Опубликовано 24 июня 2011, 20:40

Финиш над облаками

Превью самой высокогорной гонки в мире
Ранее пятничное утро. Горный прохладный воздух пьянит недостатком кислорода, а солнце вот-вот появится на горизонте и осветит всю долину рядом c горой. На выступе скалы у 11-мильной отметки тупикового хайвэя Пайкс Пик на высоте 3200 метров над уровнем моря сидит группа болельщиков. Все молчат и терпеливо ждут.
Фото автора, команд участниц, Романа Тарасенко и autoblog.com
Фото автора, команд участниц, Романа Тарасенко и autoblog.com

Ранее пятничное утро. Горный прохладный воздух пьянит недостатком кислорода, а солнце вот-вот появится на горизонте и осветит долину рядом c горой. На выступе скалы у 11-мильной отметки тупикового хайвэя Пайкс Пик на высоте 3200 метров над уровнем моря сидит группа болельщиков. Все молчат и терпеливо ждут.

Тишину разрывают стонущие и воющие звуки. Они усиливаются и вскоре из лесного поворота, разбрасывая гравий, появляется синий спортпрототип Hyundai. Облизав шпильку, он с безумной пробуксовкой всех колес уходит по крутому подъему «в облака».

– Сколько у него лошадиных сил?, – спрашивает один. – 750, – небрежно отвечает другой.
– Да это же смешно – с такой мощностью, он, похоже, будет глотать пыль у конкурентов.

Такой разговор можно встретить только на склонах горы Пайкс Пик. Безумцы? Нет. Это просто несколько человек из десятков тысяч фанатов гонки Pikes Peak International Hill Climb, одного из старейших автоспортивных соревнований в Америке

Очередной, уже 89-й по счету эпизод эпохального "Подъема на холм" начнется 26 июня 2011 года. И вполне возможно, что именно эта гонка станет последней, которая пройдет по смешанному покрытию из гравия и асфальта. Экологи из организации Sierra Club каждый год затягивают зеленую веревку вокруг хайвэя Пайкс Пик. По их мнению, после обильных осадков сточные воды через гравийные дороги попадают в местные водохранилища, и это несмотря на то, что в округе полно второстепенных грунтовок! В этом году верхнюю секцию трассы, начиная с 16-ой мили, полностью заасфальтировали. В итоге, из 19,99 километра трассы теперь только 4,3 имеют гравийное покрытие, против 9,5 километра в прошлом году. Значит, ставка будет на асфальт!

Маршрут Pikes Peak
%Гонщики стартуют в районе столба «7 миля» на высоте 2862 метра над уровнем моря, а финишируют уже на 4301 метре. Самый высокогорный финиш в мире!  
Утром в тренировочные дни трасса разделена на три сектора: со старта до 13 мили, второй отрезок -- до 16 мили, и самый высокогорный заканчивается уже на финише.

Маршрут Pikes Peak %Гонщики стартуют в районе столба «7 миля» на высоте 2862 метра над уровнем моря, а финишируют уже на 4301 метре. Самый высокогорный финиш в мире!
Утром в тренировочные дни трасса разделена на три сектора: со старта до 13 мили, второй отрезок -- до 16 мили, и самый высокогорный заканчивается уже на финише.

Именно высокогорье таит в себе главные опасности. Невероятно изменчивая погода, которая словно капризная девушка за несколько минут способна менять свое настроение. Например, два дня назад, за день до начала тренировочных заездов, на половине трассы выпал 7-сантиметровый слой снега, при том, что у подножья горы столбик термометра показывал + 24 градуса Цельсия. Поэтому, как говорят гонщики, заветный 10-минутный барьер может быть пройден лишь с позволения Горы.

Другая опасность – это пропасти, глубина которых достигает километра! Ни один каркас безопасности не спасет в случае ошибки. Но удивительно то, что смертельных случаев за все время проведения гонки Pikes Peak – единицы.

Третья сложность заключается в полном отсутствии тренировок на полном маршруте. На практиках трасса разделена на три отрезка, которые проходятся разными классами в особой последовательности. Поэтому у гонщика остается лишь одна попытка показать зачетное время в воскресенье утром.

