Селектор10 мин.

Главные автомобильные цифры 2021 года

Лошадиные силы, километры и многое другое
По старой доброй традиции под конец года все начинают подводить итоги. И мы не исключение. Обычно это происходит по уже накатанной схеме: всей редакцией вспоминаем громкие премьеры, крупнейшие отзывы и неожиданные барнфайнды, а затем изучаем статистику, чтобы собрать для вас дайджест лучших материалов «Мотора» за последние 12 месяцев. Не забываем и про «Цифры года». В 2021-м запоминающихся чисел было не то чтобы много, но на небольшую статью набралось. Итак, впереди вас ждут тысячи лошадиных сил из Греции, миллионы сочетаний декора из Британии, астрономические цены из США и, разумеется, рекорды со всего света.

3

Mercedes-Benz первым в мире получил одобрение на автопилот третьего уровня автономности (Привет, Audi!) в соответствии с международными нормами UN-R157. Сертификат, разрешающий использовать систему Drive Pilot, выдало Федеральное управление автомобильного транспорта Германии, но если есть соответствующие положения в законодательстве, документ будет действителен и в других странах Евросоюза, а также в Великобритании, Японии (там уже сертифицирован автопилот Honda), Корее и Австралии.

Развёртывать Drive Pilot начнут с первой половины 2022 года. Система будет работать в плотном потоке на скорости до 60 километров в час, используя сенсоры комплекса помощи водителю: лидар, камеры, микрофоны, высокоточное позиционирование и детализированные карты с топографическими данными, информацией о знаках и пробках. Вся прелесть в том, что водителю при этом не обязательно держать руки на руле, да и вообще следить за дорогой. Он может работать, смотреть фильмы — всё в таком духе.

50

Nissan смог достигнуть термического КПД двигателя внутреннего сгорания в 50 процентов. Показатель действительно рекордный (для обычных моторов, но не для V6 1.6 болидов Mercedes-AMG), однако пока речь идёт только об экспериментальном агрегате, который будут использовать в составе гибридной установки e-Power исключительно для подзарядки батареи. Технология называется STARC, от Strong, Tumble & Appropriately Stretched Robust Ignition Channel, или «сильный, вихревой, надёжный канал зажигания с соответствующим удлинением».

В комплексе с системой рециркуляции выхлопных газов STARC даёт термический КПД в 43 процента — при среднем показателе по отрасли 40 процентов. Если же наполнять цилиндры обеднённой смесью, то КПД увеличится до 46 процентов. Максимальные 50 процентов будут при выполнении трёх обязательных условий: постоянное число оборотов, неизменная нагрузка и рекуперация выделяемого тепла. Осталось посмотреть, чем ответит Mazda. Ведь ещё в 2018-м появилась информация, что у высококомпрессионных движков Skyactiv нового поколения термический КПД будет 56 процентов.

100

О достижении углеродной нейтральности к такому-то году заявили, пожалуй, все уважающие себя производители. К обозначенной цели их приведут «зелёная» энергетика, электромобили, синтетическое топливо и… перерабатываемое сырьё. Сейчас доля повторно используемых материалов в автомобилях относительно невысока, около 30 процентов, но концепт BMW i Vision Circular поднял планку сразу до 100.

Алюминий и сталь для шоу-кара получены путём переработки отходов. Бамперы — вторичный пластик, шины из натурального каучука. Кузов не окрашен, а анодирован. Никакого хрома и кожи — только сырьё на биологической основе. BMW рассказала, что присматривается к искусственной коже Deserttex (биополиуретановая матрица с армирующим веществом из измельчённых волокон кактуса) и растительному материалу Mirum, который имитирует все свойства традиционной кожи или пряжи и полностью подлежит переработке.

837

В 2021 году в рейтинге самых дальнобойных электромобилей сменился лидер. Американское агентство по охране окружающей среды (EPA) опубликовало данные об экономичности и дальности хода электрического седана Lucid Air. Оказалась, что версия Dream Edition Range способна без подзарядки проехать 520 миль, или 837 километров, — то есть на 115 миль (185 км) больше, чем Tesla Model S Long Range. При этом на каждые 100 миль седан тратит 27 киловатт-часов энергии, что эквивалентно расходу в 1,9 литра на сто километров.

Добиться такой впечатляющей эффективности Люсиду помогают низкий коэффициент сопротивления воздуху (0,21) и компоненты силового привода собственной разработки. Это и компактные электромоторы, и инверторы на основе карбида кремния, и 900-вольтовая батарея ёмкостью 113 киловатт-часов (у Tesla — 100 кВт•ч) с патентованной системой управления BMS. Комбинированная отдача всей установки на Air Dream Edition Range составляет 946 лошадиных сил.

843

843 лошадиные силы и 1470 Нм крутящего момента — сегодня такие цифры можно запросто увидеть в паспорте «семейного» лифтбека, особенно если это Mercedes-AMG GT 63 S E Performance, первый гибрид AMG, в котором двигатель V8 4.0 дополнен электромотором на задней оси. Инфернальная пятидверка из Аффальтербаха выстреливает до ста за 2,9 секунды (как свежий родстер Lamborghini Aventador LP 780-4 Ultimae), а до 200 — менее чем за десять. Максимальная скорость? Лучше не спрашивайте.

