Семь перезапусков легендарных машин
Термин «ребут» в основном употребляется киноманами и означает перезапуск какой-либо кинофраншизы. Это всегда игра на лояльности зрителя к полюбившимся героям и определенная гарантия кассовых сборов. Впрочем, есть удачные примеры (как «Человек-паук» с Томом Холландом) и неудачные. Например, кто-нибудь помнит фильм «Робокоп» 2014 года?
И хотя наша тема не кино, а машины, речь тоже пойдет о перезапусках. Примеров много. Вы наверно и сами успели вспомнить Dodge Challenger и Alpine 110. Мы же расскажем о более экзотических проектах автомобильных энтузиастов. И вот тут параллели с кино заканчиваются: семь автомобилей ниже можно сравнить с фестивальным артхаусом, но назвать их малобюджетными точно не выйдет.
Lancia Stratos HF и MAT New Stratos
Lancia Stratos — автомобиль-легенда. Среднемоторный спорткар, руку к которому приложили такие мастера как Марчелло Гандини и Джанпаоло Даллара, считается первой машиной, с нуля созданной для участия в ралли. Начиналась его история с клиновидного концепта Stratos Zero, дизайн которого поразил даже Майкла Джексона. Настолько, что в своём фильме «Moonwalker» король поп-музыки сам превратился в этот автомобиль! Да и широкая публика машину приняла более чем тепло.
Создание серийной версии было делом времени, и прототип Stratos HF в куда более привычном нам дизайне показали в 1971 году. V6 от Ferrari Dino и именитые «родители» обеспечили машине светлое будущее. Пока другие производители были вынуждены дорабатывать для гонок серийные машины, Lancia одержала техническую победу. Титулы сыпались один за другим, пока в 1977 году раллийные команды Lancia и Fiat не объединились. Маркетологи Fiat решили, что для них будет куда выгоднее выставлять на гонки доработанную модель 131, чем необычное детище Lancia. Закончилось всё тем, что пять сотен выпущенных Stratos разной степени ухоженности разлетелись по гаражам коллекционеров и иногда всплывают на аукционах.
Впрочем, если бы на этом история автомобиля закончилась, то он не попал бы в эту подборку. В 2010 году Михаэль Штошек, владелец немецкой компании по производству автокомпонентов Brose Group, и Паоло Гарелле, тогдашний глава отделения спецпроектов Pininfarina, показали новое видение Стратоса с лаконичным названием New Stratos. Под карбоновым кузовом — вновь агрегаты Ferrari, но на этот раз донором стала модель F430 Scuderia. Лука ди Мотедземоло, в то время — директор Ferrari, оценил машину очень высоко. Но он всё же отказался поставлять агрегаты для 25 запланированных к постройке машин. Те немногие Стратосы, что Штошек успел построить, то и дело всплывают в различных историях. К примеру, в 12-й серии третьего сезона The Grand Tour Джереми Кларксон прокатился на одном из экземпляров, а первый из New Stratos, окрашенный в ливрею Alitalia, в январе 2020 года выставили на аукцион. А в 2018 году фирма Manifattura Automobili Torino, известная по работам над Aspark Owl и Apollo IE, приобрела у Pininfarina лицензию на выпуск спорткара. Агрегаты всё те же, но теперь клиент должен сам предоставить умельцам из МАТ поддержанную F430. Были обещаны и внедорожная версия Safari, и готовый к выступлениям гоночный прототип, однако на сайте производителя информации о готовых машинах нет. Может, идея вернуть легендарный ралли-кар не нашла своих поклонников?
Lancia Delta и Lancia Delta Futurista
Эта парочка — ещё один аргумент за то, что Lancia пора бросать перелицованные Крайслеры и возрождать легендарные модели, пока это не сделал кто-то другой.
Дизайн модели Delta принадлежит перу великого дизайнера Джорджетто Джуджаро, за пару лет до этого окончившего работу над Volkswagen Golf. Но если немца ждало господство на рынке, то итальянцу была уготована куда более интересная судьба. На протяжении шести лет хэтчбек с рублеными формами доминировал в мировом чемпионате ралли. При этом успешными оказались как начальная Lancia Delta HF 4WD, так и сумасшедшая Delta S4, созданная для гонок группы В и обладавшая мотором мощностью 480 лошадиных сил.
