Не китайцы: важные кроссоверы и внедорожники 2023 года
/imgs/2023/12/07/10/6261350/1513843aac8027e0955a5a3142d026432af92863.jpg)
Dacia Duster
Одной из последних новинок стал Duster третьего поколения с совершенно новым «взрослым» дизайном и без дизельного мотора в гамме. Дастер оформили в духе Dacia Bigster, с которым должна была породниться и наша Lada Niva, однако этого не произошло из-за ухода Renault из страны. Платформу CMF-B кроссовер разделил с микровэном Jogger. Вслед за Dacia генерацию сменил и Renault Duster, отличившись от румынского собрата надписью на передке и шильдиками с ромбом.
© Dacia
/imgs/2023/12/07/10/6261351/52e75bf67e85bb171266545aa0af22b9f269acee.jpg)
Лейтмотивом через экстерьер и салон проходят Y- и V-образные элементы. По периметру кроссовер защищает особый материал Starkle с белыми вкраплениями — он экологичный и его не нужно красить. Кроме этого, в угоду экологии здесь обошлись без натуральной кожи и хрома.
© Dacia
Клиренс Duster подрос до 217 миллиметров, а объем багажника — до 472 литров. Силовых установок три: 1,2-литровая «турботройка» TCe мощностью 130 сил с 48-вольтовым стартер-генератором, 100-сильный двигатель ECO-G, работающий на бензине либо газе, и полноценный гибрид на основе 94-сильного «атмосферника» 1.6, выдающий 140 сил. Полный привод есть только у «мягкогибридной» версии.
© Dacia
Hyundai Santa Fe
Еще более радикальному преображению подвергся Santa Fe, перешедший в пятое поколение. Н-образные элементы оптики пришлись по душе далеко не всем, а угловатые формы дали повод для сравнения с Land Rover Defender. При этом есть несомненные плюсы: «квадратный» дизайн и растянутая колесная база увеличили пространство в салоне и вместимость багажника.
© Hyundai
Салон оформлен в духе новых Hyundai с двумя объединенными 12,3-дюймовыми дисплеями. Селектор передач перенесен на рулевую колонку, что уже стало трендом, а на центральном тоннеле в результате уместился двойной отсек для зарядки смартфонов.
© Hyundai
В гамме Santa Fe бензиновые моторы 2.5 — атмосферный и наддувный на 194 и 281 силу соответственно, работающие с автоматом и «роботом», а также обычный и подключаемый гибриды на основе 1,6-литрового турбомотора. Анонсирована и «внедорожная» версия XRT с дополнительным багажником, лестницей и шипастыми шинами. Кстати, Santa Fe уже успел добраться до России, но стоит новинка недешево: за машины в наличии просят от 6,85 миллиона рублей.
© Hyundai
Hyundai Exter
А вот в Индии дебютировал очень дешевый Hyundai — маленький кроссовер Exter. Он стоит как Lada Granta: от 600 тысяч рупий или от 670 тысяч в пересчете на рубли.
© Hyundai
По габаритам он меньше снятой с производства Lada XRay, но оборудован небедно: у базового Exter есть цифровая «приборка», АБС и целых шесть подушек безопасности. А в топе добавлены круиз-контроль, климатическая установка и камера заднего вида.
© Hyundai
Мотор у кроссовера безальтернативный, но наддувный: это 1,2-литровый агрегат, в бензиновой версии выдающий 83 лошадиные силы, а в битопливной — 69. Сочетается он с «роботом» либо с «механикой», привод только передний. Exter в будущем выберется и за пределы Индии, но наверняка с совсем другой ценой.
© Hyundai
Skoda Kodiaq
Поколение в 2023 году сменил еще один кроссовер, некогда бывший бестселлером в России. Kodiaq посвежел, но остался узнаваемым, чуть подрос в длину и получил подзаряжаемую гибридную установку. Версий по-прежнему две — на пять и семь мест.
