Главные автомобильные цифры 2020 года
Каким запомнится год пандемии COVID-190
Уже несколько лет подряд поставщиками «абсолютных нулей» становятся организации вроде Global NCAP и Latin NCAP, устраивающие краш-тесты машин, предназначенных для развивающихся рынков. Так случилось и на рубеже третьего десятилетия XXI века. Жертвой глобальной программы оценки новых автомобилей пал пикап Great Wall Steed 5 (когда-то эта модель продавалась в России под именем Wingle) в спецификации для ЮАР.
В базовой комплектации у внедорожника нет ни страхующей электроники, ни эйрбегов, поэтому ноль баллов за защиту водителя и вердикт «высокая угроза жизни» выглядят вполне заслуженными. А ровно за месяц до Грейт Волла отличился Kia Picanto. Хэтчбек хоть и был оснащён получше китайского пикапа, но тем не менее не смог осилить протоколы латиноамериканского аналога Euro NCAP. Итог — ноль звёзд плюс «почётное» место в нашем рейтинге главных цифр года.
0,67
В 2020 году McLaren F1 наконец-то дождался сменщика — им стал GMA T.50, разработанный всё тем же Гордоном Мюрреем. Купе облачили в углепластиковый кузов, формами напоминающий суперкар из 1990-х, а на корму водрузили 400-миллиметровый вентилятор, высасывающий воздух из-под днища для создания активного граунд-эффекта. Во время премьеры Мюррей что-то говорил про комплексный подход к облегчению и низкий weight-to-power ratio (1,5), а потом с фразой Hold my beer (на самом деле — What if…?) появился Bugatti Bolide.
Экспериментальный гиперкар чуть ли не целиком собран из распечатанных на 3D-принтере деталей, а также компонентов из титана и углепластика. Отсюда и намного более низкий коэффициент отношения массы к мощности, чем у T.50, — всего 0,67! Такого не позволяет себе даже Koenigsegg.
2,01
Инфернальный Mercedes-AMG GT 63 S 4Matic+ — это V8 4.0 с двумя турбокомпрессорами, 639 лошадиных сил, 900 Нм крутящего момента и разгон до «сотни» за 3,2 секунды. Автомобиль дьявольски быстр не только на бумаге, но и в реальном мире, доказательство чему — принадлежащий ему рекорд Нюрбургринга в классе executive cars.
В ноябре 2020 года GT 63 S 4Matic+, за рулём которого сидел инженер отделения Mercedes-AMG Дэмиан Шафферт, проехал Нордшляйфе за 7:27.80 — на 2,01 секунды быстрее Porsche Panamera Turbo S.
25,5
Гонки Cannonball Run (Пушечное ядро) между Восточным и Западным побережьями США запрещены с 1979 года — но для любителей скорости это лишь неудобная формальность. Последний рекорд по преодолению 4500-километрового маршрута установлен в мае 2020 года Дагом Таббаттом, Арне Томаном и Беркли Чедвиком — на это им потребовалось 25 часов и 39 минут. Парни ехали на Audi S6, замаскированном под полицейский Ford Taurus. Седану доработали двигатель, подняв отдачу до 600 сил, установили дополнительный бак и перепрошили блок управления, чтобы «на лету» менять топливные карты под разный бензин. Средняя скорость движения составила 177 километров в час, максимальная — 281,64 км/ч.
42
В России Mercedes-Benz стал рекордсменом по количеству проведённых за год отзывных кампаний. В общей сложности производитель согласовал с Росстандартом сорок два «мероприятия», под которые попали больше 27 тысяч автомобилей — от A-Class до электрического EQC и купе Mercedes-AMG GT. Причины отзывов разные: где-то допущена ошибка в инструкции по эксплуатации, а где-то сбоили электронные помощники или недостаточно качественно были сварены каркасы сидений.
И снова 42
Восемнадцать лет назад Porsche выпустила одну из главных своих моделей — Cayenne. И совсем недавно с конвейера завода в Братиславе сошёл миллионный экземпляр кроссовера. Электрический седан Taycan пока не может похвастаться такими объёмами. Но он тоже войдёт в историю, по крайней мере, как первый Порше на батарейках. А заодно — как рекордсмен Книги Гиннесса.
Осенью инструктор центра Porsche Experience на Хоккенхаймринге Деннис Ретер за рулём заднеприводного Тайкана проехал 210 кругов в непрерывном скольжении — а это целых 42 километра! Для установления нового рекорда по самому продолжительному дрифту на электромобиле ему потребовалось 55 минут.
508,73
Первым серийным автомобилем, разогнавшимся до 200 километров в час, был Jaguar XK120 — произошло это в 1949-м. Через 34 года Ruf BTR заглянул за отметку 300 км/ч. С развитием технологий на покорение каждой последующей сотни требовалось всё меньше времени — и вот в 2020-м под натиском пала пятая. В октябре на 11-километровом отрезке автострады State Route 160 в Неваде гиперкар SSC Tuatara в двух попытках показал среднюю скорость 508,73 км/ч (!), побив достижения и Koenigsegg Arera RS, и прототипа Bugatti Chiron Super Sport 300+.
Между тем к организаторам тут же появилось много вопросов, а второй заезд, призванный доказать, что рекорд никакая не фикция, обернулся полным провалом.
832
Пресловутый range anxiety не даёт электромобилям стать массовыми, потому что расход электроэнергии спрогнозировать сложнее, чем, к примеру, бензина. Однако уже сейчас некоторые «зелёные» модели могут проехать больше тысячи километров, но для этого придётся во всем себя ограничивать. Действующий же чемпион по энергоэффективности, Tesla Model S, имеет сертифицированный пробег в 402 мили, или 647 километров, и это по строжайшему циклу EPA! Седан Lucid Air Grand Touring предложит ещё больше — невероятные 517 миль (832 километра).
1842
Мы уже стали привыкать к тому, что если речь идёт о машине мощностью за 1800 сил, то с большей вероятностью ею окажется электрический гиперкар. К счастью, исключения всё же бывают — и какие! Взять хотя бы уже упомянутый нами Bugatti Bolide, который оснащён квадротурбодвигателем W16 8.0, раскочегаренным до 1850 лошадиных сил. Но Болид — концепт, а Hennessey Venom F5 — вполне себе серийный автомобиль. Пусть таких и будет всего 24 штуки.
В движение его приводит битурбомотор V8 6.6 Fury, который развивает 1842 сил и 1617 Нм момента. Впечатляет? Ещё бы! Ведь всё что дальше — это территории Rimac C_Two, Pininfarina Battista, Lotus Evija и Aspark Owl.
1846
Амбициозный проект ателье Bentley Mulliner по запуску в серию довоенного Blower вышел на финишную прямую. Специалисты отделения собрали так называемый Car Zero, прототип, предназначенный для ресурсных испытаний и заездов на максимальную скорость. Машина создана по оригинальным чертежам, с применением оснастки 1920-х годов и новейших технологий производства. Но началось всё с компьютерной модели. И чтобы воспроизвести её «в металле», потребовалось изготовить 1846 (!) уникальных деталей, потратив на это 40 000 человеко-часов.
6694
Вездеход Unimog — вещь впечатляющая. Он может преодолевать 45-градусные уклоны и броды глубиной до 1,2 метра и не пасует перед колеёй лесовозов, благо дорожный просвет 410 миллиметров это позволяет. Вдобавок в январе 2020 года один из таких автомобилей, обслуживавших экспедицию альпиниста Матиаса Йешке, установил рекорд высоты восхождения, поднявшись к вершине высочайшего действующего вулкана, Охос-дель-Саладо. Новым мировым достижением стала отметка 6694 метра.