Все хвалебные отзывы автомобильных энтузиастов первая Delta забрала себе. Ни второе поколение на платформе Fiat Tipo, ни третье, корнями уходящее к Fiat Bravo, не снискали той же гоночной славы. Исправить исторический «поворот не туда» задумал гонщик Эудженио Амос, и в 2018 году он выпустил перерождённую Дельту с красивой приставкой к имени — Delta Futurista.
Да, в отличие от New Stratos, собранного с нуля, Delta Futurista — основательная доработка оригинальной Delta Integrale. Но насколько основательная! Кузовные панели изготовлены заново, притом часть из них алюминиевая, а часть — из карбона. Задние двери теперь отсутствуют, оптика светодиодная, а в салоне красуются ковши Recaro. Под кузовом тоже камня на камне не осталось: усилены трансмиссия и подвеска, тормозные диски подросли в размере, а двигатель развивает 333 лошадиные силы. А в качестве приятной отсылки панель приборов Футуристы перекочевала с оригинального хэтчбека.
Амос намерен продать всего 20 таких машин, и стоить каждая из них будет минимум 300 тысяч евро. Первый покупатель уже есть — им стал Роб Дикинсон, основатель знаменитого автоателье Singer Vehicle Design. Что может быть большим комплиментом?
Alfa Romeo Giulia TZ2 и Zagato TZ3
Alfa Romeo — ещё одна итальянская марка с великим гоночным прошлым. Но, в отличие от Lancia, миланской марке и сейчас не чужды шиканы и поребрики: команда «Альфы» присутствует в Формуле-1 (создана в 2019 году на основе Sauber), а парочка Giulia GTA и GTAm готовится к бою с другими суперседанами на Нюрбургринге.
Но рассказ о TZ2 и TZ3 будет неполным без упоминания кузовного ателье Zagato. Оно располагается прямо по соседству со штаб-квартирой «Альфы». Спектр автопроизводителей, машины которых носили шильдик с буквой Z, довольно широк: Alfa Romeo, Lamborghini, Ferrari, BMW, Aston Martin и даже Volvo. Однако отношения между Zagato и «Альфой» сложились наиболее тепло.
Буквы TZ — сокращение от Tubolare Zagato («Трубчатая Загато»), что прямо намекает на трубчатый каркас, спрятанный под алюминиевым (в модели TZ1) или стекловолоконным (TZ2) кузовом. Первая TZ появилась в 1963 году, и если TZ1 имела дорожную и гоночную модификации, то TZ2 — только гоночную. TZ2 ценится наиболее высоко: было построено всего 12 машин, а её четырёхцилиндровый двигатель развивал 170 лошадиных сил, что разгоняло 620-киллограмовое купе до 245 километров в час. Для шестидесятых это очень серьёзный показатель.
Если первую и вторую TZ разделяло несколько лет, то появления третьей пришлось ждать аж до 2010 года. Zagato TZ3 Corsa построили в честь столетия Alfa Romeo, и этот «любовный подарок» сразу же завоевал приз на Конкурсе Элегантности в Италии. Построен он был на платформе Alfa Romeo 8С Competitzione, но купе вышло почти вдвое легче донора: TZ3 Corsa весит 850 кг, тогда как 8С — немногим больше полутора тонн. Итальянский V8, секвентальная коробка передач — всё это отличало TZ3 Corsa…
…и всего этого не было у TZ3 Stradale. Дебитюровавшее в 2011 году мелкосерийное купе поразило своей технической частью: на смену агрегатам 8С пришла база Dodge Viper АСR, а вместо восьми миланских цилиндров под капотом клокотал 8,4-литровый американский V10! Внешность автомобиля также изменилась, а о былой лёгкости можно было и не мечтать: масса сменившего платформу раритета выросла до 1450 килограммов. Вместо секвентальной КП — шестиступенчатая «механика» Tremec. Однако всё это не помешало Zagato распродать TZ3 Stradale в количестве девяти экземпляров, некоторые из которых по сей день появляются на аукционах.