© Skoda
Салон стал современнее: появились цифровая «приборка» с маленьким козырьком, центральный экран-планшет диагональю до 13 дюймов, проекционный дисплей и «крутилки» Smart Dials с встроенными экранчиками на 1,25 дюйма. Переключатель передач здесь тоже переехал за руль. К слову, интерьер Kodiaq почти идентичен оному у нового Superb — отличия у них косметические и на первый взгляд даже незаметны.
© Skoda
Силовых установок пять, включая плагин-гибридную с 1,5-литровым турбомотором общей отдачей 204 лошадиные силы. Такой кроссовер проедет на чистом электричестве до 100 километров. Также есть «мягкий» гибрид на 150 сил, бензиновая «турбочетверка» 2.0 мощностью 204 силы и двухлитровый наддувный дизель отдачей 150 или 193 силы. Коробка передач — шести- либо семиступенчатый «робот», привод полный только у мощных бензиновой и дизельной модификаций.
© Skoda
BMW X2 и его электроверсия iX2
Баварцы наконец представили второе поколение X2, который до этого даже не подвергался рестайлингу. Со сменой генерации он перебрался на ту же архитектуру, что и родственный X1, получил более купеобразный и спортивный силуэт с интересной (правда, платной) «фишкой» — подсветкой контура решетки радиатора. В длину кроссовер вырос почти на 20 сантиметров.
© BMW
Вместе с X2 свет увидел его «батарейный» вариант iX2, который можно узнать по заглушке спереди. К слову, у него ниже коэффициент аэродинамического сопротивления — 0,25 против 0,27 у топливного X2. Салоны у моделей одинаковые с двумя экранами медиасистемы iDrive 9 и крошечным селектором передач.
© BMW
У X2 пять модификаций: от «мягкогибридной» sDrive20i с трехцилиндровым наддувным мотором 1.5, выдающей 170 сил, до M35i xDrive с неэлектрифицированной «турбочетверкой» на 300 либо 317 сил в зависимости от рынка. Механической коробки у X2 больше нет: все варианты сочетаются с «роботом» с двумя сцеплениями. Что до iX2, то его двухмоторная электрическая установка выдает 313 лошадиных сил, а батарея емкостью 64,8 киловатт-часа позволяет проехать до 449 километров.
© BMW
Volkswagen Tiguan
Богатой на новинки осенью в третью генерацию шагнул и Volkswagen Tiguan. Среднеразмерный SUV приобрел более округлые черты и приблизился по дизайну к «зеленому» ID-семейству, вместе с чем коэффициент лобового сопротивления опустился с 0,33 до 0,28. Впервые доступны матричные фары IQ.Light HD как на «старшем» Touareg.
© Volkswagen
В переработанному салоне — 10,25-дюймовая приборная панель и огромный дисплей мультимедийной системы диагональю 15 дюймов, положенный «богатым» версиям. В оснащение включен проекционный дисплей, а рычаг трансмиссии — снова — перемещен за руль: его место заняла «шайба» с небольшим экраном и настраиваемым функционалом.
© Volkswagen
В палитре остались бензиновые моторы 1.5 на 130 или 150 сил с электронным «довеском», 2.0 на 204 и 265 сил, а также дизельный агрегат 2.0 TDI на 150 или 193 сил. Всем положен семидиапазонный «робот»; полный привод есть только у топовых версий. Кроме этого, Tiguan получил PHEV-варианты мощностью 204 и 272 силы с батареей, обеспечивающей до 100 километров хода на электротяге.
© Volkswagen
Polestar 4
У шведской марки в 2023 году появился новый купе-кроссовер. Он занял нишу между Polestar 2 и Polestar 3, став самым динамичным в линейке: с места до «сотни» он разгоняется за 3,8 секунды. У 4 безрамочные двери с выдвижными ручками, фары в форме молота Тора и огромная панорамная крыша. При этом заднее стекло отсутствует: все происходящее сзади транслирует на салонный дисплей камера.
© Polestar
А дисплей здесь огромный: его диагональ составляет 15,4-дюйма. Медиасистема работает на Android, а за звук отвечают 13 динамиков Harman Kardon. За доплату их число можно увеличить до 16. Электронные ассистенты полагаются на данные с 12 камер, радара и 12 ультразвуковых сенсоров.
© Polestar
У начальной версии один электродвигатель, развивающий 272 лошадиные силы, а топ-вариант приводит в движение двухмоторная установка на 544 силы. Батарея CATL обеспечивает до 600 километров хода без подзарядки.
© Polestar
Toyota Century
Имя представительского седана Toyota в 2023 году досталось внедорожнику, причем достаточно роскошному, чтобы в его конкуренты записали Rolls-Royce Cullinan. Century по размеру превосходит Land Cruiser 300, и из-за высокой планки качества собирается медленно: в месяц выпускают порядка 30 штук!
© Toyota
Century делит платформу TNGA-K с Highlander и Lexus RX. Кузов дополнительно усилен, а оформление решетки радиатора отсылает к кумико-дзайку — японскому декоративно-прикладному искусству. Внедорожник исключительно четырехместный, а за удобство пассажиров на втором ряду отвечают кресла с широким подлокотником и особый режим Rear Comfort.
© Toyota
В движение Century приводит бензоэлектрическая установка на базе 3,5-литрового V6 с электродвигателем на задней оси, развивающая 412 лошадиных сил. Цена в 25 миллионов иен (16 миллионов рублей) впечатляет, но до нашего Aurus Komendant ей далеко — он почти вдвое дороже.
© Toyota
Cadillac Escalade IQ
Тем временем западные производители продолжают подключать к розетке свои бестселлеры. Этой участи не избежал Escalade, получив электрическую версию с приставкой IQ — по аналогии с Lyriq и Celestiq. Огромный электрокар на 24-дюймовых колесах построен на платформе Ultium, как пикап GMC Hummer EV, и тоже умеет ездить по диагонали.
© Cadillac
У Escalade IQ три ряда сидений, цифровой кластер диагональю 55 дюймов и дополнительный тачскрин для управления климат-контролем, а число динамиков аудиосистемы может доходить аж до 40. В основном багажнике умещается 670 литров груза, а под капотом есть дополнительное отделение eTrunk на 345 литров.
© Cadillac
В движение батарейного гиганта приводит двухмоторная установка, выдающая 687 лошадиных сил и 761 на пике. Разгон до «сотни» занимает пять секунд. Запас хода «по паспорту», обеспечиваемый батареей на 200 киловатт-часов, — 724 километра. В оснащение входят полноуправляемое шасси, адаптивная пневмоподвеска и автопилот Super Cruise, но работает он пока только на некоторых дорогах США и Канады.
© Cadillac
Volvo EX30
Volvo в 2023 году представила свой самый маленький кроссовер. Это EX30 с электрической установкой и впечатляющей долей вторсырья в конструкции: применение нашлось даже поношенным джинсам.
© Volvo
В интерьере шведы ограничились только одним дисплеем на 12,3 дюйма, который берет на себя и функции «приборки». Есть также динамик-саундбар под лобовым стеклом, подсветка, вдохновленная природой Скандинавии, и различные помощники, включая продвинутый полуавтопилот Pilot Assist. Позже появится «приключенческий» вариант Cross Country с увеличенным клиренсом, защитой кузова и колесными дисками побольше.
© Volvo
В «базе» EX30 получил один мотор на 272 силы на задней оси и запас хода всего 344 километра. Дальнобойный Extended Range с тем же двигателем проедет уже 480 километров, а Twin Motor Performance с двухмоторной установкой на 428 сил разгонится с места до 100 километров в час за 3,6 секунды. Стартовая цена кроссовера уже объявлена — 36 тысяч евро (3,6 миллиона рублей).
