Опубликовано 29 ноября 2012, 18:46

Дайте два!

Итоги самого сумасшедшего сезона Формулы-1 последних лет
Шесть чемпионов мира, восемь победителей в двадцати гонках, возвращение Кими Райкконена, конец карьеры Михаэля Шумахера и потрясающая схватка за титул между Фернандо Алонсо и Себастьяном Феттелем. "Мотор" подводит итоги великолепного сезона Формулы-1 2012 года.
Фото James Moy Photograpy
Фото James Moy Photograpy

Шесть чемпионов мира, восемь победителей в двадцати гонках, возвращение Кими Райкконена, конец карьеры Михаэля Шумахера и потрясающая схватка за титул между Фернандо Алонсо и Себастьяном Феттелем. Сезон Формулы-1 2012 года был великолепен. Прощаясь с ним, "Мотор" подводит итоги чемпионата, оценивая результаты команд и пилотов.

Впервые в истории в Формуле-1 было 20 гонок – так долго за чемпионский титул лучшие пилоты на планете еще никогда не боролись. Сезон, который держал участников в напряжении до финиша самой последней гонки, закончился в минувшие выходные. Следующая гонка Формулы-1 пройдет лишь в марте, поэтому в ближайшие месяцы у болельщиков есть прекрасная возможность проанализировать, как выступили команды в минувшем году.

[center]Red Bull Racing[/center]

[center]Место: 1; Очков: 460; Побед: 7[/center]

Запрет на выдувные диффузоры сказался на форме "энергетической" команды. Red Bull RB8 в начале чемпионата была не быстрее не только McLaren MP4-27, но и Lotus E20 и даже Mercedes W03. Держаться во главе протокола Кубка конструкторов в первой половине чемпионата помогала надежность машины, стабильность собственных пилотов и чудачества McLaren. По хорошему, подопечные Мартина Уитмарша должны были создать неплохой отрыв от Red Bull и прочих еще весной. Но со своими проблемами пусть разбираются в Уокинге. "Быки" в начале сезона смогли доказать, что выиграли два чемпионата подряд не только благодаря Эдриану Ньюи. Из всех лидеров, даже при отсутствии явного технического преимущества, Red Bull смотрелась предпочтительнее. Кубок конструкторов, скорее всего, был бы завоеван и без осеннего рывка.

В схватке за личный титул фактор Ньюи оказался определяющим. Никто не собирается умалять заслуг Себастьяна Феттеля, но если бы осенью Эдриан не превратил RB8 в волшебную колесницу, сократить отставание от Алонсо было бы невозможно. Нервная концовка в дождевом Сан-Паулу добавила борьбе между Фернандо и Себом остроты, но судьба титула была решена не в Бразилии, а чуть раньше, в ходе азиатского турне, когда Феттелю удалось одержать за рулем безупречной RB8 четыре победы подряд.

#####Пилоты

Дайте два!

Сезон 2012 года – пожалуй, лучший в карьере Себастьяна. Феттель терпеливо набирал очки, когда соперники были быстрее, не позволив себе допустить ни одной ошибки, а когда под пятой точкой оказалась лучшая машина пелотона, вновь принялся штамповать одну победу за другой. Третий его титул ценен именно этим: Себастьян не нервничал в начале сезона, не психовал из-за отказов техники в его середине, и не дал соперникам вздохнуть в концовке.

Дайте два!

Добротный сезон в исполнении австралийца. До начала осени Марк порой смотрелся даже сильнее Себа и доказал, что прошлогодние проблемы были явлением временным. И все же Феттель быстрее. В решающий момент Уэббер не нашелся, чем ответить разогнавшемуся напарнику. Но, так или иначе, Марк внес серьезный вклад в общую победу команды. "Неплохо для второго пилота».

[center]Ferrari[/center]

[center]Место: 2; Очков: 400; Побед: 3[/center]

Насколько оправдала себя замена на посту технического директора Альдо Косты на Пэта Фрая, сказать сложно. С одной стороны, к началу чемпионата Ferrari оказалась готова слабо: особенно скверно F2012 смотрелась в квалификациях. В гонках проблем было меньше, но, в любом случае, это касалось лишь одной из красных машин – той, за рулем которой сидел Фернандо Алонсо. Провал Фелипе Массы чуть затрудняет оценку ситуации. Если судить только по выступлениям бразильца в начале сезона, машина у Ferrari получилась не лучше той, что построила еще одна "Скудерия" – Toro Rosso. В то же время, одержать три победы за рулем откровенно слабой машины не смог бы даже Фернандо. Каким бы замечательным он ни был.