Porsche 911 GT2 (993) и Gunther Werks 400R
Porshe 911 — автомобиль, который практически невозможно не включить в любой лист выдающихся спорткаров современности. Но сегодняшний гость — истинная жемчужина ценителей немецкой школы автостроения: 911 GT2 в 993-м кузове оказался самым совершенным Porsche с воздушным охлаждением за всю историю. И по совместительству он — один из небольшого числа автомобилей, называемых «widow maker» («оставляющий вдов») за непрощающее отношение к водительским ошибкам. А чего ещё можно ожидать от автомобиля, который по сути своей был версией Turbo, но без системы полного привода? Именно этот GT2 и положил начало «самым-самым» версиям «девятьсот-одиннадцатых».
Отличие от 911 Turbo заключалось не только в моноприводе. Облегчённые колёсные диски, отсутствие задних сидений и лишней проводки, более тонкие стёкла… Всё это вкупе с отдачей в 430 лошадиных сил и 540 Нм крутящего момента помогали GT2 разгоняться до первой «сотни» чуть быстрее, чем за четыре с половиной секунды и приближаться к отметке 300 километров в час. Неплохо для автомобиля середины девяностых годов?
В компании Gunther Werks, дочернем подразделении калифорнийской Vorsteiner, видимо, считают так же. Если у вас есть любая версия Porsche 911 поколения 993 и минимум 600 тысяч долларов, вы можете обзавестись их главным творением под названием 400R. Мастера компании возьмут спорткар и заменят все старые кузовные панели карбоновыми, объём атмосферной «шестёрки» доведут до четырёх литров и утилизируют добрую часть салона, наполнив его качественной кожей и углепластиком. Светотехника — собственная, светодиодная, колёсные диски — тоже свои, а преображённый кузов значительно вырос в ширину. Итог этой метаморфозы — 1214-киллограммовое купе отдачей в чуть более 400 лошадиных сил и 447 Нм, что лишь немного не дотягивает до объекта вдохновения — турбированной 911 GT2. Но тормоза Brembo и основательно доработанная подвеска дают понять, что 400R — не рестомод, а переосмысление того, какой максимум можно получить от 993-го кузова. Всего запланировано 25 экземпляров, но в компании работают над новым 400R в кузове спидстер. Похоже, ожидание того стоит.
DeTomaso Pantera и Ares Panther
История марки De Tomaso полна взлётов и падений. В свои лучшие годы Алессандро де Томазо, основатель марки, владел такими брендами, как Ghia и Maserati. В штате De Tomaso работали бывшие служащие Ferrari и Lamborghini, а главный хит — купе Pantera — был настоящим долгожителем: его выпускали c 1970 по 1991 год. Что же помогло не особо известной ныне марке продать более 7200 среднемоторных купе?
Во-первых, дизайн. Внешность Пантеры принадлежит перу американского дизайнера Тома Тьярды, который за свою жизнь успел поработать над самыми разными проектами, начиная с футуристичного Aston Martin Lagonda и заканчивая первыми поколениями Fiat 124 Spider и Ford Fiesta. Во-вторых, силовая установка: под клиновидным кузовом с рублеными формами прятался фордовский V8 объёмом 5,8 литра и мощностью 330 лошадиных сил. Вообще как Pantera, так и другие модели De Tomaso оснащали американскими моторами — знакомство Алессандро де Томазо с Кэрроллом Шелби и сотрудничество с Ford не раз помогали итальянскому бренду. Конечно, от проблем это Пантеру не спасло — качество сборки хромало, а коробка передач ZF шумела чуть ли не громче двигателя, но факт остаётся фактом — именно это купе стало визитной карточкой De Tomaso.
Но всему хорошему приходит конец. В 2000 году основатель марки перенес инсульт, и права на бренд получил Брюс Кавали, один из партнеров компании. Нулевые были для De Tomaso смутным временем, и только в 2014 году с приобретением марки компанией Apollo Automobili появилась новая надежда. Первая модель De Tomaso, суперкар Р72, должен возродить величие марки, но где же Pantera?