© Volvo
Cadillac GT4
Еще одну небольшую новинку показал Cadillac. Предназначенный для Китая GT4 позиционируется как купеобразный кроссовер, но по факту это хэтчбек с защитным пластиком по периметру. Дорожный просвет у него совсем небольшой — максимум 131 миллиметр. GT4 построен на одной платформе со «старшим» XT4 и оформлен почти так же.
© Cadillac
В салоне применены кожа и алюминий, на передней панели установлен изогнутый кластер диагональю 33 дюйма. Есть подсветка с 26 цветами на выбор, подогрев и вентиляция передних сидений, а также мультируль с аналоговыми и сенсорными кнопками.
© Cadillac
Двигателей два на выбор. Начальная модификация оснащается 1,5-литровой «турбочетверкой» мощностью 211 лошадиных сил, а более дорогая — наддувным мотором 2.0 на 237 сил. Оба дополнены 48-вольтовым стартер-генератором; в первом случае привод передний, во втором — полный.
© Cadillac
Kia EV9
А в линейке Kia в ушедшем году появился самый крупный электрокар — пятиметровый трехрядный EV9. По размеру он сравним с Hyundai Palisade, но превосходит его по расстоянию между осями — у Kia оно составляет 3,1 метра. EV9 также стал самой большой моделью на архитектуре E-GMP, на которой базируются электрические Hyundai и Kia.
© Kia
Интересная особенность EV9 — во втором ряде. На выбор предлагаются диван или раздельные кресла, причем последние могут разворачиваться на 180 градусов благодаря плоскому полу. В самом дорогом варианте они имеют функции вентиляции и подогрева.
© Kia
Стандартный EV9 оснащен 218-сильным электромотором на задней оси и батареей на 76,1 киловатт-часа. Более дальнобойная версия имеет аккумулятор на 99,8 киловатт-часа и проезжает до 541 километра без подзарядки. При этом мотор здесь дефорсирован до 204 сил. Топовый полноприводный вседорожник получил установку на 385 лошадиных сил, разгоняющую его с нуля до 100 за 5,3 секунды. В числе опций заявлены автопилот третьего уровня, позволяющий убрать руки с руля, круиз-контроль, 10 эйрбегов и другое.
© Kia
Интерьер у моделей для разных рынков тоже идентичен: у обеих виртуальная «приборка» и тачскрин медиасистемы диагональю до 12,3 дюйма, совпадают дверные карты и центральный тоннель. Однако салон CX-90 может быть шести-, семи- или даже восьмиместным. Кроссоверу положены премиум-материалы отделки, среди которых кожа Nappa, алюминий и шпон.
© Mazda
Самый доступный CX-90 оснащается «турбошестеркой» Skyactiv G 3.3 мощностью 354 лошадиные силы с 48-вольтовым «довеском» и восьмидиапазонным автоматом с «мокрым» сцеплением вместо гидротрансформатора. В качестве альтернативы выступает подключаемый гибрид с атмосферным 2.5 и электромотором, встроенным в автомат. Отдача установки — 327 сил. Привод в обоих случаях полный с муфтой подключения передней оси.
© Mazda
Lexus GX
В июне впервые за 14 лет сменил поколение рамный внедорожник GX. Он стал более угловатым, получил крупные внешние зеркала и заметно вырос в габаритах. GX построили на рамной платформе TNGA-F, как Toyota Land Cruiser 300. Постоянный полный привод, блокировки дифференциалов и понижающая передача сохранены.
© Lexus
Архитектура салона полностью преобразилась: внутри GX теперь похож на минивэн LM благодаря 12,3-дюймовой «приборке» и 14-дюймовому центральному экрану. В оснащении — проекционный дисплей и аудиосистема Mark Levinson с 21 динамиком, охлаждаемый подлокотник, «капитанские» кресла второго ряда и другие «комфортные» опции. Физических кнопок все еще много; рычаг трансмиссии, в отличие от большинства других новинок, традиционного размера.
