024/01/05/03/6300579/c87af4e40c147ce720602d12ff64e575a2b10c2a.jpg)
Citroën Activa 1
© Citroën
Активное шасси с регулируемым клиренсом и переменной жёсткостью подвески, активными стабилизаторами, полным приводом и рулевым управлением «по проводам», где руль-штурвал не имеет механической связи с колёсами, а поворачиваются все четыре колеса. Звучит как описание какого-то навороченного автомобиля из нашего времени... Но всё это относится к концепт-кару Citroen Activa 35-летней давности — который был не просто шоу-каром, а полностью функциональным образцом. Причём большинство технологий собирались внедрять в серийное производство! Подробности о разработке, опередившей своё время на добрые тридцать лет — в замечательной статье Михаила Конончука.
P.S. По итогам 2023 года (как и любого другого) мы подготовили несколько тематических подборок, подобных этой. Найти их все можно здесь.