Батарея лифтбека разработана с учётом опыта создания аккумуляторов для Формулы-1. Её ёмкость — 6,1 киловатт-часа. Ячейки погружены в непроводящую жидкость и обеспечивают удельную отдачу в 1,7 киловатта на килограмм массы. Постоянная мощность 400-вольтовой системы составляет 70 киловатт, кратковременная — 150.

900

В эпоху активного перехода к безуглеродному будущему важны две вещи: рост удельной ёмкости батарей и мощности зарядки. С первым пока не очень, но изыскания в этой области продолжаются, со вторым вроде получше. Терминалы Terra 360 фирмы ABB (360 кВт), станции Repsol (450 кВт) или GAC (500 кВт) уже достаточно мощные, но гонконгская Desten Group уверяет, что её «ультрачарджер» выдаёт 900 киловатт!

Запитать от такой станции можно только специальную батарею. Она якобы имеет принципиально иной химический состав, работает в широком диапазоне температур и обладает высокой термической стабильностью: при зарядке током 10С (то есть в десять раза выше номинальной ёмкости в ампер-часах) аккумулятор прогревается всего на 15 градусов — причём этого удалось добиться без использования сложной системы жидкостного охлаждения. Первым чудо-аккумулятор опробует спорткар Piech GT.

1000

В 2021 году Bentley отметилась тысячным автомобилем, созданным по программе персонализации Mulliner. Им стал Bentayga V8 в цвете Magenta, с 22-дюймовыми колёсами Blackline Specification, декором из шпона «оливковый ясень», как у Мульсана, а также контрастной двойной строчкой на верхних частях спинок сидений и дверных панелях. Этот узор, в свою очередь, стал вдохновением для ромбовидного декора нынешнего Continental GT Mulliner.

Ну а стартовала программа с серии из 15 седанов Bentley Flying Spur W12 Serenity Edition. Первые в истории марки «Шпоры» с двухцветным кузовом предлагали три сочетания оттенков: Pale Sapphire/Black Sapphire, Pale Velvet/Damson, Moonbeam/Tungsten; несколько новых вариантов оформления интерьера и доработанные кресла — но технически повторяли обычные седаны.

1450

Британский блогер Joe Achilles проехал без дозаправки 1450 километров. И проделал он это за рулём BMW 730Ld с рядной дизельной «шестёркой» 3.0 (265 сил и 620 Нм крутящего момента) и восьмидиапазонным автоматом ZF, которая «по паспорту» потребляет 5,3–5,8 литра на 100 километров (в комбинированном режиме по циклу WLTP).

В дороге блогер провёл 14 часов и 23 минуты. Средняя скорость составила 100,9 километра в час, а расход — 4,5 литра. Совсем чуть-чуть не дотянул до BMW водородный Toyota Mirai. В октябре 2021-го, во время пробега по Южной Калифорнии, седан за два дня преодолел 1360 километров, более чем в два раза превысив «паспортный» запас хода.

3064,7

На сегодняшний день первая тройка самых мощных серийных (точнее, мелкосерийных) автомобилей выглядит так: Lotus Evija (2000 л.с.), Aspark Owl (2012 л.с.) и Arash AF10 (2102 л.с.). Последний, как и 5000-сильный Devel Sixteen с двигателем от драгстера, ни жив ни мёртв, но другие два выглядят более менее перспективно. Впрочем, и Evija и Owl меркнут на фоне двухдверки Chaos, которая, в подтверждение своей хтонической сущности, обещает аж 3064,7 лошадиной силы.

Дебютная модель греческой Spyros Panopoulos Automotive выйдет тиражом в 20 экземпляров. Заявлены две версии: Earth Version и Zero Gravity. На 78 процентов эти машины будут состоять из деталей, распечатанных из титана и магниевых сплавов либо сделанных из углеволокна и кевлара. До ста Chaos Earth Version сможет разгоняться за 1,9 секунды, Zero Gravity — за 1,55. Ускорение 0–300 километров в час у них длится 7,9 и 7,1 секунды соответственно. Максималка и там, и там 500 километров в час.

7000

Британская компания Fering Technologies, основанная экс-инженером McLaren и Ferrari Беном Скоттом-Геддесом, попала в новостные сводки вот по какой причине: её гибридный внедорожник Pioneer сможет без дозаправки проезжать целых семь тысяч километров! Конструкция «Пионера» предельна проста: рама с алюминиевым каркасом, усиленным композитными элементами, и внешние панели из канваса, износостойкой ткани, применяемой для пошива трекинговых ботинок.