© Lexus
В моторной гамме не без перемен. Вместо «атмосферника» V8 у GX 3,4-литровая «битурбошестерка» большей отдачи — 354 лошадиных силы (650 Нм). Сочетается она с 10-диапазонным автоматом. Дизельного варианта у GX нет, но обещана гибридная модификация.
© Lexus
Toyota Land Cruiser Prado
Пару месяцев спустя Toyota представила более утилитарного «родственника» GX — Prado шестого поколения. Вездеход дебютировал через почти 15 лет после премьеры J150. В серии 250 он получил брутальную внешность в духе «Крузака» из 50-х с круглыми фарами. Однако это только один из двух вариантов дизайна: все Prado кроме базового оснастили квадратной оптикой. В основу легла платформа TNGA-F, рама стала на 50 процентов жестче. Клиренс составил 221 миллиметр, углы въезда и съезда — 30 и 22 градуса соответственно.
© Toyota
Лаконичный салон может быть двух- либо трехрядным. Приборная панель теперь цифровая, а размерность экрана мультимедийной системы — до 12,3 дюйма. Оснащение богатое, хоть и не такое, как у Lexus: есть адаптивный круиз-контроль, панорамная крыша, трехзонный климат-контроль, аудиосистема JBL с 14 динамиками и другие опции.
© Toyota
В палитре двигателей Prado, в отличие от GX, больше нет V6. В зависимости от рынка в нее войдут «атмосферник» 2.7 на 163 лошадиные силы, 2,8-литровый наддувный дизель мощностью 204 силы, 281-сильная «турбочетверка» 2.4 или гибрид i-Force Max с тем же мотором и общей отдачей 330 сил. Всем положены только автоматический коробки передач: «механики» Prado лишили.
© Toyota
Lexus TX
Еще одной июньской новинкой Lexus стал TX — аналог Toyota Grand Highlander с 5,2-метровым кузовом и тремя рядами кресел. Кроссоверу на платформе TNGA-K с поперечным расположением двигателя досталось новое «лицо» с окрашенной в цвет кузова трапециевидной решеткой. TX стал первым Лексусом, производство которого наладили в штате Индиана для рынка США, где в ходу крупные вседорожники.
© Lexus
Внутри есть 12,3-дюймовая электронная приборная панель с другой графикой, медиасистема с 14-дюймовым экраном, проекционный дисплей и аудиосистема Mark&Levinson с 21 динамиком. С гаджетами проблем быть не должно: у TX аж семь USB-портов и еще три розетки.
© Lexus
Силовых установок три, и две из них взяты из гаммы Grand Highlander. Первая — «турбочетверка» 2.4 мощностью 279 лошадиных сил (430 Нм), вторая — гибридная 500h с тем же турбомотором, выдающий 371 силу и 555 Нм, а третья — подзаряжаемая с атмосферным V6 3.5 и электромеханическим вариатором общей мощность 412 сил. Привод передний либо полный, у бензоэлектрических вариантов есть полноуправляемое шасси.
© Lexus
Visuva
Тем временем в России кипит работа над очень брутальным внедорожником Visuva(от латинской крылатой фразы viam supervadet vadens — «дорогу осилит идущий»). Автомобиль с «резным» 4,6-метровым кузовом и клиренсом 470 миллиметров, над которым трудятся энтузиасты из Красноярска, обещают скоро выпустить на рынок в двух вариантах — двухместном и четырехместном.
© Visuva
У Visuva независимая многорычажная с внушительным ходом до полуметра, которую красноярцы разработали своими силами. Однако без Китая все же не обошлось: двух- и трехлитровый двигатели на 227 и 354 лошадиные силы соответственно позаимствуют у Great Wall. Пару агрегатам составит автомат ZF с восемью и девятью ступенями. Доступен российский вездеход будет немногим: только тем, кто имеет права тракториста-машиниста и готов выложить не менее шести миллионов рублей.
© Visuva