Её возродили... Но не в стенах De Tomaso. В 2017 году компания Ares Design, основанная бывшим главой Lotus Дэни Бахаром, представила Project Panther. Переосмысленное купе построено на агрегатах Lamborghini Huracan, но общих внешних черт автомобили не имеют. Передняя оптика поднимается, как на оригинале, клиновидный кузов и, что неожиданно, задние фонари от Chevrolet Corvette C7 создают узнаваемый образ, а двигатель должен быть мощнее, чем у исходного Huracan. Планируется общий тираж в 21 экземпляр, каждый из которых будет стоить минимум 515 тысяч евро. К слову, в De Tomaso в марте начали тестировать свою версию новой Пантеры под внутренним названием Project P. Похоже, скоро нас ждёт интересное противостояние!
Jaguar E-Type и Eagle E-Type Spyder GT
Думаем, легендарный Jaguar E-Type в представлении не нуждается. Этот автомобиль ставил рекорды скорости, а в списке его владельцев есть такие личности, как Стив Маккуин и Брижит Бардо. Не всякому автомобилю будут одинаково рады на Конкурсе Элегантности в Пеббл-Бич и Фестивале Скорости в Гудвуде, верно?
С большой народной любовью у E-Type появились и те, кто захотел его возродить. Этим занимались как внутри Jaguar, выпустив в 2014 году шесть машин в версии Lightweight, так и сторонние фирмы наподобие JPR Cars, строящей реплики с использованием комплектующих разных Jaguar и Ford.
Но среди множества примеров стоит выделить компанию Eagle. В девяностых годах она реставрировала оригинальные «И-Тайпы», однако в начале двухтысячных поняла, что может предложить клиентам нечто большее. Сегодня в обойме марки три модели — Speedster, Low Drag GT и Spyder GT. Последний представлен в 2016 году, и список отличий от оригинального E-Type впечатляет. Объём ягуаровской рядной «шестерки» увеличили с 4,2 до 4,7 литра, а мощность мотора нарастили до 350 лошадиных сил. Новый алюминиевый кузов, колёса из магниевого сплава, амортизаторы Öhlins, самоблокирующийся дифференциал, электроусилитель руля, климат-контроль, новая кожаная отделка салона — эти и десятки других доработок переводят Spyder GT из разряда рестомодов в ранг полностью переосмысленной «классики». Под стать и цена на уровне миллиона евро, а срок изготовления каждого экземпляра — от 6 до 7 тысяч человеко-часов труда. И последний аргумент «за»: Джереми Кларксон просто в восторге от Eagle, а получить лестную характеристику от мастодонта британской автожурналистики может далеко не каждый.
Dodge Charger Daytona и HPP Daytona
Dodge Charger Daytona — один из самых известных автомобилей, когда-либо выходивших на старт гонок NASCAR. Причём насколько неоднозначным он был в плане внешности, настолько же блестящим оказался на треке.
Своим появлением Charger Daytona обязан противостоянию Dodge и Ford в NASCAR конца шестидесятых годов. Череду побед «сестёр» Dodge Charger и Plymouth Belvedere прервал более обтекаемый Ford Torino Talladega, и в Dodge начали думать, как вернуть преимущество. Чуть наклонить заднее стекло и перенести решётку радиатора, как было сделано на Dodge Charger 500, оказалось недостаточно. Тогда марка и решилась на одну из самых смелых авантюр в своей истории, навесив «Чарджеру» 45-сантиметровый обтекатель и снадбив корму масл-кара почти метровым антикрылом. Помните слова Энцо Феррари «аэродинамика — это для тех, кто не умеет строить мощные моторы»? В Dodge объединили эти два фактора и не прогадали. С гоночным двигателем мощностью в 620 лошадиных сил Charger Daytona мог разгоняться до отметки в 391 километр в час, что проложило ему лёгкую дорогу к подиуму.
Но что мы имеем сейчас? Charger — больше не крупногабаритное купе, а полноценный седан, а в NASCAR доминируют гоночные прототипы, у которых общего с серийными машинами — разве что наклейки с эмблемами на кузове. Поэтому, чтобы построить возрождённую Daytona, в Heide Performance Products взяли не Charger, а Challenger. Рецепт изготовления всё тот же: «клюв» спереди и гротескное антикрыло сзади. При этом у HPP можно заказать как «базовый» набор, в который входят лишь внешние элементы, так и «полный фарш» с компрессором, новыми сиденьями, доработанной подвеской и 20-дюймовыми колёсами. Мощность довели до 525 лошадиных сил, а цена вместе с донорским Challenger составляет 100 тысяч долларов. /m