Самая большая проблема Ferrari в сезоне-2012 – квалификации. Субботние проблемы не были решены до самого конца сезона. Гоночный темп был не так плох, но, стартуя позади главных соперников, Алонсо изначально находился в проигрышной ситуации. В любом случае, Фернандо по итогам сезона не в чем себя упрекнуть. Он сделал все, что зависело от него. Второе место в Кубке конструкторов – во многом его заслуга. А также следствие надежности самой F2012. За весь сезон у Ferrari не было ни единого схода в гонках по техническим причинам. И именно благодаря этому, в конце концов, итальянцы и смогли одолеть McLaren.

#####Пилоты

Дайте два!

Фернандо был очень хорош. Выражение "выжал максимум из машины" немного избито, но это как раз тот самый случай. Ни одна из его побед не была простой, ни один из кубков не достался Алонсо просто так. Он достоин, чтобы стать чемпионом в третий раз. И обязательно станет.

Дайте два!

До августовского перерыва в чемпионате Фелипе набрал 25 очков за 11 гонок. Общественность настоятельно рекомендовала боссам "Скудерии" избавиться от бразильца немедленно, и заменить его на кого-нибудь другого. Они решили потерпеть, и осенью Массу как будто действительно подменили. Фелипе в десяти гонках подряд набрал очки, дважды поднялся на подиум, а под конец чемпионата и вовсе стал быстрее Алонсо: что в США, что в Бразилии Фернандо потребовалась помощь напарника. Фелипе теперь идеальный номер два. Будет очень интересно последить за ним в следующем году. Контракт ему достался авансом, но он его – аванс – с лихвой отработал.

[center]McLaren[/center]

[center]Место: 3; Очков: 378; Побед: 7[/center]

Команда Мартина Уитмарша одержала по ходу чемпионата семь побед – столько же, сколько у Red Bull. И могла выиграть еще больше. Но, построив отличную машину, команда откровенно завалила сезон. Запомнятся, скорее, не семь побед, а ужасные пит-стопы в начале сезона, ошибки с количеством топлива в баках, просчеты со стратегией и бесконечные технические отказы.

После победы Дженсона Баттона в Мельбурне в марте Формула-1 уезжала из Австралии со стойким убеждением, что McLaren непременно выиграет этот чемпионат. Потом, по ходу сезона, схожие ощущения появлялись после побед Льюиса Хэмилтона в Канаде и в Венгрии. В дни побед McLaren выглядела потрясающе. Но каждый раз, едва убедив публику в своей мощи, команда Уитмарша находила способ все испортить. Осенью о McLaren и ее пилотах, как о претендентах на титулы, не вспоминал уже никто. Тем более, что спад команды совпал с началом рывка "красных быков". Две победы в двух заключительных гонках лишь добавили картине ясности: 2012 год для McLaren был годом упущенных возможностей.

#####Пилоты

Дайте два!

Пока мир Формулы-1 занят спорами, кто в этом сезоне был круче – Алонсо или Феттель – задумайтесь о другом: как и они, Хэмилтон так же кропотливо набирал очки в "плохие" дни; как и они, в "хорошие" он побеждал. Но если Себ потерял две гонки из-за отказов техники, а Фернандо – две гонки из-за столкновений с соперниками, то Льюис потерял таких гонок семь. Прибавьте сюда отобранный из-за ошибки команды поул в Барселоне... Хэмилтон провел один из лучших своих сезонов в Формуле-1. Возможно, сменить обстановку действительно нужно.

Дайте два!

Бывают дни, когда Дженсон неудержим. Когда они наступают, Баттон сметает всех на своем пути. Помните прошлогоднюю Канаду? В этом сезоне тоже бывали похожие деньки. Но порой Дженсон будто становится невидимкой. Плетется где-то в середине, мучается с балансом машины, попадает в пробки. И таких дней в уходящем году тоже было немало.

[center]Lotus[/center]

[center]Место: 4; Очков: 303; Побед: 1[/center]

Прогресс команды Жерара Лопеса и Эрика Булье немного удивил. После прошлогодних мучений с передним выхлопом и другими идеями технического директора Джеймса Эллисона казалось, что для этого нет никаких оснований. Но Lotus E20 вдруг оказалась одной из самых быстрых машин. Чуть больше везения, и сезон 2012 года команда закончила бы с тремя победами в гонках, а, быть может, и со вторым местом в Кубке конструкторов.

