Опубликовано 02 декабря 2011, 20:02

«Руссо-Балт»

В 1909 году в Риге на Русско-Балтийском вагонном заводе создали современный цех для производства автомобилей.
В 1909 году в Риге на территории Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) возводят специальный цех для выпуска автомобилей. Правда, разработать машину «с нуля» железно-дорожное предприятие едва ли могло. Обратились к западным партнерам.
«Руссо-Балт»

В 1909 году в Риге на территории Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) возводят специальный цех для выпуска автомобилей. Производство оснащают 142 новейшими станками. До этого предприятие уже являлось одним из крупнейших машиностроительных комбинатов в стране, выпускающим широкий ассортимент транспортных средств от трамваев до аэропланов. Но сложная экономическая ситуация заставила РБВЗ искать новые направление развития. Именно на автомобили предприятие возлагало большие надежды.

Правда, разработать автомобиль «с нуля» вагонный завод едва ли мог. Обратились к бельгийской фирме Fondu, у которой РБВЗ уже давно закупал железнодорожное оборудование, и которая уже имела некоторый опыт производства автомобилей. Ее главного конструктора – 26-летнего Жюльена Поттера – пригласили в Ригу и подписали с ним контракт на пять лет. На РБВЗ он наладил выпуск моделей Fondu C и K, до этого уже производившихся в Бельгии. У нас они превратились в "Руссо-Балт" С и "Руссо-Балт" К.

Модель С-24/30 оснащалась 4,5-литровым мотором, выдававшим до 30 лошадиных сил. Машина разошлась тиражом в 347 экземпляров. В порядке эксперимента была создана полугусеничная модификация повышенной проходимости.

Если у «Лесснера» взаимоотношения с военными не сложились, то руководство РБВЗ провело переговоры более удачно. Риск войны с Германией уже ощущался в полной мере, и Генштаб не мог полагаться на поставки немецких машин. В результате, завод стал работать в первую очередь на армию: около двух третей выпущенных «Руссо-Балтов» были закуплены военными.

Самые массовые «Руссо-Балты» – модели С – использовались в качестве штабных машин. Причем их кузова получили особые доработки с учетом чина перевозимых пассажиров. Так, например, открытая версия автомобиля имела более высокие борта – чтобы защищать мундиры от брызг. Автомобиль был оснащен даже специальной корзиной для офицерских шашек.

Модель К стоила дешевле, чем С: 5500 против 7500 рублей. Но и мотор у нее был поскромнее: рабочий объем – лишь 2,2 литра.

Модель К стоила дешевле, чем С: 5500 против 7500 рублей. Но и мотор у нее был поскромнее: рабочий объем – лишь 2,2 литра.

Нашлась работа «Руссо-Балтам» и при царском дворе. В гараже Николая II трудились два автомобиля этой марки. Правда, сам царь на таких машинах не ездил, они предназначались для свиты. Но другие представители императорской семьи покупали подобные машины в личное пользование: например, великий князь Константин Константинович Романов приобрел три "Руссо-Балта", а великая княжна Мария Павловна Романова владела моделью К12-20.

Вплоть до 1917 года завод планомерно расширял свой ассортимент: в модельном ряду появились грузовики. Также «Руссо-Балты» успешно выступали в гонках. Впрочем, серьезных прорывов завод так и не совершил. Военные закупили лишь чуть больше 400 автомобилей. А русская знать все больше предпочитала "Роллс-Ройсы".

У советской России были совсем другие планы на использование мощностей РБВЗ. В 1918 году эвакуированное под Москву (в Фили) производство было переименовано в Первый государственный бронетанковый завод, на котором впоследствии было собрано всего несколько автомобилей.