В обычной жизни Пайкс Пик представляет собой тупиковый хайвэй. Заплатив 12 долларов, можно подняться на автомобиле самому, соблюдая правила дорожного движения. У неподготовленных людей долгое нахождение на высоте свыше 3 000 метров может вызвать «горную» болезнь: слабость, тошноту, затрудненное дыхание, головные боли и даже, пардон, «жидкий стул» поэтому организаторы не советуют долго находится на высокогорной секции. А еще переменчивая погода и сложные дорожные условия высокогорья манят заводских испытателей крупных автокомпаний словно магнит.

В обычной жизни Пайкс Пик представляет собой тупиковый хайвэй. Заплатив 12 долларов, можно подняться на автомобиле самому, соблюдая правила дорожного движения. У неподготовленных людей долгое нахождение на высоте свыше 3 000 метров может вызвать «горную» болезнь: слабость, тошноту, затрудненное дыхание, головные боли и даже, пардон, «жидкий стул» поэтому организаторы не советуют долго находится на высокогорной секции. А еще переменчивая погода и сложные дорожные условия высокогорья манят заводских испытателей крупных автокомпаний словно магнит.

Подъем на холм Пайкс Пик является одним из старейших соревнований в США наравне с 500 милями Индианаполиса. История этой гонки насчитывает не мало интересных событий. Но сейчас нам интересна именно предстоящая гонку и расклад сил на ней.

Сначала факты. В 2011 году на Pilkes Peak заявилось 197 гонщиков из 10 стран. В отличие от прошлого года количество классов сократилось с 18 до 11, зато участников стало больше на 45 человек.

Разнообразие техники поражает воображение – на горе можно увидеть все, начиная от 7-литрового исторического Plymouth Barracuda, раллиных Subaru Impreza WRX STI и Mitsubishi Lancer Evolution, и заканчивая кольцевыми Porsche 911 GT3 Cup и Seat Leon Supercopa.

С этого года класс Pro Truck упразднен, поэтому пикапы, выступающие в бахах, вынуждены заявится в открытый класс Pikes Peak Open, куда попадает техника, не вошедшая в другие классы. Пикапы построены на пространственной раме с сильно сдвинутым в базу двигателем мощностью 400-500 лошадиных сил. Привод -- только на задние колеса.

С этого года класс Pro Truck упразднен, поэтому пикапы, выступающие в бахах, вынуждены заявится в открытый класс Pikes Peak Open, куда попадает техника, не вошедшая в другие классы. Пикапы построены на пространственной раме с сильно сдвинутым в базу двигателем мощностью 400-500 лошадиных сил. Привод -- только на задние колеса.

Согласно опросу на официальной странице Pikes Peak Hill Climb в сети Facebook, наиболее интересными для зрителей являются классы «безлимитный» Unlimited, «формульный» Open Wheel и набирающий популярность «кольцевой» Time Attack.

Машины класса Open Wheel  
выглядят как обезумевшие багги

Машины класса Open Wheel
выглядят как обезумевшие багги

Самые эффектные на трассе – болиды класса Open Wheel. Адские колесницы – наиболее точное название, которое подходит машинам с открытыми колесами на горе. В неофициальном соревновании по громкости выхлопа они вместе с машинами класса Stock Car лидируют с большим преимуществом. Выхлоп атмосферной «восьмерки» на порядок яростнее, чем «перемолотый» через турбины звук спортпрототипов зачета Unlimited.

Пролетая в заносе каждый поворот, они оставляют за собой амбре горелой резины и несгоревшего спирта – метанола. Этот класс зажат строгими правилами, в рамках которых регламентируется соотношение объема двигателя к снаряженной массе, а его костяк составляют местные пилоты. Они строят машины на свои деньги и не имеют иногда даже команды механиков. Тем удивительнее, что моноприводные «колесницы» показывают времена лишь на 5-10 секунд медленнее, чем заводские команды класса Unlimited. А в гонке доскональное знание трассы и опыт позволяют местным пилотам регулярно обходить в абсолютном зачете спортпрототипы, построенные без каких-либо ограничений!

Класс Time Attack в этом году стал самым заполненным – 23 пилота. Все автомобили разбиты на две группы: моно- и полноприводные. Однако машины с приводом на четыре колеса не имеют подавляющего преимущества на горе. В прошлом году Джеф Зварт, 7-кратный победитель в своем зачете, на кубковом Porsche 911 GT3 Cup смог поставить не только новый рекорд для моноприводного класса, но и обогнать всех в полноприводном зачете!

В этом году Джефу Зварту будет сложнее. В плюсы он записал большую мощность (620 лошадиных сил). Однако минусов стало больше: серийная машина значительно тяжелее кольцевой, оборудована обычной механической коробкой передач, а не секвентальной, как на GT3 Cup, подвеска и дорожный просвет имеют компромиссные настройки между треком и городом.

В этом году Джефу Зварту будет сложнее. В плюсы он записал большую мощность (620 лошадиных сил). Однако минусов стало больше: серийная машина значительно тяжелее кольцевой, оборудована обычной механической коробкой передач, а не секвентальной, как на GT3 Cup, подвеска и дорожный просвет имеют компромиссные настройки между треком и городом.

В этом году продюсер и режиссер фильмов решил пойти еще дальше и доказать, что не только гоночный, но и обычный серийный Porsche может победить на горе. Для участия он выбрал самую мощную модель (Porsche 911 GT2 RS) в линейке немецкого производителя и доехал до Колорадо из Калифорнии своим ходом. Осталось доказать, что машина будет быстра на гоночной трассе.

Финиш над облаками

А сделать это будет непросто: легендарный Род Миллен, 5-кратный победитель абсолютного зачета, возвращается в этом году в класс Time Attack на Hyundai Genesis Coupe своего сына, Риса Миллена. В 2009 году купе мощностью 650 лошадиных сил под управлением Риса показало лучшее время в гонке, и теперь, спустя 2 года, отец хочет вернуть рекорд в семью. Темп, показанный на тренировках 60-летним ветераном, впечатлил многих – скорость прохождения второй и третьей секции одинакова с классом Open Wheel!

Главным претендентом на победу в полноприводном зачете Time Attack считается Стефан Вердье, чемпион Франции по ралли-кроссу и двукратный победитель Pikes Peak в своем зачете.

Главным претендентом на победу в полноприводном зачете Time Attack считается Стефан Вердье, чемпион Франции по ралли-кроссу и двукратный победитель Pikes Peak в своем зачете.

Но главная интрига закручена вокруг 10-минутной отметки, пока остающейся несбыточной мечтой для участников "Подъема на холм". Однако после того, как самая высокогорная секция оделась в асфальт, шансы перешагнуть этот барьер возросли в разы. И сделать это смогут только участники класса Unlimited!

Нобухиро Таджима: человек vs Гора

Финиш над облаками

Невероятно обаятельный и харизматичный Нобухиро Таджима в этом году, как и предыдущие два десятилетия, поведет в бой свой прототип под маркой Suzuki. В начале 90-х японцу не хватало скорости, везения и опыта. Но последние 10 лет он является настоящим «Царем Горы» и неизменно тепло приветствуется болельщиками.

В прошлом году "Монстру" (так его зовут в США) не удалось побить свой собственный рекорд, хотя погода этому способствовала. В интервью сразу после финиша в голосе Таджимы проскочила нотка отчаяния: «Не могу в это поверить, я ехал невероятно быстро, машина работала отлично, я должен был побить рекорд!».

Во всех интервью японец заявляет, что главный соперник – это его время, поставленный им же рекорд 10 минут и 01,408 секунды, а выйти из 10 минут – дело десятое. О соперниках разговор даже не заходит.

Однако после публикации времени тренировочных заездов со средней и высокогорной секции впервые за последние 10 лет лидер а абсолюте не «Монстр». Кто? Конкуренты.

С прошлого года Нобухиро использует двигатель V6 увеличенного объема 3,1 литра вместо 2,7 литра ранее. Пиковая мощность упала с 985 до 910 лошадиных сил, однако крутящий момент в 887 Нм стал доступен на более низких оборотах. Полноприводный «Монстромобиль» обладает передним и задним активными дифференциалами, опыт постройки которых был накоплен во время выступления Suzuki в WRC. Снаряженная масса Suzuki SX4 Pikes Peak -- 1090 килограммов.

