Лаборатория10 мин.

Au Revoir, Auf Wiedersehen и Sayōnara: какие марки попрощались с Россией

Хронология потерь российского авторынка

Завод Renault. Архивное фото

Весной 2022 года началась масштабная трансформация российского автомобильного рынка. Заводы встали из-за закрытия логистических путей на фоне санкций, поставки иномарок в страну (за исключением китайских машин) были остановлены. Фактически все европейские, американские, японские и корейские компании поставили бизнес в России на паузу. А затем началась волна «прощаний» — к концу 2022 авторынок покинули с десяток брендов, другие же заняли выжидающую позицию и официально об уходе пока не объявляли. Подводим итоги года и вспоминаем тех, кто ушел и не обещал вернуться.

Но сначала несколько важных цифр. По состоянию на январь 2022 года в России насчитывалось 30 автомобильных концернов и 49 марок легковых и легких коммерческих автомобилей. В докоронавирусный 2019 год в стране продали более 1,7 миллиона автомобилей (данные Комитета автопроизводителей АЕБ).

В 2020-м, когда действовали самые жесткие карантинные меры, дилеры реализовали почти 1,6 миллиона машин (-9,1 процента относительно результата 2020-го). В 2021-м, когда коронавирусные ограничения сняли, но автомобильная промышленность страдала от последствий пандемии — глобального дефицита микрочипов — россияне купили 1,66 миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей (+4,3 процента).

В 2022 официально об уходе из России объявили Renault, Nissan, Infiniti, General Motors (Chevrolet, Cadillac и Chrysler), Ford, Toyota и Lexus, а также Mercedes-Benz. Mazda прекратила производство автомобилей в стране, хотя не спешит прощаться с рынком, а Volvo Cars, Jaguar Land Rover и Mitsubishi сократили сотрудников.

Если в январе этого года в стране было продано 91,66 тысячи автомобилей, то к началу декабря продажи скатились до отметки 46,4 тысячи штук, то есть сократились почти в два раза.

General Motors

Первым об уходе из России объявил концерн General Motors. Фактически это уже второе и окончательное прощание американского концерна с россиянами. Еще в 2015 году GM реструктуризировал бизнес в стране, свернул продажи Opel (тогда он еще принадлежал американцам, а не Stellantis) и массовых моделей Chevrolet, а также законсервировал завод в Санкт-Петербурге, где в разные годы собирали Chevrolet (Cruze, Trailblazer, Tahoe, Captiva), Opel (Astra, Antara, Mokka) и разные модели Cadillac. Однако тогда на рынке остались Cadillac и дорогие Chevrolet — Corvette, Camaro и Tahoe. Теперь в России нет и их.

О том, что General Motors окончательно уходит из России, стало известно 22 апреля: официальных дилеров уведомили о прекращении поставок, а сотрудников российского представительства — об увольнении. Это стало первым прецедентом после начала боевых действий на территории Украины, когда иностранный производитель не просто приостановил работу в стране, а полностью свернул свое присутствие на рынке.

По данным АЕБ, к концу 2022 года продажи Cadillac и Chevrolet сократились до нуля, то есть остатки официально ввезенных до весны автомобилей были распроданы.

Renault

Пожалуй, самый ощутимый удар по российскому рынку нанес уход Renault. Французский концерн избавился от всех активов в России — передал 67,69 процента акций АвтоВАЗа государственного ФГУП НАМИ, а столичный завод «Рено Россия», где собирали кроссоверы Duster, Arkana и Kaptur (а также Nissan Terrano), — Москве. По условиям сделки Renault может выкупить свою долю обратно в течение шести лет. Забегая вперед, опцион обратного выкупа предусмотрен и для других автопроизводителей, которые отказались от выпуска автомобилей в России.

Московский завод Renault. Архивное фото

Renault занимал внушительную долю российского авторынка: в 2021 году на французские автомобили этой марки приходилось 7,9 процента всех продаж, а в 2020-м — восемь процентов. Бестселлер марки, кроссовер Duster, из месяца в месяц входит в список самых популярных моделей сегмента SUV, уступая разве что Hyundai Creta, Lada Niva и, периодически, Toyota RAV4. Arkana и Kaptur в свою очередь были востребованы в каршеринге.

Помимо этого, Renault выпускал на мощностях АвтоВАЗа в Тольятти Logan и Sandero (а также их Stepway-версии) — они сходили с линии B0 вместе с Lada Largus и XRay. Производство было приостановлено в марте, а в мае модели окончательно сняли с конвейера, и они так и не дождались смены поколения.

К середине сентября по всей стране оставалось около семи тысяч непроданных автомобилей Renault. При среднем уровне продаж в 1000 машин в месяц этого запаса должно хватить не только до конца 2022 года, но и на пару месяцев 2023-го. Обязанности по постпродажному обслуживанию автомобилей Renault взяли на себя дилеры Lada.