Как и в случае с Ferrari, главная проблема Lotus – не слишком сильные квалификации. Кими Райкконен ни в одной из них не смог пробиться в топ-3. Если бы не слабые субботние выступления, в Бахрейне и Венгрии победил бы именно он. В гонках, особенно по жаре, E20 была очень быстра. Причем на протяжении всего сезона. В отличие от прошлого года команда не хуже других справлялась с развитием машины, главное свидетельство чему – победа Кими в Абу-Даби. Райкконен теперь видится едва ли не главным активом команды. За год финн притерся к команде, а она сама имела возможность ознакомиться с методами его работы. В следующем году кардинальных изменений в регламенте не будет, а значит от Lotus можно ждать как минимум повторения успеха. Да и дальнейший прогресс уже мало кого удивит.

#####Пилоты

Дайте два!

Что и говорить, в последние два сезона Формуле-1 его не хватало. За год с момента возвращения Кими подарил нам несколько новых крылатых фраз, победу в Абу-Даби и пару забавных видеороликов на Youtube. Мало кто верил, что Райкконен сможет сразу адаптироваться к новым шинам, автомобилю и команде, но, кажется, будто он не потратил на все это ни минуты. Особенно удивительна его стабильность. Сбивая на протяжении двух лет деревья и падая в канавы на раллийных трассах планеты, Кими в итоге за весь последующий год в Формуле-1 не попал ни в одну аварию и стал единственным, кто финишировал во всех гонках.

Дайте два!

Главная проблема Романа состоит в том, что теперь главный синоним к фамилии "Грожан" – это "авария". Да, в Формуле-1 любят вешать на людей ярлыки, но француз заработал свой самостоятельно. Уже потом принято вспоминать его скорость. Грожан удивил в нескольких квалификациях, был очень хорош в паре гонок, но процесс его обучения явно затянулся. Став чуточку осторожнее после дисквалификации, Роман стал медленнее. Попытавшись затем раскрепоститься, вновь принялся бить машины. Замкнутый круг.

Дайте два!

В своей единственной гонке Жером ничем не удивил. Но за рулем практически незнакомой машины удивить вряд ли мог.

[center]Mercedes AMG[/center]

[center]Место: 5; Очков: 142; Побед: 1[/center]

Перед началом сезона в Mercedes говорили о том, что цель на сезон – начать побеждать в гонках. Цель была достигнута в самом начале чемпионата. W03 получилась быстрой, инженеры команды ввели в Формулу-1 понятие DDRS и отчасти благодаря этому хитрому изобретению добились успеха в Китае. На шанхайской трассе Mercedes AMG впервые в своей истории заняла весь первый ряд стартового поля, а Нико Росберг принес заводской команде штутгартского концерна первую победу.

На этом подвиги команды фактически закончились. Михаэль Шумахер и Нико по ходу чемпионата все ниже сползали в протоколах квалификаций и гонок, а в конце чемпионата Росс Браун и вовсе принял решение махнуть на сезон рукой. Команда экспериментировала с машиной, то устанавливая обновления, то снимая. Осенью Mercedes AMG уже вовсю работала на следующий год. Догонять Lotus в Кубке конструкторов не было особого смысла – вряд ли в Штутгарте всерьез беспокоились из-за потери четвертого места в Кубке конструкторов. Удержались впереди Sauber – и слава богу.

#####Пилоты

Дайте два!

Одержал первую победу, вновь опередил Шумахера по числу набранных очков. Нико поддерживает планку на достаточно высоком уровне и продолжает ждать, когда у него наконец появится автомобиль, на котором можно побороться за титул. Три года, кстати, уже прождал. Пора бы.

Дайте два!

Прощание с Формулой-1 получилось немного грустным. В начале года семикратному чемпиону мира много не везло, пару раз ошибся и он сам, а в конце чемпионата бороться за что-то серьезное уже не позволяла машина. Совсем не такой представлялась его вторая карьера три года назад. Жаль. Но пришло время уходить.

[center]Sauber[/center]

[center]Место: 6; Очков: 126; Побед: 0[/center]

Швейцарский коллектив добился ощутимого прогресса за зиму. Разработанный Джеймсом Ки C31 стал довольно грозным оружием и в более умелых руках, наверное, поразил бы больше мишеней. Sauber не хватило стабильности для борьбы в лидирующей группе. Дело не только в пилотах. На некоторых трассах C31 банально не хватало скорости. Но Серхио Перес и Камуи Кобаяси явно не добились максимума. Исправит ли ситуацию приглашение Нико Хюлькенберга, узнаем совсем скоро. Ки в команде уже нет, но нового управляющего команды Монишу Кальтенборн это, похоже, не слишком заботит. Стало ли его увольнение ошибкой, также будет понятно в следующем году.

#####Пилоты

Дайте два!
Дайте два!

Подиумы Серхио Переса сопровождались восторгами, рассуждениями о его скорости, умении работать с резиной и слухами про грядущий переход в Ferrari. Чеко в итоге не пригодился "Скудерии", но удостоился контракта с McLaren. И всеобщий восторг едва ли не сразу сменился критикой. Масла в огонь подлил и сам Перес, в шести последних гонках ни разу не пробившись в очки. Камуи смотрелся скромнее на фоне напарника в первой половине сезоне, за что, видимо, и поплатился местом в составе команды. Но по итогам всего чемпионата японец набрал лишь на шесть очков меньше, чем мексиканец. При этом карьера Кобаяси висит на волоске, а Чеко готовится пересесть в машину, способную побеждать.

[center]Force India[/center]

[center]Место: 7; Очков: 109; Побед: 0[/center]

Команда Виджея Малльи – единственная, которая подходит в этом году под определение "типичный середняк". Парни из Williams и Sauber порой боролись за первые ряды в квалификациях, победы и подиумы, а Нико Хюлькенберг и Пол ди Реста – в лучшем случае за очки. Зато регулярно. Гонка немца в Сан-Паулу, которую Хюлькенберг едва не выиграл, как будто из другого измерения. Force India под конец чемпионата показала, что и она способна огрызаться. Возможно, это не так заметно, но во второй половине сезона "индийский" коллектив прибавил. Сюда уместились этапы в Спа и Сингапуре, где Нико и Пол добыли по четвертому месту, и бразильский финал. В прошлом году Force India тоже неплохо прибавила в концовке, едва не отняв пятую строчку в протоколе Кубка конструкторов у Lotus Renault. Тенденция, однако.

#####Пилоты

Дайте два!
Дайте два!

Просидев прошлый год на скамейке запасных, Хюлькенберг в начале сезона выступал на равных с ди Рестой. Пару пилотов Force India даже называли самой ровной во всем пелотоне, но в конце чемпионата уже ни у кого не было сомнений, что Нико и быстрее, и стабильнее. Возможно, в McLaren слегка погорячились с выбором. Тому же Пересу Хюлькенберг уступил в итоге всего три очка в личном зачете. Но, в отличие от Чеко, у Нико нет покровителя-миллиардера.

[center]Williams[/center]

[center]Место: 8; Очков: 76; Побед: 1[/center]

Хорошая новость: Williams справилась с главной проблемой последних лет, добившись наконец прогресса в техническом плане. Сезон 2011 года превратился в кошмар: пять набранных очков, борьба за попадание в Q2, поломки. Теперь все иначе. Приглашение опального Майка Кофлэна (помните парня из McLaren, который жег чертежи Ferrari на заднем дворе своего дома? Так вот – это он) принесло плоды. Его FW34, получившая к тому же двигатель Renault вместо Cosworth, была способна выигрывать. И один раз даже действительно выиграла! Новость плохая: залатав пробоины в бюджете спонсорскими взносами пилотов, Williams получила едва ли не худшую пару гонщиков в пелотоне. И они всё испортили.

#####Пилоты

Дайте два!
Дайте два!

С Бруно Сенной все более или менее понятно. Его карьера получилась столь скомканной, что ждать от него чего-то по-настоящему удивительного в Williams было сложно. Плюс ко всему, бразилец пропустил по ходу чемпионата 15 тренировок, уступая место за рулем протеже совладельца команды Тото Вольффа Вальттери Боттасу. Да, Бруно был относительно стабилен, но с разгромным счетом проиграл напарнику в квалификациях и, даже несмотря на все его аварии, набрал меньше очков в гонках. Пастор был очень быстр. Победил. Но в остальном... Мальдонадо врезался во все подряд. Доведи он до финиша хотя бы половину тех гонок, что испортил столкновениями или вылетами, Williams могла побороться даже с Mercedes AMG за пятое место в Кубке конструкторов.

[center]Toro Rosso[/center]

[center]Место: 9; Очков: 26; Побед: 0[/center]

Из тех команд, что не принято в Формуле-1 называть "новыми", Toro Rosso оказалась худшей едва ли не по всем параметрам. В начале сезона пилоты наскребли несколько очков благодаря многочисленным сходам впереди, но потом наступила засуха. Даже при учете отсутствия опыта у гонщиков, можно сказать, что STR7 – худшая из машин средней группы. Теперь в маленькой "Скудерии" работает создатель чудо-автомобиля Sauber C31 Джеймс Ки. Посмотрим, что у него получится в следующем году.

#####Пилоты

Дайте два!
Дайте два!

Сложно давать оценки. В Toro Rosso не оставили ни одного пилота из прошлогоднего состава, который мог бы стать ориентиром для дебютанта. Новичками были оба гонщика – пусть Дэн и провел полсезона в HRT в прошлом году. Определенно можно сказать, что Жан-Эрик слабее выглядел по субботам. Но очков набрал больше. Но Риккардо в топ-10 попадал чаще. Может быть, Верню просто повезло? Но... В общем, ничего с ними непонятно. Пусть останутся на второй год.

[center]Caterham[/center]

[center]Место: 10; Очков: 0; Побед: 0[/center]

Вы тоже ждали очков от Caterham? Увы. Третий год подряд команда Тони Фернандеса становится лучшей из новичков (хотя называть их так после трех лет в Формуле-1 уже как-то странно). Причем на сей раз десятое место в Кубке конструкторов было выцарапано у Marussia в заключительной гонке в Сан-Паулу. Прогресс есть, отставание от лидеров теперь меньше, но от середняков Caterham по-прежнему отделяет секундная пропасть. Тони продолжает набирать персонал, в команду приходят люди с громкими именами, состоялся переезд на новую базу, но удастся ли добраться до остальных в следующем году? Пока верится с трудом.

#####Пилоты

Дайте два!
Дайте два!

Факты. Только факты. Хейкки Ковалайнен провел в Формуле-1 шестой сезон – Виталий Петров третий. Финн выступал за коллектив Фернандеса третий год – россиянин пришел в феврале и отработал на тестах перед стартом чемпионата четыре дня. Хейкки был быстрее в начале сезона в квалификациях, но в гонках Виталий не уступал. В конце сезона Петров укатал Ковалайнена в квалификациях со счетом 5:2, а в гонках почти всегда добирался до финиша раньше. Хейкки получал в Caterham зарплату – Петров привел с собой спонсоров. Если не видно разницы, зачем платить больше?

[center]Marussia[/center]

[center]Место: 11; Очков: 0; Побед: 0[/center]

Чуть-чуть не повезло в концовке. Но итог справедлив – Caterham была быстрее на протяжении всего сезона, пусть Marussia и почти догнала соперников ближе к его окончанию. Для победы над дружиной Фернандеса "Марусе" банально не хватило KERS. Как в принципе, так и по ходу финальной гонки – будь у Шарля Пика электрическая батарея, решающий обгон в Сан-Паулу не дался бы Виталию Петрову так легко. Надежды на прогресс связаны с Пэтом Симондсом. Экс-инженер Benetton и Renault, оскандалившийся пару лет назад из-за некрасивой истории с аварией Нельсона Пике на Гран-при Сингапура, теперь числится консультантом "российской" команды. Судя по тому, что в этом году Marussia отыграла у Caterham почти секунду за восемь месяцев, консультации эксперта не проходят даром.

#####Пилоты

Дайте два!
Дайте два!

Тимо Глок остается лидером Marussia, а во второй машине команды один дебютант продолжает менять другого. В начале года команда открыла путь в Ф-1 Шарлю Пику, и, в отличие от двух своих предшественников, он все-таки смог по окончании сезона не оказаться за бортом чемпионата. Хоть и смотрелся слегка хуже Глока.

[center]HRT[/center]

[center]Место: 12; Очков: 0; Побед: 0[/center]

Новые владельцы, контракт с опытным Педро де ла Росой, переезд на новую базу в Мадрид. Изменений по сравнению с прошлым годом в HRT было немало, но, по сути, не изменилось ничего. У маленького испанского коллектива была худшая машина чемпионата. Хорошо еще, ее успели подготовить к первому Гран-при чемпионата. В середине сезона HRT даже подобралась к Marussia, но средств на дальнейшее развитие машины просто не было. Теперь команда официально выставлена на продажу, но покупать желающих не слишком много. Все идет к тому, что на старте мы ее больше не увидим.

#####Пилоты

Дайте два!
Дайте два!

Педро де ла Роса стал для HRT не просто пилотом: 41-летний ветеран превратился в наставника, обучающего неопытный персонал всем тонкостям Формулы-1. В команде настолько высоко оценили опыт де ла Росы, что решили перевести его на должность менеджера. Однако вместо того, чтобы пользоваться этим опытом, испанская конюшня тратила силы на борьбу за выживание. Перед стартом финального Гран-при Бразилии в HRT вообще всерьез думали о том, стоит ли стартовать в гонке: у команды банально закончились запчасти.

В целом по ходу сезона де ла Роса был предсказуемо быстрее напарника, однако Картикеян то и дело совершал маленькие подвиги, опережая то партнера по команде, то пилотов Marussia. Может, это не было столь заметно, однако Нараин действительно старался.