С прошлого года Нобухиро использует двигатель V6 увеличенного объема 3,1 литра вместо 2,7 литра ранее. Пиковая мощность упала с 985 до 910 лошадиных сил, однако крутящий момент в 887 Нм стал доступен на более низких оборотах. Полноприводный «Монстромобиль» обладает передним и задним активными дифференциалами, опыт постройки которых был накоплен во время выступления Suzuki в WRC. Снаряженная масса Suzuki SX4 Pikes Peak -- 1090 килограммов.

Жан-Филипп Дайро: от льда к горам

Финиш над облаками

Трехкратный победитель чемпионата ледовых гонок Trophee Andros во Франции, а также кольцевого национального первенства, француз впервые приехал на Гору. И сразу заявил: он здесь, в первую очередь, чтобы перенимать бесценный опыт у соперников.

Дайро имеет большой опыт самостоятельного проектирования автомобилей с нуля: он создал спортивный автомобиль Mitjet, а также участвовал в разработке ледовых прототипов.

Финиш над облаками

Dacia Duster «No limit» имеет схожие передние панели с ледовым болидом, на котором выступал Ален Прост. В основе прототипа – пространственная рама, в центре – доработанный двигатель от Nissan GT-R мощностью 850 лошадиных сил. Снаряженная масса – 900 килограммов. Однако, в профиль Dacia выглядит как кирпич и на трассе со средней скоростью 117 километров в час этот фактор может сыграть решающее значение.

Это понимает и сам француз, и в интервью местным газетам уже обещает приехать в 2012 году. На медленной второй секции в тренировочных заездах он отстал от лидера на две секунды, а на скоростной третьей проигрыш составлял уже 11 секунд. Впрочем, не стоит списывать его со счетов – великолепное владение автомобилем на скользких трассах может помочь ему на гравии, а также в случае дождя или снега.

Рис Миллен: вторая попытка

Отец Род Миллен (слева) 8 раз побеждал в своем классе и 5 раз в абсолютном зачете, поставив в 1993 году рекорд, который никто, в том числе и он сам, не мог побить в течение 13 лет.

Отец Род Миллен (слева) 8 раз побеждал в своем классе и 5 раз в абсолютном зачете, поставив в 1993 году рекорд, который никто, в том числе и он сам, не мог побить в течение 13 лет.

Спортпрототип Hyundai RMR PM580 Риса Миллена в прошлом году откровенно «не ехал». В абсолютном зачете он проиграл двум формулам родом из 90-х годов и занял лишь 5 место. После финиша постоянный участник американского чемпионата по дрифтингу объяснил это недоработанной машиной.

В этом году, как и в прошлом, в подготовке к гонке Рису помогает отец, легендарный Род Миллен. На предгоночных тестах неисправность полуавтоматической коробки передач поставила под угрозу старт Риса, и отец достал из закромов секвентальную коробку от победного спортпрототипа Toyota Tacoma, на котором он побеждал в абсолюте еще в середине 90-х. Во время тренировки на самой извилистой части трассы Hyundai RMR PM580 отстал от Suzuki SX4 Pikes Peak на 2 секунды с отрезка длиной 4,8 км. Но на скоростной верхней уже отыгрался, показав лучшее время. Конкуренция как никогда высока!

Прототип, построенный на пространственной раме, выглядит пришельцем с Ле-Мана, однако он намного уже, чем классические прототипы -- иначе не вписаться в узкие шпильки обычной дороги. Снаряженная масса меньше, чем у машины Таджимы, а в качестве козырей у Риса -- изначальная «заточка» под асфальт и соответствующая аэродинамика. Из-за неоднозначного поведения машины в поворотах передний и задний дифференциалы заменены с "Торсена" на дисковые фрикционы. По заверениям Риса, машина стала понятнее.

Прототип, построенный на пространственной раме, выглядит пришельцем с Ле-Мана, однако он намного уже, чем классические прототипы -- иначе не вписаться в узкие шпильки обычной дороги. Снаряженная масса меньше, чем у машины Таджимы, а в качестве козырей у Риса -- изначальная «заточка» под асфальт и соответствующая аэродинамика. Из-за неоднозначного поведения машины в поворотах передний и задний дифференциалы заменены с "Торсена" на дисковые фрикционы. По заверениям Риса, машина стала понятнее.