Что же касается московского завода, то он пустовал недолго: предприятие переименовали в «Москвич» и в декабре там стартовало производство китайских JAC под возрожденной маркой «Москвич».

Toyota

Летом наступило затишье, хотя заводы зарубежных компаний продолжали простаивать. Российские чиновники даже начали давать осторожные прогнозы о возможном возобновлении производства иномарок в стране, но этого так и не произошло.

Осеннюю волну «прощаний» запустила Toyota. 23 сентября стало известно, что Toyota приняла решение сократить сотрудников российского офиса и выплатить им от 12 окладов. Также марка объявила о закрытии завода в Санкт-Петербурге, на котором производились кроссоверы RAV4 и седаны Camry. В компании объяснили, что после шести месяцев простоя так и не была найдена возможность восстановить выпуск машин.

Сборочный цех завода Toyota. Архивное фото

© Toyota

Учитывая, что другие модели, которые до весны поставлялись в Россию из-за рубежа, официально в страну больше не возят, фактически это означает уход Toyota (а также Lexus) с рынка. При этом обе марки продолжают работу с фокусом на поддержку дилерской сети для обслуживания существующих клиентов.

Стоит отметить, что санкции, введенные Японией в отношении России, затронули все модели Lexus — их поставка в страну оказалась под полным запретом.

В 2021 году доля рынка Toyota и Lexus составляла семь процентов (5,9 процента у Toyota и 1,2 процента у Lexus). Бестселлером первый был кроссовер RAV4, а у Lexus — RX. Самыми же ожидаемыми новинками в России стали Toyota Land Cruiser 300 и Lexus LX, продажи которых успели запустить до того, как компания приняла решение свернуть бизнес в стране.

Что касается дальнейшей судьбы закрытого завода в Санкт-Петербурге, то она пока туманна — подконтрольный Минпромторгу ФГУП НАМИ выкупать площадку не планирует, так что предприятию предстоит консервация. В конце ноября там прошли внеплановые проверки прокуратуры, Ростехнадзора и налоговой инспекции в сопровождении Росгвардии.

Nissan и Infiniti

11 октября о продаже всех своих активов в России объявила и компания Nissan. Неожиданностью это не стало, так как Nissan входит в альянс с Renault (в нем же состоит и Mitsubishi, о которой речь пойдет далее). Nissan ушел с российского рынка по той же схеме, что и его французский партнер: завод в Санкт-Петербурге отошел государству в лице ФГУП НАМИ, а обслуживать уже проданные автомобили марки взялся АвтоВАЗ.

На петербургском предприятии собирали модели X-Trail, Qashqai и Murano — первые два стабильно входили в топ-25 самых продаваемых моделей в стране. Весной на нашем рынке должен был появиться Pathfinder, который планировалось поставлять из США, однако до прекращения поставок в Россию успели завести лишь партию этих машин.

Infiniti попрощалась с россиянами особенно трогательно – компания разослала письмо, в котором поделилась японской мудростью: «Если у проблемы есть решение, то перестаньте волноваться, а если решения нет, волноваться нет смысла». В российском представительстве марки выразили надежду на светлое будущее и добавили, что в ответ на さようなら или Sayōnara («до свидания») Infiniti рассчитывает услышать от российских клиентов てらっしゃい или itterasshai, что переводится как «Удачно сходить и вернуться вновь».

По итогам 2021 года доля Nissan на российском рынке составляла 3,1 процента, а Infiniti — 0,1 процента. В 2022 году бестселлерами этих брендов были X-Trail и QX55 соответственно. В ноябре продажи премиальной марки скатились до нуля, а Nissan и вовсе не отчитался перед АЕБ за последний месяц осени.

Mercedes-Benz

Следом, 26 октября, стало известно о продаже российского завода Mercedes-Benz и об уходе марки с рынка. Предприятие в Солнечногорском районе Подмосковья проработало меньше двух лет — его ввели в эксплуатацию летом 2019 года, а уже весной 2022-го оно ушло в затяжной простой.

В конце октября был объявлен новый владелец площадки: ее продали российскому дилерскому холдингу «Автодом». Завод рассчитан на выпуск 25–30 тысяч автомобилей в год, и до недавнего времени там собирали легковую линейку Mercedes-Benz — седаны E-Класса, а также кроссоверы GLC, GLE и GLS. В настоящее время «Автодом» ищет нового партнера для выпуска машин в Подмосковье.

Вместе с заводом «Автодому» отойдут и доли Mercedes-Benz в дочерних предприятиях «Мерседес-Бенц РУС», «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус», «Мерседес-Бенц Файненшл Сервисез Рус», «Мерседес-Бенц Банк Рус» и «Мерседес-Бенц Капитал Рус».

В 2021 Mercedes-Benz удерживал долю на российском авторынке в 2,7 процента (включая коммерческий транспорт), а в премиум-сегменте уступал по продажам только BMW. В нынешнем году самой популярной моделью в стране был E-Class, который активно использовался в такси бизнес-класса. По состоянию на конец 2021 года, активы Mercedes-Benz оценивались в два миллиарда евро, что эквивалентно 123 миллиардам рублей.

Ford

Эстафету уходов подхватил Ford, который последние годы оставался крупным игроком в сегменте легкого коммерческого транспорта, продавая в России одну-единственную модель — Transit. Фургоны собирали в Елабуге на совместном предприятии Ford-Sollers. Американской стороне принадлежало 49 процентов в СП, эту долю выкупило российское юридическое лицо. А уже в декабре на площадке запустили производство коммерческих автомобилей под собственной маркой Sollers — как и в случае с «Москвичом», это модели китайской JAC с переклеенными шильдиками.

В прошлом году Transit был вторым по популярности легким коммерческим автомобилем в России, уступая лишь отечественной ГАЗели. Доля марки на рынке составляла 1,3 процента. В 2022 году продажи модели скатились с тысячи машин в месяц до нескольких сотен.

От производства и продажи легковых автомобилей в России Ford отказался еще в середине 2019 года. Тогда же были закрыты заводы во Всеволожске (там собирали Focus и Mondeo) и Набережных Челнах (EcoSport и Fiesta).

Тут же стоит упомянуть марку Isuzu, которая тоже выпускала коммерческие автомобили в составе СП с «Соллерсом» на заводе в Ульяновске. Там собирали малотоннажные (N-серия), среднетоннажные (F-серия) и тяжелые грузовики (серия Giga), с весны завод находится в простое. Isuzu приняла решение о расторжении СПИКа (специальный инвестконтракт) и ликвидации «Исузу-Соллерс». Помимо коммерческих автомобилей, японская марка продавала в России пикапы D-Max и внедорожники Mu-X.

Mazda

С российским «Соллерсом» прекратила отношения и другая японская компания, Mazda. У Мазды и Sollers было совместное предприятие во Владивостоке, где собирали Mazda6, CX-5 и CX-9. 10 ноября стало известно, что японский автопроизводитель продал свою долю в СП за символический 1 евро. Как и в случае других заводов, сделка предполагает возможность обратного выкупа активов, но для Мазды — только в течение трех лет.

Проектная мощность завода, который открылся в 2012 году, — 100 тысяч автомобилей в год, а инвестиции в его строительство составили 10 миллиардов рублей. Также во Владивостоке находится завод по выпуску двигателей Mazda семейства SkyActiv-G.

Mazda была представлена в России всего тремя моделями, это упомянутые Mazda6, CX-5 и CX-9 дальневосточной сборки. Фактически компании нечего продавать в стране как минимум до тех пор, пока автопроизводитель не найдет возможность поставок машин из-за рубежа, что, однако, осложняется санкционными ограничениями. Несмотря на это, Mazda уже получила Одобрение типа транспортного средства на свою самую популярную модель, кроссовер CX-5 японской сборки. Представительство Mazda в России пока продолжает работу.

Что же до завода во Владивостоке, то там «Соллерс» намерен организовать выпуск автомобилей неких «других марок».

Volkswagen

Еще один крупный игрок на российском авторынке, концерн Volkswagen, в настоящее время находится в поисках покупателя на свой единственный завод в Калужской области. Ранее автомобили марок Volkswagen и Skoda также выпускались на мощностях Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. Однако после того, как ГАЗ попал в санкционный список Минфина США, Volkswagen ликвидировал нижегородское производство.

Ранее сообщалось, что от радикальных шагов (а именно полного ухода с рынка) Volkswagen останавливает финансовая ответственность перед 4000 сотрудников и гарантийные обязательства по ремонту автомобилей. Компания сможет покинуть страну только после того, как решит эти вопросы.

Стоит перечислить и компании, которые официально об уходе с рынка пока не объявляли, однако уже сократили практически всех либо большую часть сотрудников своих российских офисов. В их числе Volvo, Jaguar Land Rover и, по собственной информации «Мотора», Mitsubishi. При этом у последней имеется сборочная площадка в России, а именно завод «ПСМА Рус» в Калужской области, где до недавнего времени производили бестселлер марки Outlander, а также Pajero Sport. «ПСМА Рус» принадлежит Mitsubishi Motors лишь на 30 процентов, а еще 70 процентов у концерна Stellantis (Peugeot, Citroen, Opel). Сам же Stellantis находится в числе тех, кто не спешит паковать чемоданы. Также пока не определились BMW, Kia и Hyundai. /m

Источник фото:Мобильный репортер / Агентство «Москва»
Ошибка при инициализации компонента rcmwidget