Опубликовано 07 августа 2015, 08:07

Кот управления

«Мотор» объясняет, почему автопилоты — на самом деле не автопилоты
От новостей с заголовком типа «Компания X показала свою версию автопилота» кошки на душе скребут: тоска и уныние. Пресс-релизы обещают нам полную автономность, а на деле машины пока умеют не больше медведя из цирка. «Мотор» решил показать, что действительно могут современные «автопилоты». На котиках.
Кот управления

От новостей с заголовком типа «Компания X показала свою версию автопилота» кошки на душе скребут: тоска и уныние. Пресс-релизы обещают нам полную автономность, а на деле машины пока умеют не больше медведя из цирка. «Мотор» решил показать, что действительно могут современные «автопилоты». На котиках.

Кот управления

Что случилось?

Глава «Теслы» Илон Маск анонсировал открытое «бета-тестирование» продвинутого «автопилота» на седанах Model S. Первыми опробовать умную «Теслу» пригласят клиентов марки. Когда точно начнутся испытания, пока не понятно. 31 июля Маск написал в своем твиттере, что последнее обновление системы почти готово — оно научит машину ездить по хайвеям без помощи водителя и парковаться параллельно.

Проблемы тут две. Первая — все эти навыки уже реализованы в машинах других брендов, причем давно. Машины Volkswagen, Mercedes-Benz, Audi, BMW и даже Infiniti умеют ездить в потоке и в городе, и на шоссе, удерживать полосу движения и парковаться не только параллельно и перпендикулярно проезжей части, но и заезжать в гараж. Серийные машины!

А прототипы BMW или Audi, которые пока не запустили в массовое производство, умеют еще больше. Например, хэтчбек Audi A7, представленный еще весной, способен ездить по автобанам вообще без помощи водителя — с обгонами и перестроениями. Но и это никакой не автопилот.

А что же?

СМИ называют полуавтономные системы, появляющиеся на серийных машинах и прототипах как грибы после дождя, «автопилотами» по инерции. И с подачи отдельных автопроизводителей. Некоторые марки, вроде Audi, используют в пресс-релизах более корректное выражение piloted driving («пилотируемое вождение») или что-то близкое по смыслу. Но все они уже смирились с тем, что в ближайшем будущем мы будем ездить все-таки не на полноценном автопилоте, а на продвинутом круиз-контроле.

Да, автомобиль постепенно возьмет на себя часть рутинных функций, но водитель в любой момент должен быть готов перехватить управление. А до автопилота, каким его видит компания Google — без руля и педалей — пока что очень далеко.

Поэтому вместо красивого термина «автопилот» правильнее будет говорить «частично автономная машина».

И что «частично автономные машины» умеют сейчас?

Они умеют ездить по скоростным магистралям без помощи водителя, «видеть» препятствия типа пешеходов и других машин (Audi piloted driving, Daimler Highway Pilot, BMW Automated Driving, Volvo Drive Me) — они сами поддерживают скорость и соблюдают дистанцию до других участников движения, распознают знаки, перестраиваются из ряда в ряд и замедляются. И почти все это уже реализовано в серийных машинах.

Продвинутые прототипы (пока еще несерийные) научились даже гонять по гоночному треку, дрифтить и преодолевать бездорожье. Правда, у всех этих «полуавтопилотов» электроника все равно требует постоянного присмотра человека. А еще ей нужны груды камер и датчиков, килограммы управляющей электроники в багажнике и миллионы строк программного кода.

Следующим шагом в развитии автономных автомобилей станет «общение» машин между собой через облачные сервисы и перевод систем на постоянный анализ GPS-данных — чтобы, в случае чего, включился условный «резервный мозг», и человеку не пришлось экстренно брать управление на себя. Илон Маск 31 июля пообещал и это. Он говорит, что его машины скоро смогут «общаться» друг с другом и самообучаться.

И когда же это случится?

Пока, судя по классификации «автопилотов» от Национальной администрации дорожного движения США, большинство автомобильных компаний продвинулись в своих разработках до третьего уровня. На этом этапе водитель уже может полностью передать контроль за машиной электронике, но в экстренной ситуации все еще должен брать управление на себя.

Следующий шаг — вершина, четвертый уровень: автомобиль выполняет абсолютно все важные функции самостоятельно, участие водителя не подразумевается ни в каком виде, а машина сама останавливается в нужном месте (этого никто пока не умеет) и сама паркуется.

Главная причина, сдерживающая лавинообразное развитие «автопилотов», — отсутствие законодательной базы. Пока автономно управляемым машинам разрешили ездить только под присмотром человека, да и то либо на специально построенных полигонах, либо в искусственных городах.

Назовите год!

Если правила для беспилотных автомобилей все же разработают и введут на ключевых автомобильных рынках (это США, Европа и Китай), то появление первых «автономно управляемых машин» на дорогах может случиться к 2018–2020 году. На это рассчитывают, например, в компаниях BMW, Honda и Nissan.

В «Форде» настроены менее оптимистично, и считают, что по-настоящему массовыми такие машины станут лишь к 2025 году. Тогда же, по мнению General Motors, автомобили научатся «общаться» между собой. А вот когда появится полноценный автопилот…

Пока называются 2035 год и даже 2040-й. В любом случае, этот момент вы не пропустите при всем желании. Потому что с появлением полностью автономных автомобилей полностью изменятся и сами автомобили, и привычная нам дорожная инфраструктура. И, как сказал все тот же Илон Маск, это «одновременно и радует, и пугает».