131 776
По статистике ГИБДД за 2020 год в России зафиксированы 131 776 дорожно-транспортных происшествий. Основной пик пришёлся на июль, август и сентябрь, когда были сняты ограничения, вызванные пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. В авариях погибли 14 587 человек, ранены — 166 285.
2 000 000
В декабре 2019 года Tesla запатентовала литий-ионную ячейку с катодом NMC следующего поколения и усовершенствованным электролитом, которая могла бы обеспечить батареям ресурс в миллион миль, или 1 600 000 километров. Правда, сроки появления серийных машин с такими аккумуляторами до сих пор не определены, да и у конкурентов наметились кое-какие подвижки в этой области.
К примеру, группа Geely (под её крылом находятся Volvo, smart, Lynk & Co, Lotus и другие бренды) представила электрическую архитектуру SEA с 800-вольтовой батареей производства CATL. Её ресурс — 16 лет или 2 000 000 километров! А в первые 200 000 км ячейки вообще не подвержены деградации. При этом разница в цене такого аккумулятора и обычного всего 10 процентов.
3 080 000
Из-за инфекции COVID-19, внезапно обрушившейся на мир и под конец года добравшейся до Антарктиды, все активности, требовавшие присутствия большого количества людей, перенесли в онлайн. От вируса пострадали и автомобильные выставки, и запланированные премьеры новых моделей, и даже аукционы. Впрочем, последним переживать не стоит: по данным консалтинговой компании Knight Frank, пандемия только разогнала цены на классические автомобили. Ну а самой дорогой машиной, проданной онлайн, стало купе Ferrari 275 GTB Long Nose 1966 года — за него заплатили 3,08 миллиона долларов (228,13 млн рублей).
9 535 000
Гранприйный Bugatti Type 59 считают лучшей довоенной гоночной машиной, шедевром индустриального искусства — и с этим сложно не согласиться. Спицованные рояльными струнами колёса, амортизаторы De Ram, подстраивающиеся под дорогу, рядная «восьмёрка» с приводным нагнетателем типа Roots во второй половине 1930-х не оставляли соперникам ни малейшего шанса на победу.
В 1937-м Type 59, принадлежавший заводской команде, получил звание быстрейшей машины Франции, а через год был конвертирован в дорожный спорткар и продан одному из главных клиентов компании — Королю Бельгии Леопольду III. В 2020-м на торгах Gooding & Co за родстер заплатили 9 535 000 фунтов стерлингов (948,9 миллиона рублей), что сделало его самым дорогим аукционным автомобилем года.
1 100 000 000
Помните фирму Boston Dynamics, которая по заказу Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) разрабатывала антропоморфных роботов? Теперь её основным владельцем стала Hyundai Motor Group: корейская компания выкупила у японского Softbank крупный пакет акций за 1,1 миллиарда долларов и уже в ближайшее время рассчитывает стать лидером в области робототехники.
Выгоду от приобретения ощутят все дочерние структуры Hyundai — от разработчика автопилотных систем Hyundai Mobis до логистической Hyundai Glovis. В свою очередь, Boston Dynamics получит «существенные преимущества», если вдруг решит коммерциализировать разработки.
51 595 000 000
Ежегодный рейтинг самых дорогих брендов ожидаемо не принёс никаких сюрпризов. Компания Toyota хоть и «подешевела» на восемь процентов по сравнению с 2019-м, но всё же сохранила за собой первое место среди автопроизводителей. Японский бренд оценили в 51,595 миллиарда долларов, дороже Mercedes-Benz (49,268 млрд), McDonald’s (42,816 млрд), Disney (40,773 млрд), BMW (39,756 млрд) и Tesla (12,785 млрд). Первые три места в «общем зачёте» достались Apple, Amazon и Microsoft.
P.S
Если вдруг вам этого показалось мало, то вот по этой ссылке можно вспомнить какими автомобильными цифрами запомнился 2019 год.