Пол Далленбах: в тени

Финиш над облаками

Большинство СМИ традиционно «забывают» про Пола, но именно он год за годом финиширует вторым, вслед за "Монстром". В середине 80-х ему светила блестящая карьера в формулах, но дальше молодежных серий он не продвинулся. В итоге Пол записал в актив второе место в 24 часах Дайтоны и свыше 12 лет инструкторской работы в школе водительского мастерства. Но известен уроженец местного штата Колорадо прежде всего как каскадер в рекламных роликах и кинофильмах – например, «Форсаж 4».

В прошлом году он впервые перешел из класса Open Wheel в класс Unlimted. Это позволило ему убежать от жестких ограничений на двигатель и снаряженную массу автомобиля. Однако тогда новый, более мощный мотор сгорел в первый же день, а на старом постоянно возникали какие-то проблемы.

\Прямая трансляция будет вестись на официальном сайте гонки Pikes Peak.

«Невезучий» Пол, как и Нобухиро, выплеснул все свои эмоции сразу после финиша: «У меня нет выбора, и я должен обратиться сейчас в прямом эфире. Мне нужен спонсор, чтобы построить надежный и мощный мотор. Мой, разработки 20-летней давности, явно не годится для чемпионской машины».

И, о счастье! Пола услышали в компании, специализирующейся на производстве турбокомпрессоров. Banks Power предложила доработать двигатель Chevrolet V8, оснастив его двойным турбонаддувом – в итоге мощность увеличилась с 750 до 1307 лошадиных сил. Это самый мощный легковой автомобиль Пайкс Пика. До этого лидером числился 1150-сильный Ford RS2000, на котором Марк Ренинсон пытался покорить гору два года назад. В этом году он отозвал свою заявку еще 8 июня.

Формула PVA-03 с прошлого года получила закрытые задние колеса в угоду аэродинамики. Однако из-за установки турбонаддува её снаряженная масса возросла до 930 килограммов. Сердце -- V8 объемом 6,7 литра и пиковой мощностью 1307 лошадиных сил. Крутящий момент -- невероятные 1635 Нм! Кроме двух турбокомпрессоров Banks Power двигатель оснастили системой высотной компенсации на базе гоночного блока ECU Motec. Блок разрабатывался для армии США и регулирует давление в системе и подачу топлива в зависимости от высоты над уровнем моря. Именно с этой проблемой два года назад столкнулся десант из 800-сильных Ford Fiesta во главе в Маркусом Гронхольмом -- на старте "Фиесты" работали великолепно, а к финишу только «чихали и кашляли».

Формула PVA-03 с прошлого года получила закрытые задние колеса в угоду аэродинамики. Однако из-за установки турбонаддува её снаряженная масса возросла до 930 килограммов. Сердце -- V8 объемом 6,7 литра и пиковой мощностью 1307 лошадиных сил. Крутящий момент -- невероятные 1635 Нм! Кроме двух турбокомпрессоров Banks Power двигатель оснастили системой высотной компенсации на базе гоночного блока ECU Motec. Блок разрабатывался для армии США и регулирует давление в системе и подачу топлива в зависимости от высоты над уровнем моря. Именно с этой проблемой два года назад столкнулся десант из 800-сильных Ford Fiesta во главе в Маркусом Гронхольмом -- на старте "Фиесты" работали великолепно, а к финишу только «чихали и кашляли».

Но остается главный вопрос – сможет ли Пол обуздать свыше тысячи лошадиных сил на заднем приводе, особенно на гравийном участке? После первых тестов Далленбах сказал, что многие повороты он просто не может ехать в полный газ, как раньше – колеса шлифуют асфальт даже на скоростях свыше 150 километров в час. В итоге для лучшего баланса мощность на колесах уменьшили до 938 лошадиных сил. Но главное – это его время! На самой крутой и извилистой секции каскадер показал лучший результат дня, опередив Таджиму всего на 0,16 секунды.

Неужели небольшая группа энтузиастов сумеет побить «заводские» команды Suzuki и Hyundai с их миллионными бюджетами? Узнаем уже скоро – в воскресенье, 26 июня.