Внедорожник представляет собой гибрид последовательно типа. Его силовая установка состоит из двух электромоторов (600 Нм), литий-титанантной батареи ёмкостью 20 киловатт-часов и «удлинителя хода», в роли которого выступает 800-кубовый дизель от «Смарта». В нормальных условиях ДВС крутит генератор, вырабатывающий электроэнергию для питания электромоторов и зарядки батареи. Последняя выступает резервным источником мощности, когда машина, к примеру, карабкается на крутой подъём или преодолевает сложный каменистый участок.

728 168

Из деталей конструктора Lego можно собрать всё что угодно. Даже «буксир», который сдвинет с места самый большой в мире сочленённый самосвал. Именно такое задание инженеры Volvo Construction Equipment и Lego Group придумали для юных участников международного конкурса First Lego League Challenge осень 2021 года. Школьникам из Соединённых Штатов, Швеции, Японии и Нигерии они выдали наборы Lego Technic и за три месяца те нашли решение нетривиальной задачи.

Соединив 728 168 деталей Lego Techniс, участники эксперимента заставили работать 1920 моторчиков, развивающих суммарное тяговое усилие в 10 000 Нм. Этой конструкции предстояло отбуксировать на 50 метров не просто самосвал, а огромный Volvo A60H, для верности нагруженный камнями так, что его полная масса превысила 88 тонн. В общем, больше ничего рассказывать не будем. А как всё прошло можно посмотреть в видеоролике.

1 100 000

Владелец гоночной команды Hendrick Motorsports Рик Хендрик заплатил за новый Acura NSX Type S c VIN-номером «001» больше 1,1 миллиона долларов, в шесть раз больше его реальной цены. При этом машина ничем не отличается от стандартной, разве что наличием опционального пакета Lightweight с углерод-керамическими тормозами, углепластиковым декором кузова и салона.

Как и у 299 других суперкаров для рынка США, здесь стоят новые турбокомпрессоры от гоночного NSX GT3 Evo, более производительные топливные форсунки и увеличенные интеркулеры. Мощность гибридной силовой установки составляет 608 лошадиных сил и 667 Нм момента против 581 сил и 644 Нм у обычного NSX.

1 600 000

Три года назад в список опций Bentley Continental GT добавили две новые позиции: стеклянную панорамную крышу с поляризационным покрытием и элементы из углепластика под лаком, после чего количество доступных конфигураций модели достигло фантастических семи миллиардов! У внедорожника Range Rover SV всё несколько скромнее, но 1,6 миллиона тоже хорошее число. Стольких вариантов сочетаний декора удалось добиться благодаря в том числе декоративной мозаике маркетри и керамике.

Керамику в SV используют для эмблемы-ронделя на двери багажника, отделывает ею селектор трансмиссии, «шайбу» системы Terrain Response, крутилки на центральной консоли, а также предлагают в качестве альтернативы накладкам из дерева или металла. Для внедорожника доступны несколько вариантов обивки кресел, 13 комплектов колёс, в том числе 23-дюймовые в тёмно-сером цвете, 14 дополнительных цветов кузова из палитры SV Bespoke Premium (а через сервис SV Bespoke Match to Sample можно воссоздать практически любой оттенок) и два варианта окраски крыши.

20 465 000

Сколь вы готовы заплатить за автомобиль мечты? Миллион? Два? А может быть, десять? В 2021 году кто-то посчитал, что 20 465 000 долларов будет в самый раз. Если перевести в рубли, получится полтора миллиарда — именно во столько неизвестному покупателю обошёлся McLaren F1 с крошечным по меркам его возраста пробегом: всего 390 километров. Нет никаких сомнений, что суперкар вновь осядет в частной коллекции, его будут оберегать от посторонних взглядов и вряд ли выпустят прошвырнуться до ближайшей заправки, но по итогам года он всё равно стал самым дорогим аукционным автомобилем.

Согласно реестру завода, McLaren F1 с номером шасси «029» — это 25-е по счёту дорожное купе из 64. Причём единственное из всего тиража, окрашенное в особый коричневый цвет, названный в честь бывшего руководителя McLaren Cars Крейтона Брауна. В остальном же никаких отличий от собратьев: V12 6.1 с отдачей в 627 лошадиных сил и 650 Нм крутящего момента, шестиступенчатая «механика» с трёхдисковым углепластиковым сцеплением, разработанная в сотрудничестве с американской фирмой Wiesmann Transmissions, и разгон до «сотни» за 3,2 секунды.

P.S. Мучает вопрос что за автомобиль на заглавной фотографии? Отвечаем: это заводская реплика довоенного Bentley Blower. В 2020-м машина попала в «Цифры года», так как для нулевого экземпляра потребовалось изготовить 1846 (!) уникальных деталей, потратив на это 40 000 человеко-часов. В 2021-м ателье Mulliner показало первый клиентcкий Blower. Он копирует автомобиль Team Car No.2 с регистрационным номером UU 5872, который до сих пор хранится в музее марки. Кузов новодела выполнен из кожзама Rexine и окрашен в зелёный цвет Birkin Green. Под капотом — воссозданная «четвёрка» 4.4 с нагнетателем Amherst Villiers. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget