Первые итоги XXI века: события и люди
Финансовый кризис, который едва не оставил мир без трех титанов автомобильного бизнеса, скандалы с неисправными машинами и обманом потребителей, страсти по гибридам и экологии, первая гонка Формулы-1 в России — «Мотор» собрал главные события нового века, после которых автомобильная индустрия больше не будет, такой, как прежде.
Разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис был настолько суровым, что автомобильный мир чуть не лишился сразу всей «Большой американской тройки» — Chrysler, General Motors и Ford. Эти компании просили от своего правительства многомиллиардные кредиты, но свежеизбранный президент США Барак Обама отказался помогать убыточным производителям, несмотря на их угрозы закрыть заводы и уволить миллионы людей по всему миру.
Первым «пострадавшим» оказался Chrysler — концерн подал в суд иск о защите от кредиторов и был вынужден начать реструктуризацию. В итоге это вылилось в партнерство с «Фиатом», а потом и переход американского концерна под контроль итальянского автогиганта. Чуть позже в суд отправился уже General Motors, который в результате реструктуризации подвергся фактически национализации – 60 процентов акций нового GM достались правительству США. Зато ему «простили» крупный долг и дали денег на «перезапуск» бизнеса.
В ходе «перезагрузки» GM едва не остался без «Опеля». Одним из наиболее вероятных претендентов на него был консорциум, в который входили компания Magna, Сбербанк и «Группа ГАЗ». Однако российским Opel так и не стал — сделка провалилась, даже несмотря на поддержку со стороны канцлера Германии Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева, в то время занимавшего пост президента России.
Единственным из «Большой тройки», кому удалось избежать исков о банкротстве и многомиллиардных вливаний со стороны правительства США, стал Ford. Для этого ему, правда, пришлось избавиться от брендов Aston Martin, Land Rover и Jaguar, а также от 20-процентной доли в японской Mazda и от марки Volvo.
Один из крупнейших топ-менеджеров десятилетия — Мартин Винтеркорн — сумел переиграть в автомобильном бизнесе двух других титанов – Фердинанда Пиха и Венделина Видекинга – и выстроить из концерна Volkswagen настоящую империю, но погорел на «дизельном скандале», вынудившем его уйти в отставку спустя всего полгода после триумфа.
Винтеркорн возглавлял «Фольксваген» в тот период, когда огромный немецкий концерн вдруг решила подмять под себя маленькая компания Porsche, которой управлял бесстрашный Видекинг. Именно он сумел вывести бренд из затяжного кризиса и вернуть его к прибыльности. К 2009 году Porsche консолидировала в своих руках 51 процент акций VW, для чего ей потребовалось влезть в многомиллиардные долги перед 15 банками, но все испортил мировой финансовый кризис.
Из-за спада продаж и экспоненциального роста финансовой нагрузки, Porsche не смог завершить поглощение и попытался было найти инвесторов на завершение сделки, но Винтеркорн и Пих из Volkswagen сыграли на опережение, предложив крупнейшим акционерам компании, семье Порше, 8 миллиардов евро за 49,9-процентный пакет. Внеочередное заседание наблюдательного совета, созванное для обсуждения предложения, отправило Видекинга в отставку, и в скором времени Porsche стал лишь одной из марок огромного концерна.
К 2015 году триумфатор этой сделки Винтеркорн сумел поссориться с председателем совета директоров Volkswagen Фердинандом Пихом и выдавить его из правления. Однако еще через несколько месяцев разразился «дизельный скандал», который привел к смене почти всей управляющей структуры «Фольксвагена», включая Винтеркорна.
Громкий скандал последних лет — отзыв более 12 миллионов «Тойот» из-за самопроизвольного ускорения. Что именно вызывало эти ускорения, до конца так никто и не понял: сначала все свалили на дефектные коврики, которые смещались и блокировали акселератор в нажатом положении, потом речь зашла о неудачной конструкции самой педали и возможных проблемах с управляющей электроникой, хотя и версию о вине самих водителей тоже исключать не стоит.
Итогом скандала стали иски, судебные разбирательства с американскими госорганами и огромные штрафы. Чтобы не допустить эскалации конфликта, Toyota выплатила владельцам машин компенсацию в размере 1,63 миллиарда долларов, штрафы в 16 миллионов и 17,35 миллиона долларов за несвоевременное сообщение об отзыве автомобилей в пользу Калифорнии и департамента транспорта США соответственно. Еще один штраф в 1,2 миллиарда долларов компания заплатила в обмен на прекращение расследования в отношении ложных сведений о дефектных автомобилях. Плюс публичные извинения, конечно же.
Швед Бу Андерссон — тот самый «варяг», который сумел поднять два российских автомобильных предприятия. Проработав с начала своей карьеры в различных подразделениях General Motors, к 2009 году он покинул концерн, возглавив «Группу ГАЗ». За период его руководства Горьковский автозавод достиг лучших финансовых показателей в истории, в 2012-м показав прибыль в 8,8 миллиарда рублей, и подписала соглашение о сборке в Нижнем Новгороде моделей концерна Volkswagen и GM.
В 2013 году Андерссона назначили президентом «АвтоВАЗа», где он начал претворять в жизнь новую концепцию развития завода, включавшую в себя выпуск нескольких новых моделей с фирменным стилем от Стива Маттина. Кроме того, он распорядился продать служебные автомобили Infiniti, на которых передвигались 12 вице-президентов Волжского автозавода, а вырученные деньги направить на ремонт туалетов. Сам Андерссон ездит на универсале Lada Largus VIP, построенном на базе вседорожной версии Largus Cross.
18 сентября стал черным днем календаря для концерна Volkswagen и датой начала самого громкого скандала уходящего 2015 года, который в прессе уже прозвали «дизельгейтом». В этот день американское Агентство по охране окружающей среды (EPA) обвинило компанию в фальсификации данных об уровне выбросов CO2 дизельных машин. И понеслась…
VW был уличен в том, что устанавливал на свои двигатели особую программу управления, которая переводила агрегаты в специальный «чистый» режим при подключении к измерительному оборудованию – для прохождения сертификационных тестов. «Фольксвагену» пришлось признать этот факт, пообещав отправить на сервис по всему миру 11 миллионов машин. На автомобилях поменяют программное обеспечение и, в зависимости от объема двигателя, установят так называемый «выпрямитель воздушного потока».
Тем не менее, «Фольксвагену» все еще грозит крупнейший в США штраф в 18 миллиардов долларов, а еще 40 миллиардов евро у концерна могут отсудить инвесторы, потерявшие деньги из-за сокращения капитализации концерна. В первые пару дней скандала компания «подешевела» почти на 30 миллиардов евро — до 46 миллиардов, а стоимость акций упала на четверть.
В 2011 году «АвтоВАЗ» нанял бывшего дизайнера Volvo и Mercedes-Benz Стива Маттина, которому потребовался всего год, чтобы провести полный ребрендинг автозавода и нарисовать действительно красивые «Лады». Подготовленный им концепт — Lada XRay — сорвал овации на Московском автосалоне и показал новый стиль, в котором будут сделаны все будущие модели Волжского автозавода.
В 2014-м на Московском моторшоу показали новый вариант «ИксРея» и прототип седана Vesta, в которых, если убрать ладью на логотипе, было бы сложно признать машины той же компании, которая производила заднеприводную «классику» и «Ниву». Сейчас Vesta и XRay уже стали серийными, а к выпуску готовятся другие новые модели, включая полноприводный вседорожный универсал.
Два главных медийных феномена последних 15 лет — британское телешоу Top Gear, самая популярная телепередача в мире, и американский гонщик Кен Блок, чьи ролики на YouTube посмотрели в общей сложности свыше 300 миллионов раз.
Перезапустившись в 2002 году, Top Gear получил новых харизматичных ведущих и быстро завоевал популярность во всем мире — шоу даже попало в Книгу рекордов Гиннесса, как самая просматриваемая телевизионная программа в мире. Она транслировалась в 214 странах, собирая у экранов по всему миру около 350 миллионов человек, и ежегодно приносила корпорации BBC по 50 миллионов фунтов только на продаже различных товаров с символикой передачи. Еще сотни миллионов британцы зарабатывали на продаже прав на показ в других странах и создание «локальных» версий.
Но в 2015-м эпоха Top Gear, похоже, закончилась. Джереми Кларксон был со скандалом уволен из BBC, а его соведущие — Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй, — проработавшие с ним 13 лет, не стали продлевать свои контракты и отказались снимать следующий сезон с другим ведущим. Впоследствии они объявили о создании собственной автомобильной передачи на сервисе Amazon Prime — контракт рассчитан на три года, в течение которых должно выйти 36 эпизодов шоу.
Кен Блок — тот самый человек, благодаря которому мы узнали слово «джимхана» — вышедший за пределы Японии вид автомобильного слалома. Кен начал снимать свои безумные ролики в 2008 году, каждый год меняя автомобили, места съемок и усложняя трюки. На сегодняшний день вышло семь видео, для последнего из которых была построена специальная машина — полноприводный 845-сильный «Мустанг». Кстати, Блок успел сняться в одном из эпизодов Top Gear, прокатив Джеймса Мэя на своей Subaru.
В 2014 году прошла первая в истории России гонка Формулы-1. Этап в Сочи посетили 166 тысяч человек, которые купили 50 тысяч сувениров, съели 30 тонн еды и выпили 50 тонн напитков. Телетрансляцию Гран-при России посмотрели 3,4 миллиона россиян.
Победителем Гран-при стал Льюис Хэмилтон (он же занял первое место на сочинском этапе 2015 года), а по итогам гонки его команда – Mercedes AMG – впервые в своей истории выиграла Кубок конструкторов.
На проведение Гран-при России было потрачено 1,2 миллиарда рублей, но сама гонка не принесла прибыли. Однако чиновники заверили, что в календаре Формулы-1 сочинский этап пробудет как минимум семь лет и даже может стать ночным, как гонки в Бахрейне и Сингапуре. Этап 2016 года состоится уже в начале мая.
Главное последствие финансового кризиса 2008 года — массовая гибель знаменитых автомобильных марок. В небытие отправился легендарный Hummer, который всего за 150 миллионов долларов собирались купить китайцы. Сделка не состоялась, других покупателей не нашлось, и марку пришлось ликвидировать.
Потом не стало брендов Saturn и «Понтиак», на долю которого к 2010 году приходилось менее одного процента от всех проданных машин концерна GM. Почти что умер Saab, который и сейчас находится в предынфарктном состоянии. Сначала шведов приобрел нидерландский производитель спорткаров Spyker, попытавшийся перезапустить сборку машин, но, видимо, не рассчитал свои силы и объявил о банкротстве «Сааба».
На покупку Saab претендовали китайские партнеры «Спайкера», а в итоге бренд достался шведско-китайскому консорциуму NEVS. Весной 2014 года Saab наладил выпуск электрической версии седана 9-3, однако вскоре был вынужден остановить производство из-за недостатка финансирования. Сейчас у компании снова проблемы с финансами, прежний логотип ей использовать запрещено, а права на использование технологий и агрегатов модели Saab 9-3 проданы в Турцию.
Владелец аэрокосмической компании SpaceX Илон Маск пришел в «Теслу» с инвестициями, когда та уже вела разработку модели Roadster. Во время мирового финансового кризиса 2008 года, в ходе которого фирма терпела убытки и увольняла персонал, Маск нашел инвесторов, вложил личные средства, занял пост руководителя Tesla Motors и через пару лет вывел ее в прибыльность.
В 2012-м «Тесла» запустила электрический седан Model S, к которому в США и в Европе прилагалась возможность бесплатной подзарядки на специальных станциях. Добавьте к этому разгон до «сотни» менее чем за четыре секунды, 700 лошадиных сил в топовой модификации и запас хода почти в 400 километров, и вы поймете, что сделало Model S одним из самых обсуждаемых электрокаров в мире.
Уже затем Tesla Model S выиграет несколько премий «Автомобиль года», выйдет на европейский рынок и умудрится превзойти по продажам «семерку» BMW и Audi A8. Сейчас все с нетерпением ждут начала продаж кроссовера Model X с дверьми, которые называются «крылья сокола». У него будут все те же характеристики, что и у седана, плюс популярнейший формат вседорожника.
Экология — главный тренд последнего десятилетия. Если еще недавно единственным серийным гибридом считался «Приус», то теперь наличие в линейке подобной модификации является чуть ли не обязательным условием существования бренда. Дошло до того, что гибридными стали даже суперкары — электромотор появится и у следующего поколения Bugatti Veyron, и у Nissan GT-R.
Всему виной – мода на все экологичное и ужесточающиеся нормы выбросов CO2 и уровня расхода топлива, которым в обязательном порядке должен соответствовать весь модельный ряд автопроизводителей. Вот почему компании придумывают все новые способы сделать машины «чище», начиная от установки обычной системы «старт-стоп», глушащей двигатель при остановке и снижающий выбросы на пару процентов, до сложных гибридов и электрокаров с ДВС.
XXI век подарил нам и тут же отнял самые амбициозные проекты российского автопрома — отечественный суперкар Marussia и гибрид «ё-мобиль». Первый появился в 2007-2008 годах под предводительством шоумена и гонщика Николая Фоменко. Второй был показан в 2010-м и финансировался бизнесменом Михаилом Прохоровым.
Оба проекта прекратили свое существование практически одновременно, в 2014 году. Ё-мобиль признали нерентабельным, так как во время разработки автомобиля возникло множество инженерных проблем. Из-за них итоговую цену не удавалось удержать в рамках изначально объявленных 350-500 тысяч рублей (по последним подсчетам, ё-мобиль должен был стоить под миллион). В конце концов права на ё-мобиль были проданы НАМИ за номинальную сумму в один евро, но в НАМИ уже заявили, что не намерены возрождать проект в каком бы то ни было виде.
Чуть позже стало известно о крахе Marussia Motors. Из-за неудачной стратегии развития и недостатка финансирования компания прекратила работу над автомобилями, уволила сотрудников, несколько месяцев не получавших зарплату, и покинула производственные помещения на московском заводе холодильной техники «Снежинка». По некоторым данным, долги «Маруси» достигли 100 миллионов рублей. Сейчас все имущество компании распродано.
С 2008 года Китай становится крупнейшим автомобильным рынком в мире: в США закрываются заводы и банкротятся концерны, в Японии спрос катастрофически падает, а Европа находится в затяжной депрессии. Очень быстро КНР становится лидером как по масштабам, так и по темпам роста рынка: к 2009-му число зарегистрированным в стране машин достигло 62 миллионов, а к 2011-му это число превысило 100 миллионов штук, что является вторым показателем в мире после США.
Сегодня Китай производит и продает больше всех автомобилей, а с 2008 по 2014 год спрос на местном рынке вырос с 6,76 до 19,7 миллиона штук. По состоянию на прошлый год в этой стране производится 26 процентов всех автомобилей в мире. Согласно прогнозам экспертов, общее количество машин на дорогах КНР к 2020 году превысит 200 миллионов.
Себастьен Леб и Михаэль Шумахер – это одновременно и лучшее, и худшее, что могло случиться с автоспортом в XXI веке. На пике их карьеры гонки, в которых они участвовали, можно было даже не смотреть – результат был предсказуем.
Леб девять раз подряд стал чемпионом мира по классическому ралли — с 2004 по 2012 год, не оставляя надежд на какую бы то ни было интригу. Обычно Себастьен на своем Citroen уверенно выигрывал несколько гонок подряд, обеспечивая себе солидный задел по очкам – такой, что конкурентам дальше можно было даже не дергаться.
Шумахер пять раз подряд становился чемпионом, выступая за команду Ferrari — с 2000 по 2004 год. За это время он сумел установить сразу два впечатляющих рекорда: сначала 11 побед в 2002 году, а затем 13 побед из 18 гонок – в 2004-м.
Было время, когда казалось, что из отечественного автопрома может получиться что-нибудь хорошее. Было время, когда Горьковский автомобильный завод собирал седаны GAZ Volga Siber – пусть и старый, по сути, «Крайслер», но это был относительно доступный большой седан, адаптированный для российского рынка, да еще и с автоматической коробкой передач. Был у «Группы ГАЗ» и еще один амбициозный проект – коммерческие автомобили Maxus, которые делала британская фирма LDV. Казалось даже, что вот-вот российской станет компания Opel. У нас мог появиться первый российский спорткар с именем «Маруся» и доступный гибрид с буковой «ё» в логотипе.
Но в 2010 Siber покинул конвейер из-за низкого спроса, проект «Максусов» был заморожен, а затем закрыт, все активы LDV, принадлежавшие «ГАЗу» и ставшие убыточными, в 2010-м перешли под контроль китайской корпорации SAIC, которая сейчас успешно собирает под этой маркой коммерческий транспорт, поставляя машины в Австралию, Ирландию и КНР. Проект ё-мобиля тоже завершился ничем.
Хорошо у нас обстоят дела только со сборкой иномарок. В России выпускают модели Toyota, Nissan, Volkswagen, Skoda, Hyundai и Kia, Ford, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Renault и BMW. В 2014-м на российских заводах было выпущено 1,66 миллиона легковых автомобилей, причем доля иностранных производителей выросла до 75 процентов. По данным PwC, по итогам прошлого года в России было реализовано почти 1,3 миллиона иномарок российского производства и лишь 410 тысяч машин отечественных брендов. За первые девять месяцев 2015-го эти показатели составили 519 тысяч и 193 тысячи автомобилей соответственно. /m